Непривычная работа с издержками

Русский бизнес
Москва, 21.10.2013
«Эксперт Юг» №41-42 (281)
В условиях падения производства для компаний малого и среднего бизнеса сокращение издержек — это порой единственный шанс на продолжение роста. Основные точки повышения прибыльности — модернизация производства и мотивация персонала

В рамках XIII Международного бизнес-форума на Дону мы провели конференцию «Издержки и производительность труда: как этим управлять?». Партнёрами мероприятия выступили банк ВТБ24, Московский индустриальный банк и Бинбанк.

Вопрос, вынесенный в название конференции, для её участников оказался непраздным, а для многих — болезненным, поскольку в предыдущие годы, в условиях активного роста экономики, компании (особенно производственные) могли себе позволить многое. В частности, не обращать особого внимания на тарифы, не экономить на оборудовании, не бояться потерь при производстве. Теперь же компании обращают внимание даже на то, какие лампочки освещают их помещения — многие уже даже знают, что если поменять люминесцентные лампы на светодиодные, то плата за электричество снизится в два-три раза.

На Западе экономия по-крупному и на мелочах — обычное дело для предприятий, поскольку большинство отраслей там давно работают в условиях низкой маржинальности и в плотнейшей конкурентной среде. Для российских компаний сокращение издержек — это относительно новая задача. И здесь нам представляется наиболее важным изучить опыт малого и среднего бизнеса, поскольку малые предприятия, будучи гибкими и мобильными, более отзывчивы к модернизации производства.

Научная составляющая прибыли

Открывая конференцию, заместитель министра промышленности Ростовской области Андрей Савельев призвал объективно оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире. «Сегодня вопросы снижения издержек в формировании себестоимости продукции выходят на первый план, — отметил г-н Савельев. — Те, кто заранее начал системно заниматься этой задачей, сегодня оказались более эффективными, лучше чувствуют себя на рынке».

Но сложность работы с повышением прибыльности путём сокращения издержек заключается в том, что рост себестоимости, как правило, происходит из одного источника, а сокращать её необходимо совершенно в другом месте. Руководитель волгодонского НИИ поверхностно активных веществ (НИИПАВ) Аркадий Чебоксаров назвал следующие основные причины роста себестоимости и падения прибыли предприятий, продемонстрировав их на примере своей компании. Первая — рост тарифов монополистов (в общей структуре затрат НИИПАВ они выросли с 2 до 6%), вторая — транспортные расходы (рост с 3 до 7–8%), третья — стоимость импортного сырья, увеличившего свой вес в структуре затрат ввиду высокой волатильности курса валют.

Как видим, из трёх ключевых причин роста себестоимости компания может работать только с транспортными расходами. Более того, НИИПАВ исключил из процессов, которые могут быть подвергнуты оптимизации, научно-исследовательские разработки. «Управлять издержками в этой сфере практически невозможно, — констатировал г-н Чебоксаров. — Наш пятидесятилетний опыт показывает, что возможно лишь временнóе планирование затрат и уровня планирования результатов. Например, одна наша технологическая разработка заняла пять лет, другая — всего полтора года. Обе внедрены в производство».

Конечно, как заметил генеральный директор строительной компании «Платон» Владимир Падчеваров, далеко не каждое предприятие может позволить себе НИОКРы и пробные партии продукции, но это не является критическим фактором. «Мы на своём предприятии создали научно-производственный отдел, с помощью которого снижаем риски вложений в НИОКРы, — пояснил г-н Падчеваров. — Можно ведь сделать множество различных изделий и узнать, успешный ли это путь или тупиковый, а можно создать математическую модель и сразу понять это, как мы и делаем».

Аркадий Чебоксаров тоже отметил высокую важность научных разработок в повышении прибыльности: «Имея в своём штате научных разработчиков, мы можем оперативно изменять технологии, своевременно реагируя на требования рынка. Мы это называем технологическим менеджментом. К примеру, разработка нового производственного модуля позволила уменьшить время технологического процесса с 24 до 6 часов, а себестоимость продукта при этом упала на 15 процентов».

Анна Кирсанова («Лемакс») предлагает не сокращать персонал, заменяя его роботами, а обучать новым специальностям 036_expertjug42_2.jpg
Анна Кирсанова («Лемакс») предлагает не сокращать персонал, заменяя его роботами, а обучать новым специальностям

Издержки кроются в деталях

Дальнейшая работа с издержками — в мелочах. Каждая компания ищет в  своих бизнес-процессах те составляющие, которые дают оптимизацию: здесь даже экономия в несколько процентных пунктов даётся с трудом, но и приносит заметное повышение прибыльности.

Большое значение приобретают возможность и умение компании провести эффективную модернизацию или замену оборудования. Анна Кирсанова, консультант по экономическим вопросам компании «Лемакс», рассказала, как последовательная замена устаревшего оборудование на более современное позволила таганрогскому производителю котлов за несколько лет увеличить своё производство с 6 до 100 тысяч единиц продукции и стать одним из российских лидеров в своей отрасли. В НИИПАВ модернизация технологий, замена оборудования и внедрение непрерывного трёх‑ и четырёхсменного цикла уже дали снижение затрат на 2–3%. Правда, Владимир Падчеваров напомнил собравшимся, что сама по себе замена оборудования не гарантирует повышения эффективности. Поэтому необходимо тщательно анализировать затраты на электроэнергию, которые повлечёт за собой технологическая модернизация, оплату труда новых (или переквалифицировавшихся) сотрудников, изменения налоговой базы и т. д.

Ещё одна хорошо изученная точка оптимизации — это транспортные расходы. Сегодня, когда предприятиям любого размера доступны приборы и сервисы геолокации, экономить на транспорте начинают повсеместно. В частности, коммерческий директор компании «ХДМ Юг» Виталий Кладов отметил, что установка приборов навигации на транспорт его предприятия уже принесла существенное повышение эффективности. Опыт этой торговой фирмы оказался весьма показательным на фоне выступления промышленников. Торговля уже несколько лет назад столкнулась с падением маржинальности, а чрезвычайно сильная конкуренция со стороны федеральных и международных игроков заставила локальных торговцев мобилизоваться ещё до кризиса 2008 года. По выступлению г-на Кладова чувствовалось, насколько системно в компании «ХДМ Юг», управляющей крупным торговым центром «Мир Ремонта», подходят к работе с издержками: «Мы ведём снижение издержек в разных измерениях: снижение потерь, увеличение эффективности использования финансовых ресурсов, уменьшение доли издержек в обороте компании. Мы выработали и культивируем определённые принципы, следование которым позволяет достигать предсказуемо положительных результатов. Это важнее технологий, поскольку технологии могут меняться и совершенствоваться, а принципы меняются реже».

Свою лепту в снижение издержек бизнеса вносят и региональные власти. Представитель департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Наталья Нагорнова внушила оптимизм участникам конференции, сообщив, что все виды прямых и непрямых субсидий, выделяемых областным и федеральным бюджетом, пользуются большим спросом. В результате сегмент МСБ в регионе, несмотря на замедление экономики, растёт. «В наш департамент активно обращаются предприниматели, у которых есть и желание, и, как правило, бизнес-план, — продолжила г-жа Нагорнова. — В этом году на поддержку начинающих предпринимателей из областного бюджета выделено 10 миллионов рублей, а из федерального — 40 миллионов. Учитывая то, что максимальная сумма поддержки — 300 тысяч рублей, можете посчитать, сколько предпринимателей обратились к нам».

Виталий Кладов («ХДМ Юг») знает, что у всех издержек есть свой «автор» 038_expertjug42.jpg
Виталий Кладов («ХДМ Юг») знает, что у всех издержек есть свой «автор»

Менять кадры на роботов

Неизменно больным местом предприятий всех отраслей и всех сегментов бизнеса остаются кадры. Их мало, а те, что есть, уходят, и только в лучшем случае — на лучшее производство. Показательна полуанекдотическая история, рассказанная Николаем Сокирко, директором ОАО «Волгодонский завод металлургического и энергетического оборудования» (ВЗМЭО). Он посетовал, что его компания потратила существенные средства на обучение одного молодого производственного специалиста, тот стал подавать признаки хорошего профессионала. Но спустя некоторое время пришёл и уволился, так как предпочёл торговать раками в Сочи, где, по его мнению, окружающая среда, включающая девушек и море, куда интереснее, чем на металлургическом заводе.

Директор Южной монтажной компании Павел Зверев присоединился к коллеге, добавив, что, несмотря на среднюю зарплату сварщика, достигающую на его предприятии 50 тысяч рублей в месяц, найти специалиста на эту позицию нелегко. Во-первых, хороших сварщиков перестали выпускать профтехучилища, а во-вторых, сварщики прекрасно понимают, как мало в их сфере хороших специалистов, и не очень настроены на стабильный и эффективный труд. «Для предприятия в нашей сфере промышленного строительства технологическая модернизация, как правило, означает неподъёмные вложения, — констатировал г-н Зверев. — Так что основная зона работы с издержками — это повышение производительности труда. Приходится принимать оригинальные решения в сфере мотивации персонала».

Радикальный метод борьбы с российским менталитетом предложил Владимир Падчеваров — поменять рабочих на роботов: «Один робот на нашем производстве заменяет 30 сварщиков. Он не пьёт, не курит, не спит и не просит прибавки к заработной плате». Правда, другие участники конференции в целом склонялись к тому, чтобы использовать чуть менее крайние меры. Например, Анна Кирсанова рассказала, что, когда «Лемакс» тоже пришёл к идее заменить сварщиков на роботов, компания предпочла за свой счёт обучить бывших сварщиков работе на модернизированном оборудовании. На ВЗМЭО кадры решили обучать непосредственно на производстве: «Выпускники профтехучилищ сегодня ничего не умеют делать, не имеют никаких производственных навыков, — говорит Николай Сокирко. — Мы затрачиваем на каждого специалиста порядка двух месяцев и 60 тысяч рублей, тогда из них что-то получается». А вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Алексей Кобилев рассказал о схеме сотрудничества частных предприятий и учебных заведений, почерпнутой в общении с преподавателями и студентами из Дюссельдорфа: «В немецком университете каждый профессор курирует направление, связанное с работой определённой фирмы. Она “заказывает” в университете студентов для своих производств, и их целенаправленно готовят».

Дискуссия о кадрах оказалась наиболее продуктивной частью конференции в том смысле, что в вопросе снижения издержек именно кадры буквально решают всё: как отметил Виталий Кладов, все издержки и потери имеют «автора» и не могут быть безличными. «Например, чтобы сократить стоимость закупок товара, мы стали работать только на тендерной основе: сотрудник, работающий с тендером, замотивирован на работу с издержками, — пояснил на примере своей компании г-н Кладов. — Чем они меньше, тем выше его доход». 

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №41-42 (281) 21 октября 2013
    Крупнейшие компании СКФО
    Содержание:
    Противоречия кавказской «высшей лиги»

    Итоги 2012 года для крупного бизнеса Северного Кавказа неоднозначны. С одной стороны, многие компании-лидеры значительно снизили обороты — с другой, в машиностроении и строительстве сформировалась группа предприятий, демонстрирующих высокие темпы роста. Средняя динамика ниже общероссийской, но сам круг крупного бизнеса СКФО продолжает быстро расширяться

    Реклама