Модернизация уйдёт в трубу

Русский бизнес
Москва, 26.08.2013
«Эксперт Юг» №33 (272)
Реализация крупных инвестпроектов, связанных со строительством и реконструкцией дополнительных мощностей по нефтепереработке на юге России, в ближайшие годы серьёзно усилит позиции отрасли в регионе. Однако вряд ли это скажется на ценах для местных потребителей, поскольку основная часть продукции южных НПЗ ориентирована на экспорт

Фото: Архив «Эксперта Юг»

По данным отраслевых аналитиков, совокупные мощности нефтепереработки на Юге составляют около 29,45 млн тонн. Географически наибольшая их доля приходится на Краснодарский край (42,9%) и Волгоградскую область (37,35%). Традиционно основными игроками на южнороссийском рынке нефтепереработки являются четыре завода, построенные в середине прошлого века и принадлежащие либо ВИНКам, либо крупным инвесторам. Нефтяные мэйджоры владеют Волгоградским НПЗ (ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», входит в НК «ЛУКОЙЛ») и Туапсинским НПЗ (НК «Роснефть»). В настоящее время эти два предприятия проходят модернизацию. Менее крупные игроки контролируют Афипский НПЗ (ООО «Нефтегазиндустрия» экс-главы Госстроя Владимира Когана) и Краснодарский НПЗ («Краснодарэконефть», входит в сферу интересов АФК «Система»).

Однако за последние годы на юге России было заявлено немало новых проектов в нефтепереработке. Некоторые из них уже запущены в эксплуатацию (например, Новошахтинский завод нефтепродуктов в Ростовской области), другие близки к завершению (в конце года планируется ввести в строй небольшой НПЗ в Дагестане), третьи пока остаются на бумаге. Так или иначе, желание иметь собственные активы в этой сфере существует практически у всех южных регионов.

На четырёх китах

Наличие на Юге крупных НПЗ мало сказывается на обеспечении регионов моторным топливом, ибо владельцы заводов изначально имели собственные стратегию развития и взгляд на ареал реализации их продукции. Три из крупных южнороссийских НПЗ (Туапсинский, Афипский, Краснодарский) расположены неподалёку от основных черноморских портов. Это определяет их экспортную ориентированность и выпуск продукции, наиболее востребованной за рубежом — топочного мазута, дизтоплива, прямогонного и экспортного технологического бензина. К примеру, у Афипского НПЗ 80% продукции уходило за рубеж, у Туапсинского НПЗ — более 90%.

На внутреннем рынке реализуется лишь малая часть их моторного топлива по тарифам, зачастую вызывавшим у антимонопольщиков подозрение в ценовом сговоре. Сами региональные власти лишь за счёт особых отношений с ВИНКами могли договориться об обеспечении своих территорий необходимым объёмом топлива с НПЗ. Поэтому их деятельность до последнего времени не играла определяющей роли в индустриальном развитии юга России.

Однако в конце концов правительство «взялось» за нефтяников. Представление государства о будущем отрасли сводится к следующим пунктам: увеличение глубины переработки, наращивание производства светлых нефтепродуктов и снижение — тёмных с унификацией ставок пошлин на них на уровне 66% от пошлины на сырую нефть, введение заградительного тарифа на экспорт бензина до 90% от цены на нефть и техрегламента для выпуска топлива стандартов не менее «Евро-3». Настойчивые призывы правительства вынудили нефтехолдинги начать срочную модернизацию своих НПЗ.

Руководство «Роснефти» ещё в 2005 году приступило к реализации масштабного инвестпроекта по реконструкции Туапсинского НПЗ для наращивания его мощности переработки с 4,5 до 12 млн тонн нефти в год, увеличения её глубины с 54% до 96,5% и перехода на выпуск продукции в соответствии со стандартами «Евро-4» и «Евро-5». Первый этап планировалось завершить ещё в прошлом году. Сначала запуск новой установки намечался на 2010 год, но затем из-за больших затрат «Роснефти» по сделке с покупкой ТНК-ВР был перенесён на 2013 год. Однако глубокая реконструкция ТНПЗ ничуть не сменит тренд на экспортоориентированность его продукции, как предполагалось ранее из-за близости завода к «олимпийским» АЗС «Роснефти». До начала Олимпиады с модернизацией уже не успели, поэтому и топливо европейских стандартов, скорее всего, пойдёт в ту же Европу.

Собственники ЛУКОЙЛа инвестируют 84,5 млрд рублей в реконструкцию и модернизацию Волгоградского НПЗ. Уже сегодня предприятие начало выпускать продукцию по стандарту «Евро-5». Но и здесь основной упор делается на экспорт топлива, — продукция уходит на рынки Средиземноморья, Северо-Западной Европы, Средней Азии, Ирана через черноморские порты. Аналитик ИК «Велес-Капитал» Василий Танурков отмечает: «Пока в России нет спроса на высококачественный бензин, вероятнее всего, в ЛУКОЙЛе будут делать ставку на экспорт нефтепродуктов».

Недавно сменившийся собственник Афипского НПЗ тоже заявил о планах масштабных инвестиций (2,5 млрд долларов) до 2018 года. Кроме того, «Нефтегазиндустрия» в прошлом году объявила о новом амбициозном проекте строительства нефтяного терминала в районе мыса Пенай в Цемесской бухте для перевалки продукции АНПЗ. Предполагается, что здесь будет переваливаться дизельное топливо (7 млн тонн в год), а также бензин или мазут (около 3,5-4 млн тонн). Для этого собственнику понадобится одновременно протянуть трубопровод от завода до моря. Объём инвестиций в проект оценивается на уровне 1 млрд долларов.

О лоббистском потенциале Владимира Когана, которого считают человеком, близким к Владимиру Путину, свидетельствует хотя бы такой эпизод. Несмотря на то, что аналитики предрекали проекту судьбу «воздушного замка», нынешним летом администрация Новороссийского порта приняла решение об изменении портовых границ с учётом строительства нового терминала. А «Транснефть» согласовала подключение АНПЗ к своему трубопроводу и будет поставлять на завод 5 млн сырья тонн в год (ранее руководство завода годами добивалось этого, возя сырую нефть по железной дороге).

Наконец, Краснодарский НПЗ, после того как у его бывшего владельца Михаила Гуцериева осложнились отношения с государством, в последние годы несколько раз менял собственников, пока совсем не ушёл в офшор, не раскрывая новых владельцев. Его прежняя программа модернизации была достаточно скромна (600 млн рублей) и вряд ли могла претендовать на звание кардинальной реконструкции.

Домашний шланг

Если планы ВИНКов мало зависят от желаний местных властей, то сами власти в попытке обрести независимость от нефтехолдингов всячески поощряют проекты строительства независимых мини-НПЗ на юге России. Это вполне логично, ибо как раз в этом регионе сложился наиболее динамично развивающийся авторынок. Как сообщили «Эксперту ЮГ» в аналитическом агентстве «Автостат», крупнейшими потребителями моторного топлива здесь являются находящийся на третьем месте в стране по этому показателю Краснодарский край — 2,39 млн тонн в год (3,81%) и Ростовская область с шестым местом — 1,74 млн тонн (2,77%).

Руководство Ростовской области почти 10 лет лоббировало строительство Новошахтинского завода нефтепродуктов (НЗНП; собственник — холдинг Сергея Кислова «Юг Руси»), который бы гарантировал поставки топлива на местный рынок. По заверению менеджмента НЗНП, лишь 10% его продукции будет направляться на собственные нужды «Юга Руси», а остальное пойдёт сельхозпредприятиям Ростовской области и ЮФО, а также в качестве бункерного топлива для судоходных компаний Азово-Донского бассейна. Сегодня НЗНП заканчивает второй этап строительства и осенью должен запустить установку по производству битума для покрытия автодорог мощностью 700 тысяч тонн в год с общим объёмом инвестиций 2,3 млрд рублей.

На Кубани постепенно модернизируется региональный Ильский мини-НПЗ (собственник — ОАО «Кубанская нефтегазовая компания»), наращивая мощности до 2 млн тонн. Ожидается, что к пуску второй очереди (намечался в прошлом году) завод сможет выпускать прямогонный бензин, топочный мазут и дизельное топливо стандарта «Евро-4». Это будет означать, что из стандартного мини-НПЗ, каких в России десятки, он превратится в средний нефтеперерабатывающий завод, способный удовлетворять нужды местных автовладельцев.

В Тахтамукайском районе Адыгеи сейчас ведётся активное строительство собственного НПЗ мощностью 6 млн тонн. Ожидается, что на первом этапе, к 2016 году, в проект будет вложено порядка 830 млн евро (всего заявлен объём инвестиций в 2,7 млрд евро), а на предприятии будет выпускаться топливо по стандарту «Евро-5». В качестве инвестора выступает компания «Антей», управляющая активами расположенного поблизости Краснодарского НПЗ. Проектировщики предполагают, что от КНПЗ к новому заводу протянется ветка нефтепровода, по которой из Краснодара будут перекачиваться продукты первичной переработки нефти (керосин, прямогонный бензин, мазут), а уже в Адыгее из них станут делать моторное топливо. Однако, как отмечает аналитик компании «АЛОР» Наталья Лесина, 830 млн евро на первом этапе — совсем незначительная сумма для такого проекта: «Вложения должны быть в несколько раз больше, если собственники намерены с нуля построить завод, выпускающий продукцию “Евро-5”; либо инвесторы должны пересмотреть сумму вложений, либо они рассчитывают использовать оборудование по совершенно низкой цене».

Собственной переработкой рассчитывают обзавестись в Дагестане, так как вся добываемая в республике нефть (до 200 тысяч тонн в год) уходит на экспорт. На прошлогоднем Сочинском инвестиционном форуме был представлен получивший у правительства республики статус приоритетного проект строительства мини-НПЗ мощностью переработки 1,2 млн тонн нефти с парком хранения нефтепродуктов на 100 тысяч тонн. Завод разместится на территории нефтебазы ОАО «Дагнефтепродукт» (местной «дочки» «Роснефти») и должен быть построен всего за полтора года.

Общая стоимость проекта превышает 7 млрд рублей, из которых на первом этапе предполагается потратить 2,544 млрд, 91% этой суммы планируется привлечь из заёмных источников. Срок окупаемости проекта рассчитан на два года. По словам вице-премьера правительства Дагестана Абусупьяна Хархарова, инициатором проекта выступает бывший председатель парламента республики Султан Магомедов. Для Дагестана собственный завод может стать настоящей палочкой-выручалочкой и избавлением от монополиста в лице «Роснефти», а также хотя бы частично решить острую для республики проблему контрафактного горючего.

Собственные планы по нефтепереработке были в своё время и в Кабардино-Балкарии.  О строительстве НПЗ на 2 млн тонн с предполагаемой суммой инвестиций 1–2 млрд долларов ещё несколько лет назад шли переговоры между руководством республики и «Роснефтью», но в 2010 году компания решила, что более выгодным является вариант восстановления аналогичного НПЗ в Грозном.

Согласно достигнутой договорённости с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, мини-НПЗ на площадке разрушенного нефтемаслозавода имени Шерипова планировалось начать строить ещё в 2011 году, а первую очередь запустить в 2013 году. По проекту завод должен выпускать 450 тысяч тонн высокооктанового бензина стандартов «Евро-4» и «Евро-5», 470 тысяч тонн дизельного топлива, а также сжиженный газ и 30 тысяч тонн битума; приблизительная сумма вложений — 29 млрд рублей. Но пока и этот региональный проект, даже с учётом мощного лобби в лице республиканского руководства, сталкивается с длительными проволочками — прошлой осенью был лишь объявлен тендер на разработку ТЭО.

С большой помпой заявлялся и проект строительства к 2016 году своего мини-НПЗ мощностью 150 тысяч тонн в Северной Осетии. Его должны были запустить на базе Коринского нефтяного месторождения с общей суммой инвестиций 1,166 млрд рублей. Но и у этого проекта судьба пока неясна. Иными словами, попытки обрести независимость от ВИНКов в большинстве регионов юга России пока завершились неудачей — сказались как нехватка финансирования, так и отсутствие опыта строительства подобных мощностей. «Строительство НПЗ в некоторых республиках высокозатратно. Например, при действующей смете на строительство НПЗ в Чечне мощность переработки обойдётся более чем в 300 долларов за баррель; при этом в Европе баррель перерабатывающей мощности можно купить в 7–10 раз дешевле», — подсчитал аналитик агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг. По его мнению, новые южные НПЗ вполне могут выступить базой для индустриального развития регионов ЮФО и СКФО в случае создания сопутствующих производств нефтегазохимии. Однако, учитывая наличие морских портов, куда больше вероятность дальнейшего формирования экспортно ориентированного нефтеперерабатывающего комплекса.   

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №33 (272) 26 августа 2013
    Экономика фестивалей
    Содержание:
    Есть тема: большие open-air`ы

    На юге России начинает формироваться культура фестивалей под открытым небом. Пионером в этой сфере выступает Краснодарский край, который накопил богатый опыт в области туризма, но стремится диверсифицировать турпоток. Постепенно в процесс включаются и другие регионы, рассматривающие крупные фестивали и как способ привлечь туристов, и как возможность поработать над собственным имиджем

    Реклама