К портрету современного художника

P.S.
Москва, 07.10.2013
«Эксперт Юг» №39-40 (279)

Успешная художница Лусинэ Джанян в сентябре, возможно, подошла вплотную к пику своей творческой карьеры — её уволили из Художественно-промышленной академии Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Материалов на эту тему в сети — прорва. Во всех фигурирует формулировка «за политическое искусство». «Я считаю, что меня уволили именно по политическим мотивам, из-за того, что я не боюсь заниматься актуальным искусством, участвовать в выставках, иметь своё мнение», — заявила Джанян миру. Уволили, конечно, с известным кубанским мастерством выдавливать неугодного сразу и отовсюду. Но познакомившись с работами г-жи Джанян, против которой, должен оговориться, никаких предубеждений не имею, я решил, что речь надо вести не о трагедии, а триумфе художника, который целенаправленно к нему шёл.

Личный сайт художника не даёт ясной картины его эволюции, но то, что я увидел, создаёт ощущение, что двигался краснодарский автор по лестнице, ведущей не столько в искусство, сколько в политику. Меня, например, более всего заинтересовал проект «Голова шопоголика», работы из него составляли также выставку «Антимода». Идея проста, но перспективна — сделать серию портретов, в которых главным предметом изображения является мозг или, точнее, содержание головы. Тут попадаются безликие головы, набитые каким-то цветным бельём, у кого-то в просвеченном рентгеном художника черепе стоят новые чёрные туфли, кто-то ещё и прикрывает это безобразие цветной кепкой, окончательно путая нас: что внутри, а что снаружи. Мне кажется, это явно удачный проект. Современное искусство имеет на вооружении левый взгляд на мир, который позволяет обнажить убожество сложившихся в культуре схем и шаблонов. И этому взгляду всё равно, на штампы соцреализма обрушиваться или на общие места потребительской культуры — он работает на любом материале, имеющем коллективное начало.

А вот другой проект, который был выставлен в Зверевском центре современного искусства года три назад и по сей день довольно щедро цитируется. Там были крупные, выполненные размашистой жирной кистью портреты узнаваемых современных российских деятелей, изображённых на одной и той же эмоциональной стадии — они буквально давятся от смеха. Тут и Путин, и Кадыров, и губернатор Кубани Ткачёв, и эколог, который против него выступал, и патриарх Кирилл, и Березовский с Ельциным — и всех распирает от хохота. Само вот это распирание, кстати, превращающее портрет в шарж, Лусинэ Джанян изображает весьма точно. Только шарж работает иначе — он выпячивает, гипертрофирует нечто индивидуальное. Тут же один приём используется для всей выставки — и понятно, что речь художник ведёт о чём-то коллективном. Сам приём подводит зрителя к мысли, что эти пышущие здоровьем и красками люди, которые воплощают исключительно политическую верхушку, смеются над тем, что знают только они, возможно даже — над нами смеются. Вот такое получается высказывание — и идеология его совершенно иная, от левой идеи тут не осталось ни следа. Это совершенно правое — уместен даже эпитет «буржуазное» — ангажированное искусство. Оно ангажированно хотя бы потому, что его основное событие — не развенчание общих мест, а формирование новых, навязываемых неискушённому или искушённому сознанию. Обычно этим занимаются идеологи и политтехнологи.

Потом у Лусинэ Джанян были проекты «Pussy образа» и «Пусть танцуют». В первом — просто две огромных головы в балаклавах, во второй — оснащённые теми же головными уборами бумажные куклы, танцующие на фоне обычного, но выполненного на бумаге многоквартирного дома. Тут уж совсем простое послание, в нём так мало «добавленной стоимости», что в сферу искусства оно не вырывается — использование свежего политического материала чревато губительной идеологической зависимостью от него.

Последние произведения краснодарской художницы, которые я видел, выложены в виде фотографий на её странице в «Фейсбуке». Это выполненные маркером агитационные плакаты с изображением сидящей в тюрьме pussy Надежды Толоконниковой с разных ракурсов — и агитационные же текстовки. Я считаю, что это очень логичная и даже завершённая траектория творческого развития. Отклик на политику всё-таки гораздо сильнее ныне, чем на нетленные образы. Увольнение г-жи Джанян скорее логично, чем неожиданно.

Юг России, нужно сказать, присутствует на карте современного искусства. Юрий Шабельников, интервью с которым мы публикуем в этом номере, состоял в товариществе «Искусство или смерть», основатель которого Авдей Тер-Оганьян в конце девяностых рубил на Манежной площади репродукции православных икон. Потом было продолжение — гораздо более сдержанное, но вызвавшее весьма острый отклик православного сообщества. Однако музеи, готовые принимать искусство в его современном толковании, появились. В последние годы в Ростове особенно известна галерея 16th Line, которая проводила летом фестиваль современного искусства, а в сентябре принимала выставку Шабельникова. Схожие сюжеты в Краснодаре. Недавно Марат Гельман попытался войти туда с центром современного искусства — и первую же выставку под названием Icons не давали открыть казаки. Но апологетов современного искусства в городе достаточно. Например, в послужном списке Лусинэ Джанян значатся и выставки в галерее Гельмана. Иными словами — есть такая тема, причём непростая. И какое современное искусство здесь развивать — большой и деликатный вопрос. И дело не только в политических рисках. Я только что вернулся с форума в Сочи — так вот, оформление стенда Ростовской области даёт сто очков вперёд художникам, которые выставляли свои проекты на фестивале современного искусства «Территория совместных действий»: деньгопровод получился весьма концептуальным — но искусством это называть никому и в голову не придёт. Что бы ни говорил Шабельников, сетуя, что зрителю надо, чтобы было «похоже», искусство в столкновении с современностью остаётся собой, только если держится за индивидуализм и ремесло. В противном случае художника выбрасывает в иные сферы — и в том числе из художественно-промышленных академий.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№39-40 (279) 7 октября 2013
Сочинский инвестиционный форум
Содержание:
Форум не для слабонервных

XII международного сочинского форума могло не быть, если бы федеральные каналы добросовестно показывали накануне сюжеты о смерчах на побережье. Однако мероприятие состоялось, федеральный центр объявил на нём курс на ожесточение конкуренции. Это плохая новость для слабых предприятий и регионов, которые, в отличие от компаний, не закроешь ввиду неэффективности

Реклама