Дыхание в затылки «миллионников»

10 июня 2013, 00:00
  Юг

Редакционная статья

Многочисленные рейтинги российских городов, опубликованные в течение последнего месяца как Минрегионом, так и рядом федеральных изданий, показывают тенденцию, которая обозначилась совсем недавно — мы видим третью волну городов, которая по различным показателям вдруг стала теснить привычные «миллионники». Это, например, Тюмень, которая оказалась на втором после Краснодара месте в рейтинге городского развития «Русского репортёра», — год назад этого города в первой десятке не было вовсе. Это Калининград, который возглавил рейтинг «Форбса» по привлекательности городов для бизнеса, — в прошлом году города не было даже в топ-30. Можно назвать Ярославль, который в рейтинге «Секрета фирмы» под обобщающим названием «100 лучших городов России» поднялся с 36-го места на шестое. В десятке самых привлекательных городов по версии Минрегиона вдруг оказались Воронеж и Уфа — в других рейтингах они также заметно поднялись. Уже эти примеры хорошо показывают: логика, согласно которой привлекательность города прямо пропорциональна его размеру, работает всё хуже.

Это раньше иерархия была ясна — Москва и Питер, затем «миллионники», и далее по степени убывания значимости. А в Калининграде — чуть более 400 тысяч жителей, в Белгороде, попавшем на третье место сотни лучших городов России по версии «Секрета фирмы», — меньше 400. В этой же весовой категории Ставрополь, который оказался третьим по привлекательности среди южных городов после Краснодара и Ростова-на-Дону, обогнав, кстати, Сочи. А ведь совсем недавно казалось, что Сочи — исключение из всех правил, в связи с чем этот город и в состоянии почти на равных соревноваться с городами-лидерами. Но то, что вчера было исключением, сегодня стало правилом. После Сочи в сотне лучших от Юга идут Владикавказ, поднявшийся с 97-го места на 45-е, Волгодонск, Новороссийск, Астрахань, Таганрог. А уже за ними опустившийся за год на 16 позиций Волгоград, который проигрывает по условиям для учёбы, работы, проживания. Это единственный «миллионник» в России, население которого в 2011 году сократилось. Но и другие «милионники», а также примкнувший к ним Краснодар, могут уже ощутить дыхание в затылок.

Мы привыкли сравнивать кубанскую и донскую столицы. По рейтингам за прошлый год видим, что Краснодар обходит Ростов по доступности госзаказов и налоговому режиму в регионе. В Ростове бюджетные доходы на одного жителя выше, чем в Краснодаре, а расходы — ниже. Например, в столице Кубани расходы на культуру и спорт в два раза выше, чем в столице ЮФО. Ещё там больше строят, лучшая обеспеченность врачами. В Ростове больше производят на одного жителя, но зарплаты и торговый оборот, опять же, проигрывают. А теперь в это соревнование включаются и другие города. Знаете ли вы, что во Владикавказе число юридических лиц на тысячу человек больше, чем в Ростове и практически такое же, как в Краснодаре? Или что покупательная способность людей в Астрахани выше, чем в донской столице? Что в Таганроге объём производства на человека почти вдвое выше, чем в Краснодаре, а в Новочеркасске — в полтора? Что инвестиции в основной капитал в Волгодонске почти втрое больше, чем в Ростове-на-Дону?

Было бы слишком смело сказать, что из этих единичных примеров уже складывается полноценная картина, показывающая, как средние города повсеместно на равных конкурируют с признанными тяжеловесами. Это лишь первые ростки, они иллюстрируют пока более скромную мысль о том, что такая конкуренция уже существует. Для Ростова и Краснодара это значит, что турист, финансист, предприниматель, интеллектуал, выбирая южное направление, в ближайшем будущем будут видеть не два варианта, а уже больше десятка — по количеству городов Юга в топ-100. Тем, кто развивается, это не страшно. В паре «Ростов-Краснодар» это Краснодар. Рейтинг «Русского репортёра» показал, что респонденты указывают 4 из 16 параметров жизни, по которым город развивается успешно, по остальным — без провалов. У Ростова — ни провалов, ни успехов; ничего не изменилось. Если не будет изменяться и дальше, город наверняка продолжит терять позиции.