Прокрустово ложе для малого бизнеса

Русский бизнес
Москва, 02.12.2013
«Эксперт Юг» №47-50 (289)
Развитие малого бизнеса в сфере стационарной розничной торговли тормозится дефицитом торговых площадей. Нестационарная торговля неконтролируемо сжимается и осваивает новые стандарты — таковы ключевые диагнозы, прозвучавшие на круглом столе «Малый бизнес в розничной торговле: вытеснение или стандартизация?», который «Эксперт ЮГ» провёл в партнёрстве с агентством «Интерфакс Юг»

Фото Андрея Бойко

Доля крупного и среднего бизнеса в розничной торговле Ростовской области составила за последние полгода 39%, малого бизнеса — 51%, остальное приходится на рынки. При этом малый бизнес растёт темпами около 4%, крупные сети — более 10%. И доля малого бизнеса в торговле сокращается уже несколько лет. Можно напомнить, что традиционно именно в этой части ожидался наибольший потенциал роста — однако сейчас мы его не видим. Эта ситуация получает различные, иногда диаметрально противоположные оценки со стороны участников рынка. Речь идёт о неконтролируемом выдавливании малого бизнеса из розничной торговли или о нормальном процессе структурирования и форматирования розницы? Журнал «Эксперт ЮГ» дал возможность высказаться всем участникам этой сферы деятельности.

Тесно и пёстро

Президент Российской коалиции киоскёров Владлен Максимов обозначил основные проблемы предпринимателей, работающих в сфере розничной торговли. Развитие малого бизнеса в сфере розничной торговли, по его мнению, тормозится по нескольким причинам. Одним из основных факторов, оказывающих негативное влияние на этот сегмент, является дефицит торговых площадей. Хотя, как сообщила заместитель директора департамента потребительского рынка правительства Ростовской области Наталья Багрянова, в Ростове-на-Дону показатель обеспеченности торговыми площадями для розничной торговли достигает 639 кв. м на тысячу жителей и является вполне приемлемым по отечественным меркам.

«Показатели Ростова-на-Дону весьма неплохие, но всё равно это в три раза меньше, чем должно быть», — прокомментировал эти данные г-н Максимов. По его словам, дефицит площадей обусловливает высокую арендную плату за торговые помещения и, как следствие, приводит к искривлению ассортимента, когда все торговые объекты вынуждены становиться универсальными минимаркетами, чтобы отбить высокие ставки. «Это явление уродливое, — отметил Владлен Максимов, — и бороться с ним можно, только выбрасывая новые площади на рынок. Пока есть дефицит, мы можем принимать любые решения, но их эффективность будет сомнительной».

Между тем формы, которые нестационарная торговля приобрела вследствие естественного развития в российских условиях, зачастую не удовлетворяют санитарным требованиям и правилам торговли. «Нам как горожанам не нравятся эти овощные развалы. Были предприняты неимоверные усилия, и мы навели порядок в области нестационарной торговли», — рассказала Наталья Багрянова о действиях властей по приведению розничной торговли в соответствие нормам. По наблюдениям чиновников, в некоторых случаях предприниматели готовы к повышению качества предоставляемых услуг только под угрозой закрытия, и лишь радикальные меры заставляют представителей розничной торговли изменяться.

В первую очередь претензии вызывает широкая линейка товаров. Тот факт, что малый бизнес считает возможным сосредотачивать товары различных категорий, от пищевой продукции до предметов личной гигиены, в одной торговой точке, негативно оценивается властью. Представители бизнеса объясняют такое положение дел низкой рентабельностью специализированных нестационарных точек торговли. Особо остро эта проблема стоит перед представителями розничной торговли печатной продукцией, отметил коммерческий директор ООО «РДП “Мурена”» Эдуард Айнбиндер. Г-н Айнбиндер выразил мнение, что малый бизнес вынужден диверсифицироваться, поскольку только товары «поддержки» могут обеспечить его выживание. Директор ООО «Ника-Пресс» Наталья Ищенко указала на необходимость выделения отдельных товаров в приоритетные группы для поддержки специализированной розничной торговли.

Последовательные шаги федерального правительства, направленные на переход малого бизнеса к формам стационарной торговли, приводят к значительному росту цен на аренду помещений. По мнению представителя малого бизнеса в сфере розничной торговли Татьяны Губской, эта проблема является ключевым сдерживающим фактором в развитии предприятий розничной торговли, работающих в стационарных помещениях. «Мы вынуждены соглашаться на ту стоимость аренды, которую нам предлагают, или искать другие варианты с более низкой проходимостью», — отметила г-жа Губская, а Владлен Максимов добавил, что в таких условиях крупные ритейлеры федерального уровня и международные сети получают дополнительное преимущество, поскольку могут позволить себе работать в условиях высокой арендной платы за помещения.

Диктатура законов

Ещё одной проблемой для розничной торговли являются изменения законодательной базы её деятельности. «Наш бизнес постоянно получает новые правила, которые регулярно усложняют условия его работы», — так оценил ситуацию в этой сфере член правления НП «Союз работников торговли, общественного питания и сферы услуг» депутат Волгодонской городской думы Александр Пруцаков.

Целый ряд федеральных законов, по мнению представителей малого бизнеса, направлен на ущемление прав мелкой торговли, лишая малый бизнес возможности работать в определённых сферах. «Если говорить о проблемах, тормозящих развитие, то нам мешает законодательная база. Муниципальная и областная власть не могут здесь ничего сделать», — прокомментировал ситуацию представитель ООО «Каврас» Виктор Гриценко. По его словам, местная администрация в большинстве случаев оказывается готова к диалогу в пределах своих полномочий.

«Ситуация не неразрешимая, и малый бизнес должен высказываться по поводу своего отношения к тем или иным решениям. Мы должны об этом говорить в рамках закона, в рамках определённых процедур», — отметил Владлен Максимов. Однако малый бизнес сегодня часто не просто не знаком с механизмами взаимодействия с властью, но в некоторых случаях и не понимает необходимость такого взаимодействия. Неудивительно, что его мнение зачастую не учитывается ни на региональном, ни на федеральном уровнях. Отсутствие консолидированного мнения и механизмов его представления становится одной из причин, по которым малый бизнес последовательно теряет свои позиции.

Между тем, как отметил вслед за Виктором Гриценко и Александр Пруцаков, власти регионального уровня готовы сотрудничать с представителями малого бизнеса при решении совместных проблем. Примеры подобного взаимодействия привела начальник отдела организации торговли комитета по торговле и бытовому обслуживанию Ростова-на-Дону Виктория Пастухова. Со стороны региональной власти внимание уделяется в первую очередь стимулированию и финансовой поддержке малого и среднего бизнеса. Представитель Ростовского муниципального фонда поддержки малого и среднего бизнеса Инна Крикунова отметила, что бизнесмены имеют возможность получить микрофинансовую поддержку государства в размере до 1 млн рублей. Начальник отдела финансовой поддержки департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Наталья Нагорнова сообщила, что её отдел реализует десять форм прямой финансовой поддержки малого бизнеса в зависимости от вида деятельности.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Светлана Абдулазизова (слева) считает снижение доли малого бизнеса в розничной торговле естественным процессом 031_expertjug50.jpg Фото Андрея Бойко
Вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Светлана Абдулазизова (слева) считает снижение доли малого бизнеса в розничной торговле естественным процессом
Фото Андрея Бойко

Поиск образа

В то же время встреча показала очевидное несовпадение точек зрения предпринимателей и представителей областного правительства по ряду вопросов. Так, Виктория Пастухова сообщила о приоритетных намерениях городских властей сокращать нестационарную торговлю в Ростове-на-Дону: «Нестационарная розничная торговля в городе сократилась практически в два раза. Сокращение будет ещё, сокращаться не будут лишь те павильоны, которые несут социальную функцию. Мы уходим от тех точек, которые только портили внешний вид Ростова-на-Дону. И тут нужен разумный компромисс между представителями власти, предпринимателями и общественностью. Я говорю о разумном балансе интересов».

В этой ситуации предприниматели стараются удержать позиции всеми доступными способами. Показательна поднятая на круглом столе тема торговли спиртными напитками. Бизнесмены использовали в качестве примера собственной гибкости тот факт, что около 10% предпринимателей малого бизнеса изменили статус торговых точек на статус объектов общественного питания. Но в ряде случаев, по утверждению представителей Роспотребнадзора, переход к другой форме используется как способ сохранить в ассортименте прибыльные товарные категории  и не ведёт к улучшению качества предоставляемых услуг. Вслед за запретом продажи пива в нестационарной рознице, вступившим в силу с начала этого года, в скором времени последует запрет продажи табака в киосках. К середине следующего года предприниматели должны подготовиться к существенному сокращению прибыли, либо приспособить свой бизнес к вновь меняющимся условиям. Если не приспособится бизнес легальный, то велика вероятность, что на его месте быстро появится теневой, который не будет соблюдать никаких правил торговли.

Об изменении роли малого бизнеса в розничной торговле говорила и вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Светлана Абдулазизова: «Факт есть факт: доля субъектов малого и среднего бизнеса в розничной торговле снижается, и, на мой взгляд, она и дальше будет снижаться, это общемировая практика. Но это не вытеснение. Эту нишу занимают другие, но ниши, которые могут быть использованы малым и средним бизнесом, остаются. Доля снижения малого бизнеса составляет два процента — на мой взгляд, это абсолютно адекватная ситуация, ничего критичного в этом нет».

В этих обстоятельствах, очевидно, и правительственным органам, и представителям бизнеса придётся находить новые формы взаимодействия. И здесь, по мнению власти, много зависит именно от предпринимателей. «Главное — это инициатива малого бизнеса», — заявила заместитель начальника отдела надзора за питанием управления Роспотребнадзора Ростовской области Марина Долгая.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №47-50 (289) 2 декабря 2013
    Экономика СКФО
    Содержание:
    Кавказский бизнес сам не справится

    В условиях начавшейся в российской экономике рецессии бизнесу на Северном Кавказе, похоже, предстоит решать свои проблемы самостоятельно — надежды предпринимателей на помощь государства, обещанную при создании СКФО в 2010 году, явно не сбылись. В этих условиях наиболее продуктивной стратегией для регионального бизнеса является объединение усилий для достижения общих целей

    Реклама