Современность другими словами

Культура
Москва, 02.12.2013
«Эксперт Юг» №47-50 (289)
В течение двух дней в Ростове-на-Дону прошли Дни современной поэзии на Дону, во время которых город посетили поэты первого ряда. Мероприятие проводил новоорганизованный Центр изучения современной поэзии Южного федерального университета

Фото Андрея Свечникова

Сегодня читатель оказался в ситуации, когда информационное пространство готово предложить ему имена тысячи поэтов, не выстраивая никакой иерархии. Но культура всегда иерархична, и невозможность разобраться в предлагаемом множестве авторов в результате приводит к падению интереса к поэзии. К тому же обращение к поэтическому слову требует определённой культурной подготовки, что ещё более усложняет положение человека, испытывающего интерес к поэзии. И всё же в обществе существует запрос на поэтическое слово, и главная задача литературного и университетского сообщества состоит в том, чтобы адекватно ответить на запрос, предложив читателю культурный продукт высокого качества — как стихи, так и разговор о них.

Место встречи

Необходимость в площадке для встречи поэтов с публикой давно назрела, считают организаторы Дней современной поэзии. Проректор по административно-правовой работе ЮФУ Сергей Дюжиков, комментируя создание Центра изучения современной поэзии на базе института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, заявил: «Сейчас поэзия переживает новый этап, новый виток интереса со стороны разных слоёв населения, в том числе со стороны молодёжи. И наш отклик должен соответствовать этому интересу».

«В определённый момент главреды “толстых” журналов стали говорить, что у поэзии исчез читатель. Это не вполне так. У поэтов просто нет каналов доступа к аудитории и понимания, как с нею работать. Проект центра имеет целью создать такой живой канал, который нужен и аудитории литературных кругов, и аудитории, которая интересуется современной поэзией», — пояснил директор Центра изучения современной поэзии ЮФУ Владимир Козлов. По его словам, университет является наиболее подходящим местом для реализации такого проекта, поскольку именно здесь интерес к литературе подкреплён необходимой теоретической базой, которая сможет помочь широкой общественности в понимании поэзии.

Очевидно, инициаторы проекта отдавали себе отчёт, что в описанной ситуации привлечь внимание к мероприятию будет не так просто. Если заявленный интерес к поэзии действительно существует, то важно продемонстрировать это. Для освещения Дней современной поэзии были задействованы ключевые медийные каналы — социальные сети, афиши, флаеры, проведена анонсирующая пресс-конференция. По итогам двух дней организаторы заявили, что мероприятие посетило около 200 человек — для начала проекта, который планируется сделать ежегодным, это очень неплохо.

Панорамный автопортрет поэзии

Каждому из восьми поэтов, выступавших в течение двух дней, был предоставлен час, распорядиться которым он мог по своему усмотрению. «Немного непонятно, с какого места о поэзии надо начинать говорить, — заранее сообщил Владимир Козлов. — Мы предложили формат, который будет способствовать открытому разговору. То есть это не два дня тотального чтения стихов, это дни обсуждения и общения».

Условия, предложенные поэтам, оказались очень выгодными для раскрытия публичного потенциала поэзии. Каждый из выступавших предложил публике свой вариант взаимодействия, в зависимости от представления об аудитории и своей культурной роли. Так, главный приглашённый гость Дней поэзии, лауреат национальной премии «Поэт» Олеся Николаева, выступления которой были заявлены в оба дня проведения мероприятия, почти весь первый час отдала рассуждению о современной поэзии. «Поэзия в русской культуре была средством осмысления реальности, способом самосознания, и эта функция и осталась в русской поэзии, — сказала Олеся Николаева. — Все прежние культурные институты в определённый момент были разрушены, на первое место вышли другие — прагматические — ценности, но в какой бы уголок мира я ни приехала, если там есть два-три русских человека, то обязательно будет литературный кружок. То есть поэзия оказывается важным средством самоидентификации, в том числе принадлежности к русской культуре. Это очень важный объединяющий фактор».

Поэт Григорий Петухов первым представил то поколение авторов, которое, по мнению организаторов, составляет новый виток развития современной поэзии и которое уже успело о себе ярко заявить — это люди, родившиеся в конце 60-х — начале 70-х.

«Тот ещё в ноябре, — / всепроникающ, резок, / ветвям сродни на срезах, / вате в нашатыре, / воздух, — как кошевой, / с привкусом стали, / свежий местами, / но не живой», — стихотворение «Адонис», которым он начал чтение своих стихотворений, вполне соответствовало его общей манере. Местами сложные для восприятия на слух, насыщенные броскими метафорами, стихи Петухова контрастно продемонстрировали разнообразие стилей, в которых способна работать современная поэзия. Однако общий пафос его выступления служил логическим продолжением выступления Олеси Николаевой. «Русская поэзия могла бы стать в один ряд с немецкой философией, с итальянской музыкой. Но, к сожалению, мы сами не умеем ценить своей поэзии», — выразил своё мнение г-н Петухов.

Поэт, писатель и эссеист Олеся Николаева считает поэзию средством культурнойсамоидентификации в России 036_expertjug50_2.jpg Фото Андрея Свечникова
Поэт, писатель и эссеист Олеся Николаева считает поэзию средством культурнойсамоидентификации в России
Фото Андрея Свечникова

Некоторые поэты воспользовались гибкостью формата, чтобы распорядиться своим временем совсем иначе. Поэт Всеволод Константинов отведённый ему час целиком отдал чтению стихов, прерываясь на редкие комментарии и ответы на вопросы из зала. Живущий в Таганроге Сергей Гузев интересно комментировал собственные стихотворения. Открывавший своим выступлением второй день мероприятия Станислав Ливинский был намеренно автобиографичен и прост в изложении мыслей. Такую же установку он продемонстрировал и в поэзии: «В стране без права перемотки, / в зелёной выцветшей пилотке / почти при батюшке-царе / я, словно муха в янтаре: / найди меня на этой фотке».

Олеся Николаева и Надя Делаланд, Александр Переверзин и Сергей Гузев — ряд поэтов, представленный в Ростове, был таков, что разговор с каждым из них требовал от слушателя необходимости заново задавать вопросы о специфике современного поэтического языка, традиции, понимании роли современной поэтического творчества в обществе.

Владимир Козлов в качестве организатора задал проблему «современности» поэзии: «Как-то повелось, что есть представление о некоей большой прозе жизни, а поэзия считается чем-то таким, что даёт заранее готовый сладкий ответ на все ваши вопросы — и потому серьёзными людьми она отвергается сразу. Только что-то сопротивляется такому пониманию. Поэзия — это скорее ключ к современности, чем способ от неё укрыться».

Свобода в распоряжении собственным временем, как и разница стиля авторов, кроме прочего, показала и эффективность площадки, посещаемость которой оставалась на одном уровне в течение всего времени проведения мероприятия. И всё же иногда возникало ощущение, что поэты не вполне представляют, как воспользоваться предоставленной возможностью разговора.

Спрос и предложение

Важным показателем для мероприятия стала высокая степень лояльности публики по отношению к выступавшим, несмотря на разные манеры и стили авторов. Показателем устойчивого интереса было то, что второй день привлёк большее количество посетителей за счёт присутствия слушателей, пришедших после первого дня. И это притом, что поэзия является достаточно сложным продуктом для интенсивного восприятия. Возможно, это свидетельствует, что запрос ростовского слушателя на этот культурный продукт превышает качественное предложение, которое сейчас существует в регионе. Но к чему пока не готовы ростовчане, так это к активному диалогу. Если не считать отдельных вопросов, касающихся стиля и деталей стихотворений, разговор проходил в основном между поэтами. Возможно, это просто подтверждает тезис о том, что на юге России недостаточно площадок для живого общения с представителями литературного мира.

И здесь становится актуальной ещё одна проблема, важная для современной поэзии. Так, на пресс-конференции, посвящённой Дням современной поэзии на Дону, отметился целый ряд ростовских поэтов. Они буквально отреагировали на приглашение «поэтов и критиков разных поколений» и призыв «питать авангард поэзии собственными творческими силами» (это цитаты из афиши мероприятия) и заявили о своём желании немедленно участвовать в мероприятии. Видимо, Центру нужно будет научиться работать с этими запросами, чтобы сохранить достаточно высокий уровень предложенного культурного продукта, на который есть спрос и со стороны пишущих.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №47-50 (289) 2 декабря 2013
    Экономика СКФО
    Содержание:
    Кавказский бизнес сам не справится

    В условиях начавшейся в российской экономике рецессии бизнесу на Северном Кавказе, похоже, предстоит решать свои проблемы самостоятельно — надежды предпринимателей на помощь государства, обещанную при создании СКФО в 2010 году, явно не сбылись. В этих условиях наиболее продуктивной стратегией для регионального бизнеса является объединение усилий для достижения общих целей

    Реклама