Перезагрузка курортов

Спецвыпуск
Москва, 16.09.2013
«Эксперт Юг» №34-36 (275)
Генеральный директор ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) Сергей Верещагин рассказал в интервью «Эксперту ЮГ» о том, какие изменения будут внесены в стратегию развития компании и что будет сделано для того, чтобы построить курорты по лучшим мировым стандартам. Новая стратегия призвана, с одной стороны, ускорить темпы реализации проекта северокавказского туристического кластера, с другой — привлечь в него больше инвесторов

Фото: предоставлено компанией

— После смены менеджмента КСК заявлялось, что все ранее принятые планы будут заново проверяться и видоизменяться, в том числе и долгосрочная стратегия развития. Эти корректировки уже готовы? Можете о них рассказать?

— Мы продолжаем ревизию. Конечно, рабочий план действий на ближайшую перспективу — до конца 2013 года — у нас есть. Пересмотр нашей долгосрочной стратегии работы до 2025 года продолжается. Мы планируем вынести переработанный вариант на обсуждение совета директоров КСК в конце этого года. Хочу подчеркнуть, что корректировка стратегии не коснётся общих планов и задач компании — мы ориентируемся на то, что до 2025 года все восемь площадок, которые находятся у нас в управлении, начнут работу в соответствии с решениями, принятыми правительством Российской Федерации.

— Можете ли вы назвать основные коррективы, которые планируется внести в стратегию?

— Проект будет видоизменяться. В частности, планируется, что вскоре он расширится за счёт включения в него курорта Ведучи. Во всяком случае, у нас есть информация, что соответствующее постановление скоро будет подписано правительством. Таким образом, наш проект будет присутствовать во всех субъектах СКФО. Кроме того, в новой стратегии запуск курортов будет поделён на этапы. Например, сегодня мы концентрируемся на первом этапе создания туристического кластера — речь идёт о тех проектах, которые сейчас находятся в наибольшей степени готовности: всесезонные туристско-рекреационные комплексы Архыз, Мамисон и Эльбрус-Безенги. Сегодня на них почти полностью готова вся документация, связанная с землёй, подписаны соглашения с Минэкономразвития РФ, и мы понимаем план наших дальнейших действий по развитию курортов.

— На уровне конкретных проектов уже были значимые коррективы по целевым показателям?

— Да. Приведу пример по земле. Под проект на Эльбрусе было в свое время отведено 25 тысяч гектаров земли. А сейчас мы определили, что нужно около пяти тысяч, в большем количестве земель для развития курорта просто нет необходимости. Под северокавказский кластер в целом было отведено около 300 тысяч гектаров земли. А уже сейчас мы выходим на цифру около 200 тысяч гектаров. Причём половина этой земли уже оформлена, другая находится в стадии оформления.

— Сокращение целевых показателей по конкретному курорту не влияет на тот поток туристов, который вы рассчитываете на этом курорте принимать?

— Почти не влияет. Но о потоке надо сказать отдельно. В своё время говорилось, что северокавказский кластер должен принимать пять миллионов туристов в год. Мы, конечно, будем рады, если сюда будет приезжать такое количество туристов, но более реалистичной мы считаем планку в 2,5–3 миллиона при выходе курортов на нормальную работу. Думаю, мы серьёзно оптимизируем затраты на внутреннюю инфраструктуру. Но не факт, что это приведёт к сокращению туристического потока. Мы ведь можем предложить более эффективную логистику. Во Франции есть примеры, когда с одного подъёмника есть выходы на разные склоны. Этим путём надо идти и нам.

— Бюджет проекта сократится?

— Этого сказать пока не могу. У нас идёт пересчёт всей финансовой модели. Новые цифры войдут в стратегию, которую мы планируем утвердить до конца года.

— Как сегодня строится работа с инвесторами?

— По нескольким направлениям. Во-первых, действующим законодательством предусмотрен целый набор льгот для резидентов особых экономических зон. Мы разъясняем это нашим потенциальным партнёрам. Кроме этого, для повышения интереса инвесторов в нашем распоряжении есть такие инструменты, как привлечение займов на реализацию коммерчески перспективных проектов под государственные гарантии. Сегодня мы видим серьёзный интерес со стороны наших иностранных партнёров. У нас подписано 21 соглашение на достаточно большие суммы.

— Но это же соглашения, которые подписала предыдущая команда?

— Да. А наша задача теперь — перевести их в практическое русло. Сейчас мы из всех подписанных соглашений выбираем те, где инвесторы реально готовы прийти в проект и которые нам, соответственно, наиболее интересны. Сегодня нам нужен от инвесторов накопленный опыт технических и технологических решений. Например, Франция достаточно давно прошла путь, в начале которого мы сейчас находимся. Недавно к нам приезжали французские специалисты, которые посетили Архыз, Мамисон и Эльбрус, подробно изучили проекты мастер-планов этих курортов и дали свои рекомендации. В частности, партнёры порекомендовали продлить подъёмник на Эльбрусе, а также сделать пакетный туристический маршрут: день на Мамисоне, день на Эльбрусе, три дня на Архызе. В целом они дали много дельных советов по развитию Архыза и Мамисона. Естественно, мы будем прислушиваться к их рекомендациям, так как это признанные специалисты на рынке горнолыжных курортов. В частности, французская Compagnie des Alpes — компания, которая прошла весь путь обустройства курортов. У них в управлении находится 25 курортов, из них 14 — горнолыжных.

— Если вернуться к соглашениям, насколько удаётся соблюсти преемственность по отношению к прежнему курсу компании?

— Не все соглашения реализуемы, от некоторых придётся отказаться. Но потенциал есть, мы уже провели очень продуктивные переговоры с компаниями из Китая, Италии, Франции — это три наших самых масштабных соглашения. Мы видим хорошие перспективы в сотрудничестве с компаниями из Объединённых Арабских Эмиратов, Германии и Сингапура. Иностранные партнёры понимают, что потенциал развития туризма в России очень высок. Доля катающихся на горных лыжах в некоторых странах достигает 37 процентов от общего числа жителей (Австрия, Швейцария), а во многих европейских странах, где существуют благоприятные условия для горнолыжного спорта (Франция, Финляндия, Германия, Норвегия и другие), этот показатель колеблется в пределах 10-20 процентов. В то же время в России только 2,5 процента населения занимаются горными лыжами, так что потенциал этого рынка ещё по-настоящему не раскрыт.

— Как региональные власти могли бы поработать на эффективность проекта?

— В зависимости от этапа. Сейчас нам нужна помощь в решении земельных вопросов, особенно на уровне муниципалитетов. Вторая тема — снятие административных барьеров на этапе работы с резидентами. Очень многое здесь будет зависеть от политики региональных властей. Третья — система региональных льгот для инвесторов. ОЭЗ дают определённые льготы, но система региональных преференций тоже может использоваться.

Ну и ещё одна проблема — нам не хватает специалистов. Мы должны совместно с региональными властями выстраивать политику трудоустройства на наши курорты. Нам важно, чтобы они вместе с нами формировали заказ на специалистов. Мы сейчас сделали первый шаг — подписали масштабное соглашение с Северо-Кавказским федеральным университетом. У нас к соглашению приложен перечень специальностей, по которым мы должны подготовить специалистов для наших курортов. В Европе подготовка таких специалистов ведётся в рамках школ гостеприимства. У нас достигнуты договорённости с несколькими школами об обмене преподавателями и студентами. И мы будем помогать университету готовить учебные базы.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №34-36 (275) 16 сентября 2013
    Инвестпроекты ЮФО-2013
    Содержание:
    Инвестиции в постолимпийском похмелье

    Год назад по результатам очередного проведённого нами исследования крупнейших инвестпроектов мы задавались вопросом, обрёл ли юг России в сфере деловой активности стабильность или вплотную подошёл к стагнации. Теперь мы можем ответить на этот вопрос — объём проектов, находящихся в стадии реализации, сократился за год на 13%. Отрицательную динамику мы получили впервые за пять лет. Зато главная точка роста теперь — индустрия

    Реклама