Понять этот Краснодар

P.S.
Москва, 02.12.2013
«Эксперт Юг» №47-50 (289)

В очередной раз обнаруживая Краснодар во главе рейтинга российских городов и тут же вспоминая, как недавно стоял в часовой пробке на одной из его узеньких центральных улиц и как привык на деле к тому, что сами местные жители ласково именуют свой дом «станицей», понимаешь, что феноменальный успех города должен быть пояснён. Ибо он всё-таки неслучаен — несмотря на то, что недостатки Краснодара видны уже при въезде в него.

Этой осенью кубанская столица вновь была названа самым благоприятным для жизни городом страны — на сей раз исследование проводил Институт территориального планирования «Урбаника» совместно с Союзом архитекторов. В рейтинге собраны две группы критериев — «качество городской среды» и «стоимость жизни». В первом разделе наибольший вес имеют обеспеченность жильём, наличие современных форматов потребления и уровень загруженности городских дорог. Краснодар имеет предъявить следующее.

Ещё в 2010 году это был единственный город на Юге, где в год вводилось более 1 кв. м нового жилья на человека. По результатам 2012 года Краснодар, по данным портала «Мир квартир», оказался единственным городом в России, где цены на вторичном рынке снизились на 3,9% — конечно, это прямое следствие большого притока на первичном рынке. Темы роста вводимого жилья в прошлом году — около 40%. Нужно заметить, что это не невидимая рука рынка обеспечивает рост строительства. Он обеспечен большими госзаказами, сотрудничеством с региональным бизнесом по схеме ГЧП, выведением на рынок больших земельных участков, запуском специальных ипотечных программ. Попросту говоря, этот рост — рукотворен. А идущий одновременно бурный рост потребительского рынка только удобрял почву, убеждая строителей в том, что деньги у людей есть, а значит, купив одежду, бытовую технику и автомобиль, они задумаются об улучшении жилищных условий.

О современных форматах потребления нужно сказать подробнее. В 2012 году Краснодар был лидером по обеспеченности качественными торговыми площадями среди российских городов — 700 кв. м на тысячу человек. Говорят, что в этом году его могут обойти Мытищи. Краснодар уже несколько лет гордится и тем, что в нём присутствуют почти все розничные сети, работающие в России. Значит, во-первых, город вовремя увидел потенциал их размещения, а во-вторых, пригласив торговцев, Краснодар с их помощью сделал себе имя.

Что в этом необычного? Дело в том, что в большинстве регионов не только десять лет назад, но и сейчас к торговым сетям относятся прохладно. Завод — вот за что стоило бы побороться. Некоторые территории действительно гораздо успешнее борются за заводы, чем Краснодар. Но самыми благоприятными для жизни местами их почему-то не называют. А кубанская столица сумела одной из первых разглядеть потенциал в торговцах — и создать условия для их входа в пятимиллионный регион. Краснодар рано стал торговым центром для всего сельскохозяйственного края — именно сюда съезжались селяне спускать деньги, заработанные на выращенном урожае. В 2012 году розничный оборот Краснодара, в котором проживает 800 тысяч человек, примерно в 2,5 раза (!) больше, чем в давно миллионном Ростове. Ну а деньги — к деньгам. Бойкая торговля, потребительский трафик привлекают широкие массы торговцев. Потребительский маховик, раскручиваясь, начинает развивать сервисную сферу — общепит и гостиничную сеть. Он начинает — главное! — влиять на ощущение качества жизни так, как не влияет ни одна фабрика.

Первые успехи Краснодара, конечно, были многократно усилены мощным продвижением региона. Местные власти понесли бизнес впереди себя, каждое громкое имя вошедшего сюда инвестора буквально не сходило у чиновников с уст. Команда губернатора Ткачёва, частью которой, безусловно, всегда была и команда краснодарского мэра Евланова, сделала успехи бизнеса в регионе главным информационным событием, с которым Кубань выходила во внешний мир. Даже в достаточно развитых территориях их главы до сих пор стараются лишний раз не встречаться с бизнесом, дистанцироваться от него, больше думать о народе. Бизнес очень хорошо это чувствует и сидит тихо. А Краснодар сам тащит свой бизнес в публичную сферу, и само его присутствие там делает городу имя. Общественные коммуникации — третий ингредиент нынешнего успеха кубанской столицы.

Вернёмся к рейтингу «Урбаники», в частности — к группе факторов, из которых складывается «стоимость жизни». Это — совокупность возможностей приобретения и аренды жилья, уровня расходов на оплату ЖКХ и потребление, общей покупательской способности. Несложно увидеть, что все эти показатели приобретают максимально выгодный вид при разогретом бойкой торговлей потреблении и большом количестве строящегося жилья — а это и есть формула успеха кубанской столицы. В целом можно сказать, что город уже прошёл стадию быстрого экономического роста, о которой многие ещё только мечтают, — здесь сегодня закладываются механизмы для решения запущенных проблем, с которыми российские города пока работать не научились.

Ну, например. В сентябре в городе открылся первый завод по сортировке мусора мощностью 160 тысяч тонн в год: эти мощности планируется удвоить в течение года, а такой производительности уже достаточно для города-миллионника. Власти работу предприятия подкрепляют программой по внедрению в умы горожан привычки сортировать мусор — она пока не сложилась ни в одном российском городе. В этом же году в Краснодаре заработал пилотный проект первой платной парковки в центре города. Одновременно утверждена программа обновления парка общественного транспорта. Новая техника имеет другой уровень комфортности — например, она обязательно оборудована кондиционерами, а в тех автобусах, которые вышли на маршрут уже в этом году, работает Wi-Fi.

И резюме. Краснодар побеждает в рейтингах, по большому счёту, по одной причине — он демонстрирует, что развитием крупного города можно управлять. А наследственных болезней у всех хватает.   

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №47-50 (289) 2 декабря 2013
    Экономика СКФО
    Содержание:
    Кавказский бизнес сам не справится

    В условиях начавшейся в российской экономике рецессии бизнесу на Северном Кавказе, похоже, предстоит решать свои проблемы самостоятельно — надежды предпринимателей на помощь государства, обещанную при создании СКФО в 2010 году, явно не сбылись. В этих условиях наиболее продуктивной стратегией для регионального бизнеса является объединение усилий для достижения общих целей

    Реклама