Энергетика поворачивается к клиенту

Тема недели
Москва, 10.06.2013
«Эксперт Юг» №22-23 (262)
Новый руководитель ОАО «МРСК Юга» Владимир Вашкевич называет приоритетом компании стабилизацию отношений с клиентами — речь и о том, чтобы вовремя получать оплату за услуги, и о том, чтобы в срок удовлетворять запросы на технологическое присоединение. Эта стабильность позволит, с одной стороны, планировать дальнейшее развитие предприятия, с другой — более активно участвовать в проектах по развитию территорий

Фото: Андрей Бойко

Маленькая приёмная, скромный демократичный кабинет с отсутствием всяческих признаков роскоши, молодость, уверенное владение инструментарием передовых направлений современного менеджмента — по всем пунктам новый генеральный директор ОАО «МРСК Юга» Владимир Вашкевич, вступивший в должность в феврале текущего года, отличается от привычного для энергетического сектора управленца. Финансово-экономическое положение компании на момент вступления в должность нового руководителя далеко не блестяще: более трёх миллиардов рублей убытков и снижение выручки по итогам 2012 года, нулевые дивиденды на протяжении нескольких лет, многомиллиардные долги перед компанией, высокий износ сетевого хозяйства. И это далеко не полный список проблем одной из крупнейших публичных компаний Юга. По словам Владимира Вашкевича, сегодняшний приоритет предприятия — сфера отношений с клиентом, в которой — ключи к решению большинства проблем компании. При этом «МРСК Юга» сразу обратилась к лучшим технологиям управления — в астраханском филиале компании в этом году начали реализацию проекта «Бережливое производство».

Сети для чемпионов

— Вы уже знаете, какие объекты компания будет строить в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу 2018 года?

— В Ростове нам надо построить и ввести в эксплуатацию подстанцию «Спортивная» и реконструировать транзитную линию от подстанции Р4 до подстанции «Койсуг». Этой транзитной линией запитано ещё порядка десятка подстанций. Её реконструкция позволит предложить более надёжную и качественную передачу энергии. Подстанция «Спортивная» на левом берегу Дона должна обеспечить проведение чемпионата, а в будущем — развитие инфраструктуры левобережного района, толчок к развитию которого даст чемпионат. Мы планируем направить на эти цели порядка 1,3 миллиарда рублей.

В волгоградском филиале ОАО «МРСК Юга» предусмотрена реализация 18 инвестиционных проектов по строительству и реконструкции электросетевых объектов под чемпионат мира. Общий объём капитальных вложений по всем объектам составит более семи миллиардов рублей со сроком реализации проектов до 2017 года.

— Нет ли у вас опасений, что инфраструктура, созданная для нужд чемпионата, не будет эффективно использоваться после его окончания? Как можно минимизировать такие риски?

— Да, построить-то объекты мы построим, но вопрос загрузки вводимых мощностей действительно возникает. К примеру, мощность подстанции «Спортивная» — 40 МВт, а загружено, согласно поданным на сегодня заявкам на технологическое присоединение, не более 10 МВт. Конечно, это вопрос к властям — как стимулировать бизнес к застройке и максимальному насыщению этого района. Сейчас мы участвуем, кстати, ещё в одном проекте, связанном с развитием левого берега Дона — это реконструкция Ворошиловского моста; заказчиком выступают ростовская мэрия и областное правительство.

— Что вы делаете в рамках проекта?

— Проводим реконструкцию кабельной линии. К сожалению, у нас нет взаимопонимания с заказчиком — мы будем бить во все колокола по этому вопросу. Мы несколько раз предлагали провести линию по строящемуся мосту с отчуждением для этих целей особой зоны на сооружении — стоимость проекта составляет 200 миллионов рублей. Нам же почему-то настойчиво предлагают глубинное бурение, которое стоит в четыре раза дороже. Чтобы решить этот вопрос, я планирую встретиться и с мэром, и с губернатором области, буду поднимать эту проблему и на уровне межтерриториального управления Министерства регионального развития. Мы готовы заплатить за доработку проекта проектировщикам, пусть это будет стоить дополнительных денег, но переплачивать в два-три раза мы не можем. Тем более что эта сумма войдёт в тариф за электроэнергию, а политика государства сейчас — минимизировать рост тарифов для населения. Мы лучше направим эти средства на развитие электросетевого комплекса того же Ростова.

Приоритет — долги

— Ваше недавнее назначение на пост генерального директора «МРСК Юга» сопровождалось постановкой новых задач для компании?

— Каких-то принципиально новых задач не ставилось. Основные цели и задачи прописаны федеральным законом «Об энергетике», уставом компании, решениями совета директоров компании, позицией ОАО «Российские сети». Электросетевой комплекс должен в первую очередь обеспечить надёжность поставок энергии потребителям. В настоящее время у «МРСК Юга» есть ряд проблем: накопившиеся долги, большой объём дебиторской задолженности, просроченные договоры по техприсоединению, дисбаланс между фактическими доходами и расходами. Всё это ставит передо мной как руководителем первоочередную задачу — принять необходимые меры и в течение года-двух прийти к стабильной ситуации.

— Какими темпами в прошлом году развивалась компания?

— Доходы компании на протяжении последних лет росли, но за прошлый год снизились на 3,7 процента, составив почти 23,5 миллиарда рублей. Величина чистого убытка — порядка 3,3 миллиарда рублей. Такая динамика — следствие накопившихся за предыдущие периоды проблем, она напрямую связана с существующей просроченной задолженностью.

— Каковы её объёмы на сегодняшний день?

— Просроченная задолженность составляет 13 миллиардов рублей — я ставлю перед собой задачу снизить этот показатель до уровня меньше 10 миллиардов к концу года. Это будет шаг вперёд, мы вовлечём деньги в оборот компании, что позволит более динамично решать операционные задачи и улучшать показатели. Работа с дебиторской задолженностью состоит из двух частей. Первая — формирование бесспорной дебиторской задолженности между нами и гарантирующим поставщиком, каковым являются энергосбытовые компании. Вторая часть работы — возврат дебиторской задолженности, даже в тех случаях, когда разногласия с гарантирующим поставщиком не подкреплены исчерпывающим пакетом документов.

— Как показатель просроченной задолженности распределён между территориями присутствия компании?

— Самая большая задолженность приходится на Волгоградскую область, более миллиарда рублей — долги в Астраханской области, свыше полумиллиарда — в Калмыкии, кое-что задолжала и Ростовская область. В Ростове-на-Дону у нас в прошлом году была неприятная история с выпадающими доходами, когда по решениям судов заявленная к поставке мощность была признана в два раза меньшей, чем обычный ежегодный отпуск. Это в чистом виде несовершенство действующего законодательства, что успешно использует против нас гарантирующий поставщик. Мы вместе с регулятором не знаем, что делать и в части сдерживания роста тарифов. Цепочка выглядит так: снижение заявленной мощности — снижение объёма отпуска — снижение выручки — выпадающие доходы. Соответственно, необходима корректировка тарифов, чтобы мы выполнили свои обязательства перед государством. А тарифы бесконечно расти не могут. В итоге получается, что мы в тупиковой ситуации, а гарантирующий поставщик получил всё, что хотел.

— Самая серьёзная проблема с долгами сложилась в Волгоградской области. Какова задолженность по этому региону на данный момент и как выйти из этой ситуации?

— Да, там дело очень серьёзное. На сегодня общий размер дебиторской задолженности со стороны ОАО «Волгоградэнергосбыт» перед ОАО «МРСК Юга» составляет 4,8 миллиарда рублей, из них 1,4 миллиарда приходится на Волгоградские муниципальные электрические сети и ещё 660 миллионов — на банкротящееся ОАО «Химпром». Скорее всего, долги этого предприятия реструктуризируют, и никто не будет никому должен. Нынешняя волгоградская ситуация стала результатом государственной недоработки, когда из-за требований по аварийной брони, наличия оборонных заказов, потребностей непрерывного цикла химического производства мы не могли отключать неплательщиков от потребления электроэнергии. Поэтому государственное регулирование в подобных случаях должно быть очень обдуманным. Если предприятие является субъектом рыночных отношений, оно должно оплачивать потреблённую энергию. Здесь же вышло иначе — предприятие получало энергию, но не оплачивало. Мы больше двух лет бьёмся с этой проблемой, но ситуация не меняется.

Средства для развития

— Капитализация «МРСК Юга» за последние несколько лет упала в несколько раз. Что планируется сделать, чтобы повысить стоимость компании?

— Мы начали с ревизии затрат, переоценки, анализа дебиторской задолженности. Избавляемся от неликвидных активов, от складских остатков, реализуя один из принципов бережливого производства — покупать и использовать, а не покупать и хранить. Мы ведём большую работу по оптимизации в использовании ресурсов. Например, у нас есть подстанции, которые размещены на четырёх гектарах земли, в то время как необходимо только полгектара. Возможное решение — модернизировать подстанцию и разместить её на 400 квадратных метрах (современные технологии это позволяют), а высвободившиеся земли эффективно использовать — продать или сдать в аренду. Раньше мы этим не занимались, сегодня уделяем подобным вопросам больше внимания. Реализация инвестиционных проектов с использованием проектного финансирования тоже будет способствовать росту стоимости компании. Наша цель — стать высокоэффективным привлекательным электросетевым комплексом.

— Каков объём вашей инвестиционной программы на 2013 год? Будет ли она расти в ближайшие годы?

— По итогам 2012 года было реализовано инвестиционных проектов на сумму более пяти миллиардов рублей, в том числе за счёт выполнения дополнительного технологического присоединения объектов. На этот год планировалась сумма 5,1 миллиарда рублей, но из-за сложностей с наличием финансирования и выпадающих доходов была произведена корректировка до 3,9 миллиарда рублей. В следующем году планируется потратить на инвестиционные цели порядка шести миллиардов, но точная сумма будет зависеть от того, какими окажутся тарифы, сколько средств мы соберём, насколько значительными получатся выпадающие доходы и будут ли они вообще. Словом, работать в долг и не выполнять свои обязательства перед контрагентами — неправильно, да уже и невозможно. Лимит доверия кредиторов к нам находится на грани, и наш приоритет сейчас — жить по средствам и выполнять договорные отношения.

Владимир Вашкевич 032_expertjug23.jpg Фото: Андрей Бойко
Владимир Вашкевич
Фото: Андрей Бойко

— А насколько изношено сетевое хозяйство компании?

— Уровень износа сетей в целом более 50 процентов — как воздушных линий электропередач, так и кабельных. Отдельные участки за последние несколько лет были реконструированы, но это капля в море. Дело в том, что наша инвестиционная программа предполагает как строительство и реконструкцию имеющихся сетей, так и их обеспечение. В частности, речь идёт о технологической связи, которая должна обеспечивать сбор и обработку данных о состоянии объекта; если связь не работает, возникает неуправляемость сетей, потеря контроля, что у нас считается аварийной ситуацией.

— Вы привлекаете заёмное финансирование, чтобы компенсировать нехватку собственных средств?

— У нас и так большой объём кредитов, и лимит заёмных средств, которые мы можем позволить себе привлечь, пока исчерпан. Однако то, что мы в данный момент не можем привлекать кредиты, не означает, что мы не в состоянии формировать проекты и привлекать соинвесторов, то есть осуществлять проектное финансирование. Такую схему мы будем апробировать в Астрахани для реновации и создания «умной» распределительной сети города — smart grid. Ряд крупных банков уже подтвердили готовность финансово участвовать в этом проекте. Раньше подобная схема привлечения инвестиций в компании не использовалась. Тем не менее, пока мы тратим только то, что собираем. С апреля наметилась положительная тенденция в этом направлении, когда мы стали перевыполнять планы по сбору. Все эти деньги будут направлены на то, чтобы поддерживать и улучшать сетевое хозяйство.

Сейчас я пересматриваю инвестиционную программу и требую исключать те проекты, рентабельность которых непонятна или вызывает сомнения. Когда мы реконструируем сеть, формируем основные технические решения, а они оказываются чрезмерными, компании это невыгодно. Как пример: можно взять самое дорогое оборудование, провод, опоры и все составляющие, — и отремонтировать незначительный процент сетей, но с запасом прочности на 50 лет. Учитывая огромный объём сети и высокий процент износа, мы лучше отремонтируем большее количество сетей, и пусть они прослужат не 50, а 15–20 лет, чем на 50 лет гарантируем работу минимальной части всей сети. Мы сейчас не в том положении, чтобы позволить себе точечные ремонты — нужно повышать надёжность всей сети.

— На каком уровне у вас потери в сети? Какой их уровень был бы оптимальным?

— Технические потери должны быть на уровне от четырёх до семи процентов, в зависимости от протяжённости и технических показателей сети. Коммерческие потери в большой степени отражают бездоговорное и безучётное потребление энергии. Сейчас коммерческие потери велики, в отдельных случаях они превышают 50 процентов в распределительной сети, которая подходит к конечному потребителю. Основная задача, которую я перед собой ставлю в этом направлении, — снизить потери и создать предпосылки для максимального сбора денег с потребителей. Мы не собираем деньги с конечных потребителей, их нам платит гарантирующий поставщик, но мы ставим принципиальную задачу — минимизировать объём разногласий с гарантирующим поставщиком. Мы действуем в рамках постановления правительства РФ № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Мы меняем договоры со сбытовыми структурами, приводя их в соответствие с этим постановлением, добиваемся сверки данных по платежам физических и юридических лиц, требуем оплатить нам всё то, что было оплачено конечными потребителями. Иными словами, мы до предела усилили контроль и активизировали взаимодействие с гарантирующим поставщиком.

Как контролировать потребителя

— Как вы для себя классифицируете потребителей энергии?

— Условно для себя мы выделяем три категории — «добросовестные», «сомневающиеся» и «хулиганы», то есть те, кто не платит или умышленно ворует. Конечно, с точки зрения учёта проще работать с юридическими лицами. Физические лица — это миллионы абонентов, и контролировать их сложнее, поэтому и взыскивать задолженность с населения гораздо труднее, чем с предприятий.

— И как выстраивать работу с ними?

— Я сам езжу в районные эксплуатационные службы, мне важно разобраться в этом вопросе. Например, приезжаешь в областной населённый пункт и видишь малообеспеченную семью с двумя детьми в разваливающейся избушке на курьих ножках, набросы на провода. Как правило, при проверках выясняется, что в таких домах нет энергоёмких приборов, а энергопотребление составляет, скажем, 40 кВт в месяц. Совсем другая ситуация, когда стоит четырёхэтажный дом с бассейном и сауной, который удивительным образом потребляет те же 40 кВт в месяц. Поэтому в первую очередь разбираемся именно с такими потребителями — платите за электроэнергию и спите спокойно.

Другой момент: мы усиливаем контроль и систематизируем работу с населением. В итоге, когда появляется учёт, падает потребление — люди начинают экономить. Например, некоторые жильцы благополучного азовского побережья, которые до проверок держали у себя промышленные холодильники для хранения улова, отказались от их использования. В итоге полезный отпуск падает.

— Как быть в таких ситуациях?

— Я сторонник того, чтобы отпускать энергии меньше, но реально потреблённой, пусть это будет, скажем, 7 кВт. И я против того, чтобы отпускать, к примеру, 30 кВт, из которых воруют 20.

Бережливое производство в сетях

— Недавно в вашем астраханском филиале началась реализация пилотного проекта «Бережливое производство». Уже есть какие-либо результаты — как для компании, так и для клиентов?

— Этот проект запущен только два месяца назад, итоги подводить будем позже, осенью. Пилотными площадками выбраны Центр обслуживания клиентов в Астрахани и  группы технологического присоединения и обслуживания клиентов Приволжского и Лиманского районов электрических сетей астраханского филиала. Мы искали эффективные пути по улучшению качества обслуживания клиентов и доступности электросетевой инфраструктуры, поэтому основными задачами определили изменение схем работы для уменьшения потерь времени, материальных и трудовых затрат, а также увеличение производительности при работе с клиентами. Цель проекта в том, чтобы сократить сроки обработки и исполнения заявок и обращений потребителей, уменьшить время ожидания в очередях, исключить ошибки при составлении  договоров на технологическое  присоединение к электросетям. В итоге мы должны существенно сократить сроки выполнения мероприятий по договорам технологического присоединения и повысить уровень сервиса.

— Проект «Бережливое производство» позиционируется как совместный со Сбербанком — а в чём роль банка в проекте?

— Это дополнительный продукт, который мы получаем от нашего партнёра — Сбербанка, где мы кредитуемся, реализуем зарплатные проекты. Знаете, ещё несколько лет назад в отделения крупнейшего банка страны было страшно зайти — там стояли огромные очереди. Сегодня успех банка в этом направлении очевиден и бесспорен. Я сам прочёл книгу Джеймса Вумека и Дэниэла Джонса «Бережливое производство», идеи которой нашли отражение в проводимых реформах по выстраиванию отношений банка с клиентами, и подумал, что этот опыт может быть полезен и нашей компании. Поэтому мы стали совместно работать в этом направлении. Я, конечно, понимаю, что в энергетическом комплексе «бизнес в стиле фанк» не сделать, но многие традиционные, устоявшиеся вещи, к которым все привыкли и которые считаются само собой разумеющимися, не являются идеальными решениями. «МРСК Юга» должна быть конкурентоспособной компанией. Поэтому мы начали с центра обслуживания клиентов, пересматриваем стратегию и тактику технологического присоединения, будем осуществлять пилотные проекты по передаче функций приёма заявок на технологическое присоединение в многофункциональные территориальные центры. Ведь технологическое присоединение — это только инструмент привлечения клиента в целях продажи ему энергии, поэтому проводится беспрецедентная программа по сокращению просроченных договоров на техприсоединение. Я ставлю задачу к 1 августа снизить количество просроченных договоров до уровня менее пяти процентов от общего числа. Для справки: когда несколько месяцев назад мы начали работать над этой проблемой, просроченными были более половины договоров на технологическое присоединение.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №22-23 (262) 10 июня 2013
    Развитие городов Юга
    Содержание:
    Пережить мундиаль

    Чемпионат мира по футболу 2018 года открывает большие возможности для ускоренного развития в российских региональных центрах как минимум трёх сегментов — собственно спортивных сооружений, транспортной инфраструктуры и гостиниц. Однако во всех трёх случаях нужно будет ещё научиться правильно пользоваться построенными объектами — а это задача, которая выходит далеко за рамки нескольких недель мундиаля

    Реклама