Конец воздушной эпопеи

Повестка дня
Москва, 20.01.2014
«Эксперт Юг» №3-4 (293)

Фото: Архив «Эксперта Юг»

Правительство Ростовской области установило контроль над ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» в результате полной смены совета директоров и ревизионной комиссии компании. В ходе прошедшего 10 января заседания совета директоров в его состав вошли семь представителей донских властей, в том числе глава областного минимущества Юрий Молодченко, и ни одного представителя структур бизнесмена Ивана Саввиди, которым принадлежит более 52% акций аэропорта. Незадолго до заседания в отношении подконтрольных Саввиди кипрских компаний Setrelia Limited, Nosencore Limited и Cereniako Limited, владеющих более чем 612 тысячами из 1,7 млн акций аэропорта, были применены обеспечительные меры со стороны арбитража, запрещающие этим организациям участвовать в избрании совета директоров и распоряжаться привилегированными акциями. Генеральный директор аэропорта Мухадин Коблев по итогам заседания остался во главе компании.

Чтобы получить контроль над аэропортом, донскому правительству потребовалось ровно три года. В январе 2011 года областные власти и Минтранс РФ договорились о начале строительства к северо-востоку от Ростова-на-Дону нового аэропорта «Южный» стоимостью 25 млрд рублей (9 млрд рублей из федерального бюджета, 1 млрд из областного и 15 млрд — внебюджетные средства). Тогда же прозвучало и имя главного частного инвестора — ГК «Ренова» Виктора Вексельберга, которая активно формирует собственную управляющую компанию «Аэропорты регионов». Одновременно в прессе сообщалось, что одним из условий договорённости с «Реновой» является закрытие старого аэропорта с последующей передачей его территории под комплексное освоение. Что, конечно же, не устроило основного частного собственника действующего аэропорта — Ивана Саввиди, который не раз открыто критиковал проект «Южного» и демонстрировал готовность бороться за свой актив.

Финальный акт этого противостояния развернулся в середине прошлого года, когда появилась информация о том, что Саввиди договорился о продаже своих акций группе «Новапорт» Романа Троценко — конкуренту «Реновы» на рынке региональных аэропортов России. Стоимость опциона на приобретение 52,4% акций называлась в размере 55 млн долларов, что несколько меньше, чем некогда озвученная г-ном Саввиди стоимость предложения о продаже пакета со стороны ещё одного крупного аэропортового холдинга, «Базэл Аэро», в размере 67 млн долларов. Правда, аналитики к такой цене изначально отнеслись скептически, полагая, что она завышена примерно в три раза, но проверку рынком это мнение не прошло, поскольку Саввиди отказался продать «Базэл Аэро» свои акции. А опцион для «Новапорта» так и не был реализован — очевидно, потому, что к тому времени ростовский бизнесмен практически проиграл борьбу за аэропорт в судах. Предметом серии арбитражных дел, инициированной донскими властями, стал факт невыплаты аэропортом дивидендов акционерам, что позволяло структурам Саввиди голосовать привилегированными акциями (большинство обычных акций принадлежало правительству Ростовской области).

Последние попытки обойти решения судов о выплате дивидендов были предприняты в декабре прошлого года. Сначала планировалось провести собрание акционеров аэропорта для принятия решения об увеличении уставного капитала путём повышения номинальной стоимости обыкновенных и  привилегированных акций. Это привело бы к размыванию доли Ростовской области в капитале предприятия, и правительство региона добилось через суд запрета на проведение собрания. Но сразу после этого на совете директоров было заявлено о решении реконструировать взлётно-посадочную полосу за счёт продажи непрофильных активов компании, во избежание чего арбитраж заблокировал для структур Ивана Саввиди возможности операций с имущественным комплексом аэропорта. После этого и состоялось без преувеличения историческое заседание совета директоров 10 января.

Следующим шагом в развитии сюжета должна стать передача принадлежащих донским властям акций аэропорта в уставный капитал ОАО «Ростоваэроинвест» — управляющей компании строящегося аэропорта «Южный», созданной совместно «Реновой» (75%) и правительством Ростовской области (25%). Это должно обеспечить безболезненный процесс закрытия существующего аэропорта в тот момент, когда будет построен новый. По словам директора по стратегическим коммуникациям ГК «Аэропорты регионов» Евгения Красикова, основной задачей на 2014 год является завершение проектирование аэровокзального комплекса аэропорта «Южный»; компания-проектировщик, победившая в тендере, уже приступила к этим работам. После окончания проектных работ предстоит получить положительное заключение Главгосэкспертизы и далее на конкурсной основе отобрать генподрядчика. Одновременно сохраняется задача реконструкции взлётно-посадочной полосы действующего аэропорта, которая планировалась после перехода предприятия под контроль «Ростоваэроинвеста». Реконструкция полосы позволит как увеличить безопасность полётов, так и нарастить пассажиропоток в преддверии открытия «Южного» (в прошлом году число пассажиров в ростовском аэропорту перевалило за 2 млн человек).

В «Аэропортах регионов» утверждают, что тяжба вокруг действующего аэропорта никак не связана с работами по строительству «Южного», которые идут в рамках собственного утверждённого графика. Однако следует отметить, что первоначально намечавшиеся сроки открытия нового аэропорта оказались слишком оптимистичными. Если три года назад донской минтранс рассчитывал, что первые полёты в новый аэропорт могут начаться уже в 2015 году, то теперь сроки его открытия сдвигаются к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Причём ещё прошлым летом судьба проекта могла сложиться иначе после того, как первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов заявил, что «Южный» находится «в зоне риска» по срокам. Правда, донским властям быстро удалось убедить федеральные, что аэропорт будет готов к чемпионату, и уже в декабре на выставке «Транспорт России» в Москве глава администрации президента Сергей Иванов произнёс окончательный вердикт федерального центра: «Теперь я вижу, что давний спор между Ростовом и Краснодаром за проект Южного хаба закончился, Южный хаб будет в Ростове-на-Дону».               

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №3-4 (293) 20 января 2014
    Теракты на Юге России
    Содержание:
    Дело не только в Олимпиаде

    Новый всплеск террористической активности на юге России лишь по времени связан с приближающейся Олимпиадой. За последние годы бандподполье проделало немалую работу за пределами своего «домашнего» региона — Северного Кавказа, и предновогодние теракты в Волгограде — это её неутешительный итог

    Реклама