Как узнать улицы в лицо

Общество
Москва, 27.05.2013
«Эксперт Юг» №20-21 (260)
В Ростове уже четвёртый месяц проходит акция, посвящённая победе в Великой Отечественной войне: активисты развешивают на улицах, названных в честь героев войны, таблички с их фото и биографиями

Фото предоставлено организаторами

— Здравствуйте! Мы организаторы акции «[У]Лица Победы». На улицах, названных в честь участников Великой Отечественной войны, мы размещаем вот такие информационные таблички с фотографией и биографией героев. Можно ли повесить на ваш дом? — с таким уже заученным текстом три студентки, Татьяна Степаничева, Татьяна Павлова и Мария Скорик, стучатся в частные дома Ростова уже больше трёх месяцев. Цель проекта «[У]Лица Победы» — рассказать о героях войны и показать, что названия улиц — это не просто отметки на карте, но и дань памяти воинам Великой Отечественной войны. Официальные группы проекта в социальных сетях появились 11 февраля этого года, а уже 14 февраля на улицах Мадояна и Герасименко можно было увидеть первые таблички. Технология акции проста: организаторы подбирают фотографии героев и тексты их биографий, делают макеты табличек, распечатывают и ламинируют их в типографии и как минимум раз в неделю при помощи монтажной ленты и клея развешивают на домах и заборах улиц с соответствующими названиями. Дата окончания проекта — 22 июня. «По идее, проект может длиться сколько угодно, — говорит Мария Скорик, — поэтому мы установили для себя условные сроки: день освобождения Ростова — начало Великой Отечественной войны». За это время участницы проекта планируют повесить памятные таблички на 111 ростовских улицах — именно столько их названы именами участников войны.

Найти бы фотографии

По словам инициаторов проекта, изначально было желание подготовить что-нибудь к Сталинградской битве, однако приближалось 14 февраля — день освобождения Ростова от фашистских захватчиков, поэтому решили приурочить акцию к этому событию. «Сначала мы хотели размещать просто фотографии улиц, названных именами героев, в социальных сетях, потом решили выкладывать там же биографии, но нам и этого показалось мало, и в итоге появилась идея с табличками», — рассказывает Мария Скорик. Проведя несколько дней в краеведческом отделе Донской публичной библиотеки, девушки нашли в одной из книг перечень улиц города, названных в честь героев войны. Значительно сложнее оказалось найти фотографии этих героев: до сих пор организаторам не хватает нескольких портретов. Тем не менее, после обращения в СМИ им помогли с поиском нужных фотографий не только сами журналисты, но и простые жители — после публикаций с просьбами о помощи несколько человек прислали фотографии участников войны из личных архивов: в частности, фото военного лётчика Ивана Петрожицкого нашлось у его внучки, которая сейчас живёт в Москве. Таким образом удалось собрать около 30 фотографий.

Благодаря вниманию местных СМИ и активности в социальных сетях (сейчас в группе акции в «Вконтакте» более 300 участников) в Ростове акция, что называется, «на слуху». Несомненно, этому способствуют и сами таблички, которых в городе стало ощутимо много. Организаторы прошли более 70 улиц, проект перевалил через экватор. На страничках в соцсетях организаторы объявляют о времени и месте каждой следующей встречи. И довольно часто к ним присоединяются желающие поучаствовать в акции, жители домов и даже случайные прохожие. «Недавно была забавная ситуация, — рассказывает Татьяна Павлова. — Мы шли по улице Дранко с табличками, повесили на какой-то неприметный дом. Вдруг видим — бежит за нами дедушка. Мы ожидали, что нас будут ругать. Кричит: “Стойте, это же вы таблички развешиваете? Пойдёмте, мне на дом повесите!”» По словам организаторов, активных помощников акции уже порядка 80 человек. В частности, авторы проекта сотрудничали с Ростовским художественным училищем имени Грекова и школой № 43, в которой организаторы провели патриотические уроки, а потом вместе со школьниками отправились развешивать таблички.

Наиболее активно в акцию включаются старики и молодёжь, что, в общем-то, и понятно. Для пожилых людей эта акция — знак внимания по отношению к ним и их сверстникам, молодежь не очень сильно печётся о своих кирпичах, да и всевозможные флешмобы и массовые акции сегодня очень модная тема. О положительном отношении к инициативе среди горожан можно судить и по тому, что большинство табличек остаются висеть на домах: за несколько месяцев акции, по примерным подсчётам организаторов, пропало всего около 7–8 табличек.

Однако не всегда реакция на эту гражданскую инициативу только положительна. По наблюдениям организаторов, примерно в 15% случаев приходится столкнуться и с недоброжелательным отношением. Сначала мало кто верил, что это — такая гражданская бескорыстная инициатива, за которой «никто не стоит», и организаторов подозревали во всех смертных грехах. Второй вариант негативной реакции: «дело хорошее, но давайте не на этом доме».

Нет такой статьи расходов

На улицах организаторов, как правило, принимают за представителей органов власти: думают, что это инициатива городской администрации, часто просят помочь с асфальтом или передать жалобы «куда надо». Но, к большому сожалению авторов проекта, никакие официальные лица на акцию не откликнулись. Девушки обращались с письмами и в разные общественные организации, и в администрацию Ростова — но всё безрезультатно. Ещё куда более удивительно, что и различные студенческие организации в проект фактически тоже не включились: максимум, что удалось получить от крупных вузов города — перепосты сообщений об акции на сайтах и официальных страницах в социальных сетях. После того, как организаторы разослали письма с приглашениями присоединиться к акции, клеить таблички пришла только одна студентка, да и то как частное лицо. Что уж говорить о денежной поддержке: хоть расходы минимальны, но печатать и ламинировать таблички каждую неделю всё равно надо. Не помогла деньгами даже альма-матер студенток — Южный федеральный университет, где они выступали с презентацией проекта. Оказалось, что непонятно, под какую статью бюджета подвести эти средства.

В течение четырёх месяцев организаторы акции повесят таблички на 111 улицах города 044_expertjug21.jpg Фото предоставлено организаторами
В течение четырёх месяцев организаторы акции повесят таблички на 111 улицах города
Фото предоставлено организаторами

Тем не менее, девушки не в обиде на вузы: изначально проект собирались осуществлять только своими силами. Да и благотворители всё равно есть — периодически помогают с печатью, причём бескорыстно: благодарность спонсорам организаторы выражают только на словах. Это, кстати, принципиальная позиция. «Проект не имеет никакого коммерческого основания, — говорит Татьяна Степаничева. — Мы изначально решили, что не будем прибегать к использованию рекламы и чьих-то логотипов. Нам предлагали изготовить пластмассовые таблички, чтобы внизу был чей-нибудь логотип, но мы отказались. Мы не хотим привязывать проект к какой-то конкретной компании — тогда это в любом случае будет восприниматься как реклама».

К тому же организаторы надеются, что акцию поддержат в других городах, а при наличии конкретного спонсора в Ростове сделать это будет уже сложнее. Причём именно в том виде, в котором акция существует сейчас, её проще всего повторить: по большому счёту, нужно только желание этим заниматься. С вопросами о деталях проекта к девушкам уже обращались из Шахт и даже с Украины. Правда, непонятно, будет ли в итоге реализован там этот проект или нет. А вот в Ейском районе Краснодарского края Молодёжный координационный совет при главе района сам начал реализовывать аналогичный проект с таким же названием накануне 9 мая. Авторы идеи попытались обратиться к реализаторам проекта и предложить помощь и сотрудничество, но на контакт с ними никто не пошёл. Но организаторы не злятся на такой плагиат и только пожимают плечами: «Главное, чтоб они что-то делали». Правда, в Ейске, кажется, проект заглох после того, как прошёл День Победы, и таблички успели повесить только на одной улице.

Пока организаторы не планируют сами продолжать акцию в будущем: «Мы ощущаем, что надо передохнуть. Хотим сделать перерыв. Многие думают, что это весело-задорно, но на самом деле ходить по Ростову в мороз и в грязь каждые выходные очень тяжело, да и поиск информации и подготовка табличек отнимают много времени». Тем не менее, девушки надеются, что идея не пропадёт зря и акция возродится в следующем году — но уже на новом месте.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №20-21 (260) 27 мая 2013
    Судьба новороссийского порта
    Содержание:
    Мучительное перерождение порта

    Недавний акционерный конфликт в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) стал одним из следствий возвращения на командные высоты российской экономики людей, близких к президенту Владимиру Путину. Главным приоритетом для порта теперь, скорее всего, станет перевалка нефти и нефтепродуктов, а не развитие высокорентабельного контейнерного направления. Окончательную ясность в перспективы развития НМТП должна внести продажа 20-процентного госпакета акций компании, намеченная на этот год

    Реклама