Предолимпийская тяжба

Повестка дня
Москва, 23.12.2013
«Эксперт Юг» №1-2 (291)

Фото: ИТАР-ТАСС

Группа «Базовый элемент» Олега Дерипаски — один из якорных инвесторов грядущего спортивного праздника — продолжает судебные споры вокруг построенного ею для обслуживания олимпийских грузов порта Сочи Имеретинский (ПСИ). В декабре представитель группы на очередном судебном заседании выступил с инициативой объединения разбирательств по взаимным претензиям «БазЭла» и Внешэкономбанка, который кредитовал строительство порта. ПСИ требует реструктуризации кредита ВЭБа, в то время как банк в рамках встречного разбирательства хочет взыскать с порта и его поручителей, госкорпорации «Олимпстрой» и Имеретинской стивидорной компании, кредитную задолженность в размере 5 млрд рублей.

Имеретинский порт инициировал судебную тяжбу ещё в мае, аргументируя свои требования о реструктуризации тем, что грузопоток в порту оказался значительно ниже ожидавшегося. По заявлению представителей порта, началу разбирательства предшествовало несколько письменных просьб, на которые ВЭБ не отреагировал. В октябре Внешэкономбанком было инициировано ответное разбирательство. В случае если дела не объединят, сообщает РБК, иск ПСИ к ВЭБу о реструктуризации проекта будет рассмотрен Арбитражным судом Москвы в марте 2014 года.

Ранее ПСИ уже проиграл дело по взысканию упущенной выгоды с госкорпорации «Олимпстрой», которая производила расчёт грузопотока для олимпийской стройки. По прогнозам «Олимпстроя», через Имеретинский порт должно было быть перевалено 14–16 млн тонн строительных грузов, но реальная загрузка порта оказалась впятеро ниже запланированной, что и привело к проблемам по возврату заёмных средств. В связи с этим ПСИ потребовал возмещения 3,17 млрд рублей, однако арбитражный суд Краснодарского края отказал ООО «Порт Сочи Имеретинский» в удовлетворении иска.

При этом «БазЭл» не раз предпринимал попытки превратить порт из безнадёжно убыточного предприятия в прибыльное. Например, летом управляющий директор дирекции «Портовый бизнес» ГК «Базовый элемент» Юрий Тямушкин вёл активные переговоры с международной компанией Island Global Yachting по созданию на базе порта яхтовой марины. «Мы намерены реализовать беспрецедентный в России проект — построить марину мирового класса, которая привлечёт владельцев частных морских судов к  российским берегам и увеличит привлекательность российского курорта в целом», — заявил г-н Тямушкин. Впрочем, для реализации этого проекта необходимы дополнительные вложения в размере около 1,5 млрд рублей, сроки его окупаемости должны составить 7–10 лет, а энтузиазм потенциальных партнёров, по всей видимости, остаётся достаточно умеренным.

Поэтому дальнейшая судьба Имеретинского порта пока неясна, притом что нет гарантий удовлетворения требований к Внешэкономбанку. Наиболее благоприятным сценарием в этой ситуации окажется реструктуризация кредита на основании договорённости сторон, однако ход судебного разбирательства пока демонстрирует, что «Порт Сочи Имеретинский» и ВЭБ далеки от взаимопонимания. Это «дело олимпийцев», по мнению председателя наблюдательного совета «БазЭла» Олега Дерипаски, может стать важным негативным прецедентом в сфере частно-государственного партнёрства в России.                

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №1-2 (291) 23 декабря 2013
    Люди года на Юге России
    Содержание:
    Донской нефтяник увеличил ставки

    Всего за три года совсем не публичный бизнесмен Алексей Фролов создал в Ростове-на-Дону одну из самых динамично растущих крупнейших компаний страны — торговый дом «Альфа-Трейд», развивающий сеть АЗС «Газпром». В уходящем году к основному бизнесу Фролова, торговле нефтепродуктами, в рамках формируемой предпринимателем группы компаний «Флэш» добавился масштабный инвестпроект в смежной сфере — нефтехимии

    Реклама