Будущее южных городов требует управленческой воли

Города юга России находятся перед лицом модернизационного вызова. От того, насколько адекватным будет ответ на сегодняшние задачи развития, зависят перспективы ближайших десятилетий. Начинать обновление инфраструктуры крупнейших городов региона можно с внедрения современных систем скоростного пассажирского транспорта

Урбанизация необратима. Сегодня у нас на глазах во всём мире совершается великий переход к новому жизненному укладу, в центре которого находится город. Этот процесс следует рассматривать как вызов, поскольку он сопряжён с коренными изменениями во всех сферах человеческой жизни. Тем не менее, в мире уже накоплен достаточный опыт управления городами. Передовые практики, существующие в этой области, сегодня должны внедряться и в России.

Процесс бурного развития городов во всём мире вносит изменения и в работу глобальных компаний. Для «Сименс» одним из приоритетных направлений деятельности стало развитие проектов в области городской инфраструктуры. Два года назад в компании был сформирован сектор инфраструктуры и городов (IC). В его портфель входят интегрированные транспортные решения, системы автоматизации и безопасности зданий, оборудование низкого и среднего напряжения, решения для интеллектуальных сетей. Объединив опыт давно существующих в рамках компании секторов индустрии и энергетики, сектор инфраструктуры и городов предлагает необходимые решения для того, чтобы сделать города более экологически чистыми и комфортными для жизни.

Южная повестка городского развития

Перспективы крупнейших южных городов сегодня определяют три группы модернизационных вызовов.

Во-первых, это заметная активизация урбанизационных процессов и, как следствие, постоянно растущая нагрузка на городскую инфраструктуру. Наиболее крупные города юга России, в первую очередь Ростов-на-Дону, Краснодар, Махачкала, активно растут, а возможности улучшения систем их жизнеобеспечения уже давно не поспевают за темпами прироста населения, автотранспорта, коммерческой недвижимости. Более того, в орбиту крупных городов вовлекаются близлежащие населённые пункты, что приводит к слабо управляемым пока процессам формирования агломераций по наиболее простой модели «ядро — периферия». Всё это доводит нагрузку на инфраструктуру крупных городов до критического уровня, что требует скорейшего принятия решительных мер по «расшивке» проблем, накопившихся в этой сфере.

Во-вторых, крупные города юга России вовлечены в ряд масштабных проектов, инициированных и реализуемых государством и инвесторами федерального и транснационального уровня. В первую очередь речь идёт о Чемпионате мира по футболу 2018 года, матчи которого состоятся в Ростове-на-Дону, Волгограде и Сочи. Для Ростова и особенно для Волгограда чемпионат — это серьёзный вызов.

В-третьих, города Юга сегодня оказались в совершенно ином конкурентном поле, чем всего несколько лет назад. Если раньше основным направлением перемещения человеческого капитала из российских региональных центров была Москва, то теперь пространство возможностей для представителей наиболее престижных городских профессий существенно расширилось. По мере того, как мир становится всё более открытым, необходимость удержать лучших на своей территории выходит для городов Юга на первый план.

Что мы сегодня вкладываем в понятие современной городской среды? Прежде всего здесь мы должны говорить о создании равных возможностей комфортной жизни для максимально большого количества горожан. Наиболее показательной сферой, в которой подобный подход с успехом применяется во многих городах мира, является общественный транспорт. Обеспечить любого человека доступным, удобным, комфортным и безопасным транспортом — это важнейшая задача для любого современного города.

Метро или «лёгкий» рельс?

Дискуссия вокруг приоритетного направления модернизации общественного транспорта в Ростове идёт уже много лет. Ещё в советский период в Ростове планировалось начать строительство метро, в прошлом десятилетии рассматривались возможности монорельсовых дорог, затем на первый план вновь вышел метрополитен, и работы в этом направлении уже приблизились к проектной стадии. Однако при всей очевидной необходимости для горожан строительство в Ростове «классического» метро вызывает несколько принципиальных вопросов.

Во-первых, среди всех российских «миллионников» Ростов-на-Дону — самый компактный, здесь нет достаточного количества свободных земель для комфортного размещения такой масштабной структуры, как метрополитен. Прокладывать метро в центре города — слишком большой вызов для Ростова, ведь вряд ли найдётся много желающих, чтобы линии метрополитена проходили прямо под их местом жительства или работы.

Во-вторых, необходимо понимать, что до 2018 года федеральное финансирование для строительства ростовского метро выделено не будет — а ведь к чемпионату мира город должен подойти с качественно иным общественным транспортом. Впрочем, соображения чемпионата здесь явно не должны преобладать — на первый план следует ставить интересы горожан.

Идеология «Сименс» при проектировании и строительстве систем скоростного пассажирского транспорта для крупных городов заключается в разумной комбинации разных видов городского транспорта и их взаимной увязке. В условиях Ростова-на-Дону от перспектив строительства метро отказываться вряд ли стоит, но и ждать ещё 20–30 лет представляется неоправданным. Поэтому дилемма сегодня выглядит так: либо мы теряем время и дальше, либо делаем конкретные шаги по решению накопившихся транспортных проблем. Чемпионат мира по футболу может стать хорошей возможностью для более эффективного привлечения финансирования.

С учётом вышесказанного оптимальным решением представляется создание в Ростове системы легкорельсового скоростного транспорта (ЛРТ). Наиболее распространённым представителем этого семейства пассажирского транспорта является скоростной трамвай, который сегодня можно встретить во многих городах Европы. При грамотном проектировании это экологически чистый, безопасный и практически бесшумный транспорт, а главное, не настолько затратный, как метрополитен. По нашим оценкам, даже половины из суммы в 75 млрд рублей, необходимой для строительства первой линии ростовского метро, хватит на то, чтобы построить в черте города систему ЛРТ.

Ещё одним преимуществом ЛРТ является то, что эту систему транспорта можно успешно внедрять даже в сложных условиях старых городов с узкими улицами. С этой точки зрения Ростов, где исторически первым видом общественного транспорта был именно трамвай, можно сравнить с Веной, Лиссабоном или Эдинбургом, где проекты ЛРТ уже реализованы. Если же брать масштабы всего мира, то у «Сименс» на сегодняшний день насчитывается уже более 200 референций в сфере ЛРТ. Департамент «Сименс» «Системы рельсового транспорта» является лидирующим мировым поставщиком интегрированных решений в этой сфере, который обладает успешным опытом реализации проектов «под ключ», в том числе на юге России. Пилотным транспортным проектом «Сименс» в регионе стал электропоезд «Ласточка», соединивший железнодорожный вокзал Сочи и аэропорт в Адлере.

С чего начать?

Правильная последовательность действий при проектировании систем ЛРТ, логичная для любого большого города, такова. Прежде всего необходимо выяснить, где есть пассажиропоток, определить, сколько должно быть линий ЛРТ и как они должны проходить. Второе: нужно установить, как увязать эти линии с автомобильными дорогами. Автомобильным транспортом люди будут пользоваться в любом случае, но грамотная увязка общественного и личного транспорта позволит достичь эффекта синергии. Кроме того, необходимо определить точки пересечения ЛРТ с традиционными для города видами транспорта — автобусами, троллейбусами и маршрутными такси, поскольку на них в рамках функционирования ЛРТ будет возложена очень серьёзная подвозящая функция. Сегодня же в Ростове взаимодействие между различными видами транспорта практически отсутствует.

После того, как схема размещения линий ЛРТ будет готова, проводятся расчёты по электрификации путей и количеству подстанций. При этом открываются возможности по освобождению значительных земельных участков от уже существующей инфраструктуры электротранспорта с последующей их передачей девелоперам. Так, в Ростове, по имеющимся данным, сегодня порядка 50 подстанций, многие из которых занимают значительные площади. Однако системы ЛРТ требуют гораздо меньшего количества подстанций, а главное, они могут быть куда более компактными (в среднем подобный объект занимает площадь в 6 кв. м).

При наличии чёткого понимания специфики пассажиропотока, просчитанном количестве линий ЛРТ и подстанций можно переходить к финансовой части проекта, предполагающей подсчёт вложений в рельсовую составляющую и подвижной состав. Все указанные исследования должен производить либо сам город (при наличии соответствующих специалистов), либо привлечённые консультанты. Далее необходимо представить результаты исследования общественности и городским властям, которые объявляют тендер на проектирование и закупку оборудования. При реализации проекта возможно и необходимо использование принципов государственно-частного партнёрства.

Специфика территориального развития Ростова-на-Дону предполагает, что систему ЛРТ необходимо сразу проектировать в масштабе формирующейся Ростовской агломерации. Это — единственный правильный путь, понятный даже неспециалисту. Если Ростов хочет быть современным городом и намерен снизить уровень социальной напряжённости и инфраструктурных ограничений, то нет иного выхода, кроме как присоединять современным общественным транспортом Батайск, Новочеркасск, Таганрог, Азов. Кроме того, «агломерационный» масштаб системы ЛРТ диктует строительство нового международного аэропорта в 40 километрах от Ростова — все желающие просто не смогут добраться туда на своей машине, на такси или автобусом, как это происходит сегодня. Как и в большинстве крупных городов мира, аэропорт с городом должен связывать скоростной рельсовый транспорт.

Наконец, главный вопрос — как быстро будут приняты необходимые управленческие решения? Сегодня со стороны властей Ростова-на-Дону и Ростовской области мы видим понимание необходимости модернизации системы общественного транспорта, однако уже пора переходить к конкретным шагам по реализации этой масштабной задачи. Возможно, на первый взгляд проект ЛРТ может показаться дорогим, но если брать весь его жизненный цикл, то он гораздо дешевле, чем бездействие или несовременное устройство городского транспорта, требующее повышенных текущих затрат на сервис и эксплуатацию. Кроме того, развитие систем ЛРТ тянет за собой модернизацию прочих сфер жизнеобеспечения города, в первую очередь систем энергоснабжения и энергопотребления. Таким образом, создание современной системы пассажирского транспорта выступает своего рода якорем городского развития. Осталось только проявить политическую волю.                       

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №22-23 (262) 10 июня 2013
    Развитие городов Юга
    Содержание:
    Пережить мундиаль

    Чемпионат мира по футболу 2018 года открывает большие возможности для ускоренного развития в российских региональных центрах как минимум трёх сегментов — собственно спортивных сооружений, транспортной инфраструктуры и гостиниц. Однако во всех трёх случаях нужно будет ещё научиться правильно пользоваться построенными объектами — а это задача, которая выходит далеко за рамки нескольких недель мундиаля

    Реклама