Виртуальная конференция

8 июля 2013, 00:00
  Юг

Кто, на ваш взгляд, должен генерировать крупные проекты, связанные с городским развитием — муниципалитет, субъект федерации, бизнес, федеральный центр?

Артур Когданин 013_expertjug27_1.jpg
Артур Когданин

Артур Когданин, генеральный директор компании LEDEL:

— Муниципалитет должен быть центром, выдвигающим идеи и проявляющим инициативу по проектам городского развития. Однако решения и планы необходимо обсуждать с обществом, городскими формациями. Если это крупный проект, касающийся строительства торговых центров или сноса парков, то его необходимо согласовывать с обществом, в противном случае могут повториться стамбульские события. Тогда власть не посчитала нужным посоветоваться с горожанами, в итоге это привело к печальным последствиям.

Если говорить о роли бизнеса или федерального центра, то нужно понимать, что финансирование подобных программ не может исходить только от бизнеса. Это либо государственное субсидирование, либо инвестиции бизнеса. Например, своевременное планирование освещения города, на мой взгляд, прежде всего обязанность муниципалитета, ведь именно эта структура призвана заниматься развитием инфраструктуры и построением комфортной для жизни среды. При обсуждении этой темы важно понимать, что увеличение освещённости приведёт к уменьшению аварийности на дорогах общего пользования и падению криминальной составляющей, если дело касается внутриквартального освещения. Попутно увеличивается инвестиционная привлекательность района.

Анвер Бек-Мурза 013_expertjug27_2.jpg
Анвер Бек-Мурза

Анвер Бек-Мурза, директор Ростовской инвестиционной компании, управляющий проектом «Ясная Поляна»:

— Фактически развитие города — создание генплана застройки, благоустройство, решение транспортных вопросов, создание необходимой городской инфраструктуры —  прямая задача муниципалитетов. Именно муниципалитет определяет вектор развития города. Однако сейчас, в прогрессивное и динамичное время, у каждого неравнодушного есть отличная возможность внести рациональную идею в намечающийся проект или предложить собственный, уникальный. В идеале все — и муниципалитет, и жители города, и бизнес — должны работать в грамотном взаимодействии: выявлять так называемую зону роста, создавать потребность в перемене, предлагать проект и реализовывать его, используя ресурсы из всех сфер.

Всё чаще генератором проекта и «локомотивом» выступает бизнес, и это оправданно: эффективные компании непременно динамичны и инновационны, поэтому им проще сгенерировать принципиально новый инновационный проект. Во всём мире доказано, что эффективный бизнес — это не только прибыльный бизнес, но и бизнес социально ориентированный. Сейчас компании готовы непосредственно влиять на жизнь и развитие социальной сферы, но, к сожалению, практически всегда сталкиваются с пресловутыми административными барьерами. Важно понимать, что местное население и власть должны не препятствовать, а способствовать реализации таких проектов, только тогда их можно реализовать наиболее эффективно и в кратчайшие сроки. Мы все заинтересованы в том, чтобы сделать наши города лучше, ведь в первую очередь мы их жители, а затем уже представители власти, застройщики, бизнесмены.

Дмитрий Пузанов 013_expertjug27_3.jpg
Дмитрий Пузанов

Дмитрий Пузанов, заместитель генерального директора ОАО «Евразийский»:

— На мой взгляд, ответ очевиден: ответственными за генерирование и реализацию крупных проектов, связанных с городской инфраструктурой, должны быть муниципальные власти. Только они могут и должны выступать заказчиком проектов для городских нужд в качестве публичного партнёра. Бизнес может принимать участие в этом процессе, если муниципалитету не хватает собственных средств. Но при этом у публичного партнёра должна быть готовность делиться с бизнесом коммерческой эффективностью проектов.

Алексей Трушин 013_expertjug27_4.jpg
Алексей Трушин

Алексей Трушин, коммерческий директор ООО «Черноморская финансовая компания»:

— Считаю, что это в первую очередь зависит от целей проекта. Проекты не возникают из ниоткуда. Их появлению предшествуют определённые предпосылки. Соответственно, проект призван решить определённую проблему. Если вопрос затрагивает интересы федерального центра, как, например, инфраструктурная составляющая события российского или международного масштаба — проект инициируется на федеральном уровне. Если речь идёт о решении межрегиональной или межмуниципальной проблемы, инициатором могут быть как региональные власти, так и муниципалитеты. При этом важно грамотно определить источники финансирования. В противном случае (из-за несоответствия масштаба идеи уровню административного деления инициатора) проект почти гарантированно рискует остаться лишь проектом.

Особняком в этой системе стоит бизнес. Поскольку городское развитие, в общем-то, сугубо бюджетная сфера, связанная лишь отчасти с развитием бизнеса, роль бизнеса в данном случае больше рекомендательная, чем направляющая. Некоторое исключение — моногорода, зависящие от бизнеса, но это совсем другая история.