Прибыло пополнение

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»

Проведя очередное исследование среднего бизнеса ЮФО, мы поразились, увидев, что в 2011 году он вырос на 40% по объёму выручки и на 38% — по численности. Ранее мы такой динамики в этом сегменте не наблюдали. Основные тренды — активное пополнение рядов средних компаний бывшими малыми предприятиями и феноменальные темпы роста торговли

Иллюстрация: Дмитрий Горунов

В 2011 году, как мы теперь понимаем, произошло нечто незаурядное для региональной экономики. Судите сами. Исследование среднего бизнеса — самой малоизученной и противоречивой деловой прослойки — мы осуществляем в третий раз. Первое было проведено по итогам 2007 года, второе — год назад по итогам 2010 года. В 2007 году в нынешних границах ЮФО мы насчитали 699 средних предприятий. И по итогам 2010 года их количество практически не изменилось — 692. Объём выручки также остался приблизительно тем же. А по итогам 2011 года мы видим резкий скачок — почти на три сотни компаний. Теперь их 986, совокупные доходы — 612,7 млрд рублей. Попытаемся разобраться, что произошло.

Поскольку сфера среднего бизнеса — условная транзитная зона, которую проходит компания на пути от годовой выручки в 400 млн рублей до 1 млрд, то, понятно, на неё сильно влияют процессы притока новичков из сферы малого бизнеса и оттока в крупный. Бывает и наоборот — когда понижение выручки крупных компаний делает их средними, а понижение выручки средних превращает их в малые. В 2011 году наблюдалось движение во все стороны. Например, 37 фирм, появившиеся в исследовании по итогам 2011 года, — это компании-новички. Ещё 37 компаний пополнили список средних в связи с падением выручки ниже миллиарда рублей. Но определяющим стало увеличение числа средних компаний за счёт представителей малого бизнеса. За 2011 год 372 (!) малых предприятия переступили черту выручки в 400 млн рублей, то есть из 986 компаний 38% ещё год назад были «малышами». Подобной динамики в крупном бизнесе, как правило, не наблюдается; не каждый год такое встретишь и в среднем.

Утяжеление участников

Для понимания того, что происходит внутри среднего бизнеса, многое даёт ранжирование компаний по объёму выручки (см. график 1). Год назад, анализируя средние компании с шагом в 100 млн рублей, мы видели, что по мере роста выручки количество компаний сокращается. Объяснимо наименьшее их количество присутствовало в сегменте от 800 млн рублей годового оборота до миллиарда. То есть в рамках среднего бизнеса наблюдалось некоторое расслоение между верхом и низом общего списка. В этом году мы не получили принципиально иной картины, но наибольший прирост пришёлся на две точки — в количестве компаний с выручкой 400–500 млн рублей и фирм с оборотом в 700–800 млн. Это говорит о том, что средний бизнес ЮФО в целом становится более весомым.

Из прошлогодних «пограничных» компаний в разряд крупного бизнеса перешло, например, ОАО «Полтавская нефтебаза», выручка которого увеличилась пусть и символически, но достаточно для того, чтобы стать крупным (1,04 млрд рублей). Компания «Долина» из Краснодарского края, занимающаяся производством виноградного вина, за год заработала 1,15 млрд рублей и тоже выбыла из рядов среднего бизнеса. Среди прочих ранее средних компаний в разряд крупного бизнеса перешли ОАО «НИПИгазпереработка» (1,7 млрд рублей), ООО «Панавто-Юг» (1,6 млрд рублей), ООО «Кубань-Вино» (1,3 млрд рублей) и др.

Кубань и Дон в отрыве

В региональной структуре среднего бизнеса лидирует Кубань — здесь 418 компаний, которые формируют 42,5% совокупных доходов всего среднего бизнеса юга России. На втором месте Ростовская область, средний бизнес которой создаёт более 38% совокупной выручки, но за год вырос динамичнее (см. таблицу 2). И Кубань, и Дон за год приросли более чем сотней средних компаний — то есть на 34% и 41% соответственно.

На третьем месте Волгоградская область — на неё приходится 14,6% всех доходов средних компаний округа. Для сравнения, в сфере крупного бизнеса распределение долей между регионами примерно такое же, но на уровне среднего бизнеса Дон и Кубань имеют гораздо более мощную прослойку. В Волгоградской области средних компаний в 2,5–3 раза меньше, тем не менее, регион увеличил свой вес в среднем бизнесе ЮФО — с 11,5% до 14,6%. Произошло это за счёт скачка количества предприятий за год на 79% — с 81 до 145. В отраслевом разрезе наибольшее пополнение произошло благодаря оптовой торговле и строительству. Но если смотреть на прирост в абсолютных цифрах, то можно видеть, что отрыв Кубани и Ростовской области увеличивается.

Торговля быстрее индустрии

Практически все субъекты ЮФО отличает высокий уровень среднего торгового бизнеса, чья доля в доходах колеблется от 40 до 50%. Высокие темпы развития в округе связаны в первую очередь с успехами торговли. В отраслевой структуре среднего бизнеса на Юге её доля увеличилась с 44,7 до почти 50%. Торговля в 2011 году предстала как самая динамичная отрасль — темпы прироста розницы составили 80%, опта — 54% (см. график 2). Для сравнения, годом ранее промышленность, хотя и значительно проигрывала в доле, однако росла наиболее впечатляющими темпами. Теперь ситуация изменилась — и вес промышленности в среднем бизнесе сократился с 25,6 до 17%. Эта тенденция отражает общероссийскую ситуацию, характеризующуюся замедлением темпов роста промышленного производства. По ряду индустриальных отраслей мы видим прирост выручки, близкий к нулю. Наиболее динамичны цветная металлургия и углепром, представленные в рейтинге минимальным количеством компаний. Впрочем, торговля потеснила индустрию не только за счёт более высоких темпов прироста, но и благодаря сокращению отдельных отраслей. Вероятно, динамика торговли отчасти объясняется и её большей гибкостью, высокой скоростью реакции на внешние изменения на фоне стабильного ещё восстановительного развития экономики округа в 2011 году.

Выручка предприятий в сфере пищевой промышленности сократилась почти на 30%, но произошло это на фоне увеличения доли АПК больше чем наполовину (+53%). Интересно, что определённое перераспределение между предприятиями АПК и пищевой промышленности мы отмечали и в исследовании динамично развивающихся компаний Юга — «газелей». Однако среди «газелей» ситуация обратная — там растёт доля пищепрома и снижается вес АПК. Эта ситуация демонстрирует бо́льшую способность компаний пищевой промышленности к быстрому росту, благодаря чему им требуется меньше времени, чтобы перейти в категорию крупного бизнеса, в отличие от сферы АПК, где развитие бизнеса тесно связано с природными и биологическими процессами.

В связи с изменением методологии доля ЖКХ за год существенно выросла. Появление в списке примерно десятка предприятий сферы ЖКХ позволило повысить объективность исследования.

Безубыточных отраслей меньше

Убыточными в базе среднего бизнеса по итогам 2011 года оказались 125 компаний, то есть каждая восьмая. По итогам 2010 года таковых было меньше — 88 (но также — каждая восьмая в базе). Доля доходов убыточных компаний в общей выручке среднего бизнеса Юга за два года практически не изменилась — 13% и 12,6% в 2010 и 2011 годах соответственно. Вероятно, показатели убыточных компаний являются некоей константой регионального среднего бизнеса. За 2011 год предприятия генерировали 10,65 млрд рублей чистых убытков, что меньше, чем в 2010 году (12,2 млрд рублей). Наиболее убыточный бизнес связан с реализацией инвестпроектов, когда, например, на этапе строительства гостиниц или производств в первые годы предприятие генерирует убытки, обусловленные не операционной деятельностью, а капвложениями.

Если год назад можно было выделить целый ряд отраслей (цветная и чёрная металлургия, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, полиграфическая промышленность и др.), где все компании прибыльны, то по итогам 2011 года ситуация изменилась. Только в стекольной и целлюлозно-бумажной промышленности все предприятия оказались прибыльными. Возможно, такая ситуация объясняется исчерпанием ресурса посткризисного восстановления региональной экономики.

Потенциал для финансирования

Особая характеристика среднего бизнеса на Юге, которая была отмечена год назад и сохраняет свою силу и сегодня, — недокредитованность. Нормальной признаётся краткосрочная задолженность, не превышающая квартальной выручки предприятия, то есть не более 25% годового оборота. В большинстве отраслей среднего бизнеса Юга этот показатель не превышает 15–20%. Резких колебаний этого показателя за год не произошло. Доля краткосрочной задолженности, если не брать во внимание нефтегазовую промышленность, больше трети годовой выручки только в АПК и углепроме. В пищевой промышленности её уровень составляет порядка 28%, в машиностроении — около 25%. И это достаточно много. Для сравнения, в химпроме задолженность отмечена на уровне 16–17%, в цветной металлургии и промышленности строительных материалов — ниже 10%. Долгосрочная финансовая нагрузка в машиностроении и химпроме составляет менее 10% годового оборота, в пищевой — почти 20%. То же касается и долгосрочной нагрузки — южный средний бизнес имеет значительный потенциал для более активного кредитования. Вероятно, в связи с этим целый ряд кредитных организаций свои стратегические цели связывают именно с развитием кредитования в этом сегменте.