«Газель» начинается со стратегии

Русский бизнес
Москва, 08.04.2013
«Эксперт Юг» №13-14 (253)
В середине марта в Ростове состоялся конгресс динамично растущих предприятий «Компании-“газели” — скрытый драйвер региональной экономики». Консультантом проекта выступила компания BDO, генеральным партнёром — банк «Петрокоммерц», партнёром — Райффайзенбанк.

В рамках конгресса были награждены победители рейтинга «Южные “газели”-2013» (см. «Эксперт ЮГ» № 9–10 за 2013 год). Самой рентабельной «газелью» юга России было признано ООО «Хаммер» из Карачаево-Черкесии, самой крупной — ЗАО «Тандер» (Краснодар), а наиболее динамичной по результатам рейтинга оказалось ОАО «НЗНП» (Ростовская область).

В ходе конгресса анализировались примеры успешных компаний Юга, которые в течение не менее пяти лет росли средними темпами не менее 30%. Профессор Финансового университета при правительстве Российской Федерации Андрей Юданов отметил, что чаще всего компании-«газели» работают в довольно узких нишах, где могут добиться больших успехов. Он выделил несколько путей, которые позволяют «газели» стать «скрытым чемпионом»: развитие занимаемой ниши, «мягкая диверсификация», внедрение малозатратных инноваций, экспортная активность, а также использование прямых зарубежных инвестиций.

Генеральный директор холдинга «КМ-Союз» Евгений Каракушьян подчеркнул, что для развития необходимо иметь стратегию роста — как в краткосрочной, так и в средне‑ и долгосрочной перспективах. Во-первых, важно понимать, что потенциал роста постепенно снижается, поэтому нужно знать, как будет получена краткосрочная прибыль. Во-вторых, нужно определять деятельность компании на чуть более далёкую перспективу — развивать новые направления, которые в скором времени станут источниками роста. И, наконец, нужно думать о длительной перспективе — придумывать прорывные идеи, создавать уникальные продукты, спрос на которые пока, возможно, и не подтверждён. На необходимости наличия стратегии акцентировали внимание практически все выступавшие на конгрессе представители компаний-«газелей». Партнёр BDO в России Елена Хромова при этом отметила, что, хотя для разработки стратегии и привлекаются различные консалтинговые компании в качестве экспертов, придумать, как развиваться дальше, может только собственник.

Среди других факторов успеха компаний-«газелей» Дмитрий Харин, начальник управления по работе с предприятиями среднего бизнеса ЗАО «Райффайзенбанк», выделил умение поддерживать опережающие темпы роста, повышать эффективность бизнеса, качество управления и планирования. Игорь Дрыга, заместитель коммерческого директора по работе с ключевыми клиентами ЗАО «Группа Алл», указал, что важно иметь в штате высококвалифицированных сотрудников не только на уровне топ-менеджмента, но и на уровне линейного персонала.

Одним из главных препятствий для дальнейшего роста таких компаний участники конгресса назвали отсутствие доступных кредитов. Елена Романова, начальник управления развития продаж департамента кредитования малого и среднего бизнеса банка «Петрокоммерц», отметила, что быстрорастущим компаниям, с одной стороны, неинтересны стандартные продукты, предлагаемые банками для малого и среднего бизнеса, а с другой, им хочется получать в банке готовые и понятные решения.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №13-14 (253) 8 апреля 2013
    Бережливое производство
    Содержание:
    Пощупать кайдзен

    На Кубани прошёл первый Лин-саммит юга России, на котором обсуждалось внедрение технологий «бережливого производства» на отечественных предприятиях. Успешные примеры уже весьма наглядны, но пока это только начало пути

    Реклама