Первое лицо южного автопрома

Тема недели
Москва, 23.12.2013
«Эксперт Юг» №1-2 (291)
Президент автозавода «Дервейс» Хаджи-Мурат Дерев — пока единственный бизнесмен, который смог успешно развернуть на юге России крупномасштабное производство автомобилей. Сейчас карачаево-черкесское предприятие входит в десятку крупнейших компаний Северного Кавказа, и сомнения в будущем этого проекта окончательно исчезли. В 2015 году «Дервейс» планирует выйти на проектную мощность — 120–130 тысяч машин в год

Фото: Архив «Эксперта Юг»

Машиностроение — редкая отрасль на юге России, не говоря уже о Северном Кавказе. В нашем последнем рейтинге крупнейших компаний ЮФО её представляют только девять компаний, а в первой сотне крупного бизнеса СКФО значатся всего четыре машиностроительных предприятия. А если из этого узкого круга отобрать те компании, которые были созданы с нуля за последние десятилетия, то их список окажется совсем коротким, и первым номером в нём будет именно «Дервейс», которому в этом году исполнилось всего 11 лет.

Становление предприятия было сложным, но показательным для истории первоначального накопления капитала в России. Основатели «Дервейса» — известная бизнес-династия Деревых из города Черкесска — начинали с минеральной воды, то есть с той сферы, в которой их родная республика имеет естественные преимущества. Идея создания автомобильного производства была впервые широко озвучена в 2002 году, когда компания Деревых «Меркурий» уже стала одним из крупнейших российских игроков на рынке минеральных и питьевых вод. Правда, никаких естественных преимуществ для автопрома не просматривалось, кроме разве что недорогой рабочей силы. Поэтому с самого начала «Дервейс» предсказуемо вызывал у многих скептическое отношение, вплоть до заявлений, что создавать автозавод на Северном Кавказе — это полное безумие.

Первые шаги предприятия действительно сложно назвать успешными — попытка производить машины собственной разработки под маркой Cowboy не дала серьёзных результатов. Но в процессе поиска новых поставщиков комплектующих черкесские бизнесмены вышли на китайский автопром, который в середине прошлого десятилетия только начинал пробираться на внешние рынки, и это определило дальнейшую судьбу проекта. Уже в июне 2008 года в Черкесске стартовала линия конвейерной сборки автомобилей компании Lifan, которые на тот момент были новинкой и в самом Китае.

Первоначальная производственная мощность новой линии «Дервейса» составляла 25 тысяч автомобилей в год, в последующие два года к Lifan добавились ещё две китайские марки — Haima и Geely. А в конце 2010 года владельцы «Дервейса» решились на радикальное расширение производства с перспективным увеличением проектной мощности до 150 тысяч авто в год. Для этого под залог собственного имущества завод взял в Сбербанке кредит в 120 млн долларов на капвложения в новое производство, а под оборотные средства в размере 90 млн долларов «Сбербанк Капитал» получил 51% долей уставного капитала предприятия с правом обратного выкупа.

Сразу после этого «Дервейс» стал демонстрировать темпы роста, характерные для классической «газели». Если в 2010 году выручка завода составляла 3,492 млрд рублей, то в 2011 году она достигла 7,735 млрд, а в 2012 году — 13,321 млрд рублей. Значительный вклад «Дервейс» внёс и в макроэкономические показатели Карачаево-Черкесии — по итогам прошлого года индекс промпроизводства в этой республике был одним из самых высоких в России.

Вопреки стереотипам о китайском качестве, автопром из Поднебесной оказался очень ходовым товаром на российском рынке. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, за первые десять месяцев этого года в России было продано примерно по 22 тысячи автомобилей марок Geely и Lifan, которые занимают сейчас соответственно 24 и 25 место в общем рейтинге отечественных продаж. Однако можно с уверенностью предположить, что в скором будущем китайские машины смогут подняться в этом рейтинге заметно выше. За указанный период в сравнении с январем-октябрем 2012 года у Geely рост продаж составил 60%, а у Lifan — 30%, и это одни из лучших показателей на российском авторынке.

Исполнительный директор «Дервейса» Мухадин Дерев в интервью «Эксперту ЮГ» так объяснял неожиданную популярность китайских машин в России: «Японские автомобили в своё время тоже не считались престижными, но потом ситуация изменилась благодаря тому, что японцы делали качественный продукт. Потом такая же ситуация была с корейскими машинами. Я думаю, то же самое сейчас должно произойти с теми марками, которые мы выпускаем». Аналогия с корейскими авто в самом деле уместна — если посмотреть на первые модели Hyundai (что, кстати, в переводе с корейского означает «современность»), то едва ли можно было заподозрить, что именно эта марка станет одним из мировых лидеров. А на подходе у «Дервейса» — тайваньские машины: в этом году завод первым в России начал выпускать хит тамошнего автопрома — кроссовер Luxgen.

Успех «Дервейса» ещё более примечателен на фоне судьбы другого крупного проекта в южном автопроме — Таганрогского автомобильного завода. Сравнение двух этих проектов наводит на размышления о неоднозначной роли политического фактора в становлении российского капитализма. ТагАЗ, изначально выросший в тепличных условиях при максимальной поддержке экс-губернатора Ростовской области Владимира Чуба, пока так и не смог пережить последствия финансового кризиса 2008–2009 годов. Для «Дервейса», который никогда не был обласкан властями, напротив, этот кризис стал поводом к пересмотру стратегии развития, и ставка на чисто предпринимательскую составляющую проекта успешно сыграла.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №1-2 (291) 23 декабря 2013
    Люди года на Юге России
    Содержание:
    Донской нефтяник увеличил ставки

    Всего за три года совсем не публичный бизнесмен Алексей Фролов создал в Ростове-на-Дону одну из самых динамично растущих крупнейших компаний страны — торговый дом «Альфа-Трейд», развивающий сеть АЗС «Газпром». В уходящем году к основному бизнесу Фролова, торговле нефтепродуктами, в рамках формируемой предпринимателем группы компаний «Флэш» добавился масштабный инвестпроект в смежной сфере — нефтехимии

    Реклама