Очаги дорожного ренессанса

Спецвыпуск
Москва, 17.03.2014
«Эксперт Юг» №10-12 (301)
Новым драйвером экономики юга России постепенно становятся крупные проекты в сфере строительства дорог и транспортной инфраструктуры. Эти проекты напрямую пересекаются с грядущим чемпионатом мира по футболу, планами по развитию южного туризма и оживлению экономики Северного Кавказа

Сочинский «паровоз» привёз в экономику юга России (главным образом, Краснодарского края) порядка 50 млрд долларов, обеспечив работой свыше 500 отечественных компаний. Столь масштабные вложения и подключение к олимпийским стройкам ведущих промышленных предприятий позволили многим регионам ЮФО и СКФО менее болезненно пережить экономический кризис, чем их соседям. К примеру, на Кубани приток инвестиций в 2012 году составил 800 млрд рублей, а в Ростовской области — порядка 200 млрд рублей, что на фоне падения инвестиционной активности в среднем по стране было очень убедительным результатом.

Всё это позволило двум главным регионам Юга в последние годы удерживаться в первой десятке субъектов федерации по темпам жилищного строительства — одного из основных локомотивов экономического роста. Оживление же строительной отрасли за счёт мультипликативного эффекта тянуло за собой десятки других сегментов индустрии. Но сегодня бум жилищного строительства, лидером которого был Краснодарский край, в значительной мере исчерпан, что продемонстрировало наше недавнее исследование строительного рынка юга России. Строителям, а вслед за ними и всей экономике региона требуется новый системный стимул, каковым всё больше оказываются дороги и транспортная инфраструктура в целом.

«Дорога кормит» — смысл этого известного выражения Югу предстоит осознать в ближайшие годы. Сейчас наиболее масштабно строительство новых дорог и реконструкция уже существующих идут в Ростовской области, Калмыкии, в ряде республик Северного Кавказа. Пока можно говорить о том, что дорожное строительство на Юге носит очаговый характер, но есть все основания предполагать, что этот процесс распространится на более широкие территории. Отметим при этом важный аспект: после завершения олимпийских строек, где на дорожное строительство пришлась серьёзная доля работ, кадровый и технический потенциал работавших в этой сфере компаний не должен оставаться невостребованным. И наиболее логично задействовать компетенции (порой уникальные), накопленные дорожниками в Сочи, на новых стройках в «домашнем» южном регионе.

Дорога к большому футболу

Программа подготовки Ростовской области к матчам Чемпионата мира по футболу 2018 года чем-то напоминает завершившуюся Олимпиаду в Сочи (только в заметно меньших масштабах), поскольку на собственно спортивные сооружения планируется потратить лишь небольшую часть бюджета мероприятия. Общие инвестиции в строительство объектов, связанных с мундиалем, в Ростовской области должны превысить 85–90 млрд рублей, но из них только порядка 14 млрд рублей уйдёт на возведение 45-тысячного стадиона, где пройдут матчи, а половина бюджета придётся на дороги и транспортную инфраструктуру. Наиболее капиталоёмкими из них станут строительство нового аэропорта «Южный» в Аксайском районе (объём инвестиций — 31,398 млрд рублей), строительство автодороги Ростов — Азов (7,1 млрд рублей) и реконструкция моста через Дон с возведением моста-дублёра в створе Ворошиловского проспекта донской столицы (6,6 млрд рублей). Последний проект в свете недавнего закрытия Ворошиловского моста под снос явно потребует корректировки.

Появление в Ростовской области нового международного аэропорта станет мощнейшим толчком для дальнейшего развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Донской губернатор Василий Голубев считает, что строительство Южного хаба позволит создать в регионе фактически новую территорию экономического развития, на которой разместится международный почтово-логистический центр. Не последнюю роль в этом сыграет возможность увеличить рынок труда на прилегающих территориях за счёт мультипликативного эффекта, освоения земельных участков и развития сопутствующих производств сразу на 40 тысяч рабочих мест.

Всё это, разумеется, потребует создания новых дорог и увеличения пропускной способности существующих. В ближайшие три года на федеральной трассе М4 «Дон» будут построены четыре участка общей протяжённостью 92 км, подходящие под образец европейского автобана, со сроком службы не менее 30 лет. На эти цели уже запланировано выделить порядка 155 млрд рублей. По информации директора некоммерческой организации «Центр безопасности движения» Сергея Лиманова, значительные средства будут инвестированы в строительство современных магистралей по инновационным российско-германским технологиям.

Кроме того, в Ростовской области реализуется ряд других масштабных дорожных проектов: строительство автодороги Ростов — Азов, Северного обхода донской столицы, южного подъезда к Ростову, объездной дороги вокруг Новошахтинска, Красного Сулина. В рамках программы развития автодорог общего пользования в Ростовской области на 2015–2020 годы в ближайшие 6 лет будет потрачено 96 млрд рублей — почти вдвое больше, чем было запланировано на аналогичную программу 2010–2014 годов. Одним из стимулов для увеличения инвестиций в строительство дорог стала необходимость развития давно лелеемого донскими властями туристического маршрута «Серебряная подкова Дона».

А благодаря чемпионату мира Ростов-на-Дону получит возможность хотя бы частично решить одну из самых наболевших проблем города — постоянные пробки на въезде с южной стороны. Дублёр Ворошиловского моста через Дон должен стать не только частью федеральной трассы М4, но и самым коротким путём к будущему стадиону и территории перспективного развития города в донском левобережье, куда планируется переносить ряд функций города вплоть до резиденции регионального правительства. Опираясь на положительный опыт строительства моста через Дон в створе улицы Сиверса, который возводил ростовский генподрядчик «Мостоотряд № 10», можно предположить, что к проекту будут привлекаться в первую очередь региональные отраслевые компании. Крупный проект в сфере мостостроительства будет реализован к чемпионату мира и в Волгограде, где 4 млрд рублей должны пойти на завершение строительства нового моста через Волгу.

Кавказский транзит

Заметная активизация дорожного строительства происходит и на Северном Кавказе, где государство уже несколько лет ведёт создание инфраструктуры регионального туристического кластера. В частности, в рамках ФЦП «Юг России» для нужд туркластера были выделены средства на строительство автодорог Нижний Зарамаг — рекреационный комплекс «Мамисон» в  Северной Осетии, Кисловодск — Долина  Нарзанов — Джилы  Су — Эльбрус в Кабардино-Балкарии, Архыз — Дукка в Карачаево-Черкесии. Последняя дорога ведёт к единственному на сегодняшний день уже запущенному в эксплуатацию курорту туристического кластера.

В Ингушетии федеральные дорожники приступили к строительству первого четырёхполосного участка трассы М-29 «Кавказ», который свяжет аэропорт Магаса с границей Чечни. По словам начальника Управления северокавказских автомобильных дорог Гайоза Макиева, завершение работ по расширению участка трассы «Кавказ» запланировано на конец 2015 года. В Чечне наиболее важным текущим проектом является расширение дороги вдоль Аргунского ущелья к будущему курорту Ведучи — глава республики Рамзан Кадыров поставил задачу добиться того, чтобы путь от аэропорта до курорта не превышал двух часов. В Дагестане на развитие дорожного хозяйства республики в 2014–2025 годах планируется потратить 50,3 млрд рублей, в этот процесс недавно включился знаковый частный партнёр — группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, которая заявила строительство в регионе высокотехнологичных асфальтобетонных заводов.

Стратегия экономического развития Северной Осетии до 2020 года предусматривает реализацию проекта «Южные Ворота», обеспечивающего круглогодичный бесперебойный грузопоток через Главный Кавказский хребет. Он включает строительство противолавинных и других защитных сооружений, реконструкцию автомобильных дорог федерального и регионального значения на территории республики, аэропорта «Владикавказ», создание современной системы транспортного сервиса, инфраструктуры рынка транспортно-логистических услуг. Как считают в правительстве Северной Осетии, создание современного транспортного коридора в южном приграничье России обеспечит азиатским и ближневосточным партнёрам более выгодный транзит в страны Европы с увеличением объёмов перевозки грузов, по прогнозам международных транспортно-экспедиторских компаний, в 4–5 раз. Благодаря развитию внешнеэкономической деятельности и строительству курорта Мамисон интенсивность движения по Транскавказской автомагистрали должна увеличиться с 5 до 22  тысяч автомобилей в  сутки.

Наиболее амбициозный северокавказский проект в сфере дорожного строительства принадлежит Карачаево-Черкесии — речь идёт о создании транспортного коридора через Главный Кавказский хребет в направлении черноморского побережья. Этот проект руководство КЧР лоббирует уже давно — по мнению нынешнего главы республики Рашида Темрезова, который в своё время возглавлял региональное управление федеральных автодорог, появление такой дороги позволило бы преодолеть транспортную тупиковость Карачаево-Черкесии. В прошлогоднем интервью «Эксперту ЮГ» Рашид Темрезов говорил, что наиболее реалистичны планы строительства автодороги Черкесск — Адлер (273 км по прямой). Альтернативным маршрутом в направлении Чёрного моря является автодорога А-155 Черкесск — Домбай — граница с  Абхазией. Сейчас её реконструкцию ведёт Росавтодор с генеральным подрядчиком ОАО «Волгомост», уже запустившие крупнейший на Северном Кавказе мост-эстакаду в Усть-Джегутинском районе Карачаево-Черкесии.

Несмотря на то, что строительство транскавказской дороги в направлении Черного моря по-прежнему остаётся на бумаге, перспективы его понятны. Дорога на Адлер позволит связать в единый туристический комплекс приморские курорты Краснодарского края и Абхазии с горнолыжными курортами Северного Кавказа, а также сделает более короткой поездку на Чёрное море для жителей Ставрополья, Дагестана, Чечни, Нижнего Поволжья и даже более удалённых регионов. Осуществление этого проекта также должно заметно разгрузить транспортное сообщение на федеральных автомагистралях «Дон», «Кавказ» и Джубга — Сочи, которые давно эксплуатируются в жесточайшем режиме. «Проблема заключается не только в дорогах, их качестве и долговечности, но и в соблюдении законодательства перевозчиками, — говорит по этому поводу министр дорожного хозяйства Ставропольского края Евгений Иванько. — Дороги проектируются и строятся под определённые нагрузки, установленные требованиями строительных норм и правил, но если по ним осуществляется движение большегрузных поездов массой 40 и более тонн, что превышает расчётную нагрузку в несколько раз, то никакая современная дорога не выдержит. В итоге от того, что перевозчику проще и дешевле допустить перегруз и доставить груз одним рейсом, страдают все пользователи дорог».

Забытый маршрут

Дорожникам также предстоит привести в соответствие с европейскими нормами участки дорог в створе международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг», связывающего страны Балтии и Индию через территории Ирана, Азербайджана и России. Как пояснил «Эксперту ЮГ» начальник Федерального управления автодорог «Северный Кавказ» Владимир Рожков, в ближайшие годы дорожники планируют построить более 120 км участка дороги А-153 Астрахань — Махачкала, проходящего по территории Калмыкии и Астраханской области. Здесь будут вестись работы по программе ликвидации грунтовых разрывов на федеральных дорогах.

«Мы запроектировали участок протяжённостью 27,6 километра, расположенный в Астраханской области, — говорит Владимир Рожков. — В настоящее время получено положительное решение Госэкспертизы, проект готов к реализации. Закончена работа над разработкой плана участка в Калмыкии до границы с Дагестаном (протяжённость — 96,9 километра). Параллельно будем постепенно приступать к строительству, которое начнём с астраханской части (от 106-го до 133-го километра)». Всего на реконструкцию участка грунтового разрыва планируется потратить около 3 млрд рублей.

Грунтовые участки трассы Астрахань — Махачкала во многом были одним из препятствий на пути налаживания бесперебойного автомобильного сообщения по коридору «Север — Юг». С появлением этой дороги ожидается экономическое оживление примыкающего к Каспию Лаганского района Калмыкии, плюс заметно сократится пробег для автотранспорта: сейчас по объездным дорогам машины преодолевают путь почти в два раза больше.

В то же время для нормального функционирования МТК «Север — Юг» одних дорог мало. По мнению представителя Института каспийского сотрудничества Алексея Синельщикова, транспортные маршруты, проходящие через Каспийский регион, могут служить примером сотрудничества разных цивилизаций, но для реальной отдачи от этих маршрутов придётся преодолевать ещё немало проблем взаимодействия стран с очень различающимися экономическими, законодательными, политическими, идеологическими и религиозными системами. «На пути новых евроазиатских маршрутов встают не только препятствия чисто транспортного свойства, но и организационные, технологические, технические и финансовые проблемы», — считает г-н Синельников. Тем не менее, на региональном уровне появление новой дороги вдоль Каспия должно стать стимулом для развития таких депрессивных территорий, как Калмыкия, северная часть Дагестана и восток Ставропольского края.    

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №10-12 (301) 17 марта 2014
    События на Украине
    Содержание:
    Первые потери

    Экономика юга России, тесно связанная с Украиной общими инвесторами, товарными и технологическими цепочками, в связи с последними событиями попала в зону риска. Общий внешнеторговый оборот ЮФО с Украиной составляет более 4 млрд долларов, а в числе компаний Юга, имеющих интересы на Украине, такие промышленные гиганты, как «Роствертол», НЭВЗ, «Глория Джинс» и другие

    Реклама