«Кубань Кредит»: банк, которому больше всех надо

Крупный бизнес Юга
Москва, 21.07.2014
«Эксперт Юг» №29-30 (319)

Хорошо быть банком, связанным с крупной группой строительных компаний. Казалось бы: кредитуй «своих», бери клиентов из сотрудников этих же организаций — и ни тебе проблем с ликвидностью, ни конкуренции с другими банками. «Кубань Кредит» не был, конечно, классическим кэптивным банком и в самом начале своей истории: у него имелись хороший портфель розничных клиентов, приносивших вклады, и достаточно широкая филиальная сеть в крае. Но в 2011 году банк включил режим амбиций — и вышел в общее конкурентное поле. И это у него получилось, в общем, на ура – вплоть до того, что председатель наблюдательного совета и основной владелец банка Виктор Бударин получил звание Героя труда Кубани.

В своём интервью тогда ещё заместитель председателя правления банка «Кубань Кредит» Сергей Геращенко (ныне – член наблюдательного совета) говорил, что всё началось с написания стратегии: большая редкость по тем временам даже для крупных банков. На проработку, как сейчас модно говорить, «дорожной карты» развития ушло практически полтора года, и уже после шести месяцев работы в соответствии со стратегией стало понятно, что они были потрачены не зря. Банку удалось найти баланс между широтой охвата территории и аудитории и индивидуальным подходом. Пожалуй, лучшего конкурентного преимущества и не придумаешь: это стало очевидным, когда банк включился в борьбу за клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса. Госбанки выдавали кредиты направо и налево, но их гребёнку проходили далеко не все: скоринговые системы не вдаются в подробности и особенности. А не прошедшие их фильтр предприниматели при ближайшем рассмотрении оказываются хорошими клиентами для регионального банка. Тем более они будут лояльны к банку, который, что называется, вошёл в положение.

Но успех развития крупнейшего краснодарского банка заключается ещё и в умелой диверсификации, и если бы это не было заложено в стратегии, он мог бы оказаться не у дел во время всплеска розницы 2012–2013 годов. Однако «Кубань Кредиту» было что предложить и этому сегменту — более того, именно благодаря ему банк успешно закрепился на соседней территории, в Ростовской области. В этот регион аффилированная с банком группа строительных компаний зашла с двумя крупнейшими проектами, микрорайонами «Суворовский» и «Платовский», и благодаря им «Кубань Кредит» быстро набрал хороший ипотечный портфель. А сегодня, когда необеспеченное кредитование тянет некоторые банки вниз, ипотечные кредиты станут для банка хорошим источником стабильного дохода. Он ведь наверняка будет идти дальше.

Справка о компании 

Коммерческий банк «Кубань Кредит» — один из самых активных и растущих банков Краснодарского края, успешно работающий на финансовом рынке региона с 1993 года, второй по величине банк юга России. Широкая сеть из 62 дополнительных, 2 операционных офисов по Краснодарскому краю, Ростовской области, Республике Адыгее и филиал в Республике Крым позволяет банку сотрудничать с организациями всех форм собственности, предпринимателями и населением, расширяя своё влияние на кредитно-финансовом рынке Кубани.

В настоящее время банк «Кубань Кредит» предоставляет широкий спектр услуг юридическим и физическим лицам. С 2012 года кредитная организация стала партнёром ОАО «МСП Банк» и начала осуществлять кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе за счёт целевых ресурсов ОАО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства». Большинство клиентов банка — предприятия малого и среднего бизнеса.

«Кубань Кредит» — финансовый центр целой группы компаний, которые обеспечивают его рост. Стратегия банка — растить своего клиента, быть не только ближе к реальному сектору, но и самому участвовать в этих процессах. Во время кризиса, когда главным дефицитом стали надёжные партнёры, такая стратегия помогла расти и банку, и его партнёрам — внутри группы циркуляция денег не замораживалась. Пока большинство банков сворачивали инвестиционные проекты, «Кубань Кредит» увеличивал их количество и объёмы. Основные активы банка сосредоточены в строительном секторе. Известно, что в самом начале кризиса в наибольшей степени пострадали именно банки и строительная отрасль. Вопреки общим тенденциям, «Кубань Кредит» осенью 2008 года выдал крупный кредит застройщикам на строительство целого микрорайона, и за четыре года только в этот проект банк инвестировал 45 млрд рублей. В 2009 году, когда общероссийские темпы кредитования реального сектора имели отрицательную динамику, «Кубань Кредит» направил в экономику региона более 12 млрд рублей — на 3 млрд больше, чем в 2008 году.

Официальный сайт //www.kubankredit.ru

 

«Мы предлагаем унифицированный продукт, который индивидуален»

Заместитель председателя правления банка Сергеем Геращенко 073_expertjug30.jpg
Заместитель председателя правления банка Сергеем Геращенко

— В 2011 году банк приступил к написанию стратегии дальнейшего развития. В какой момент стало понятно, что план дальнейшего развития необходимо систематизировать и зафиксировать в таком документе?

— Каждый банк приходит к своей стратегии, которая строится исходя из исторического периода развития банка, внешнего окружения и целей, которые он перед собой ставит. Стратегию банка «Кубань Кредит» мы формировали на протяжении почти полутора лет. Её основное содержание определялось тем уровнем, на котором тогда находился банк. Он позиционировался как розничный, но это направление состояло преимущественно в привлечении депозитов физических лиц. Вложения этих депозитов направлялись на выдачу кредитов нашим традиционным партнёрам в строительной отрасли. Наблюдательный совет поставил перед нами цель диверсифицировать бизнес банка. Первой задачей в связи с этим был умеренный рост депозитного портфеля и активное кредитование физлиц – как ипотечное, так и потребительское. Вторая задача была поставлена перед корпоративным блоком: необходимо расширить кредитный портфель в пользу малого и среднего бизнеса. Здесь мы выделили для себя несколько ключевых отраслей: сельское хозяйство, транспорт, торговля и промышленность. Ещё одна задача –обеспечить активный прирост числа клиентов – юридических лиц и увеличение остатков на расчётных счетах. И отчёт по итогам 1 полугодия 2012 года говорит о том, что стратегия воплощается в жизнь: за прошедший год депозитный портфель юридических лиц увеличился в 1,8 раза, остатки на расчётных счетах – почти в 1,5 раза.

— Как вам удаётся расти быстрее рынка в такой плотной конкурентной среде?

— Действительно, мы работаем в очень конкурентной среде: с одной стороны, это крупные государственные банки, с другой – ряд небольших региональных структур. Мы находимся в середине этой цепи: у нас 55 дополнительных офисов, поэтому для региона мы – достаточно большой банк. С другой стороны, у нас есть возможность не унифицировать требования к обслуживанию клиентов, как приходится делать крупным банкам. У них есть определённый алгоритм работы с клиентами, который они направляют филиалам и допофисам, так что руководители на местах имеют очень ограниченные возможности для лавирования при принятии решений. У нас этот люфт больше. Поэтому, с одной стороны, мы предлагаем нашим клиентам унифицированный продукт, с другой – он индивидуален. Такое положение позволяет нам активно привлекать клиентов.

— Как банк может сохранять индивидуальный подход при таких масштабах деятельности?

— Мы добились этого, внедрив трёхступенчатую систему сегментации корпоративных клиентов: по величине бизнеса, по отрасли и по глубине текущего сотрудничества. На основании этого ранжирования мы для каждого сотрудника – от кредитного специалиста до руководителя дополнительного офиса – прописали чёткие сценарии взаимодействия с клиентами. Каждый директор допофиса в процессе привлечения клиента на основе этих алгоритмов определяет методику работы с тем или иным клиентом: будет ли он общаться с ним лично, или взаимодействие произойдёт через сотрудника отдела. То же и непосредственно в процессе обслуживания. Эта система очень динамична, она позволяет, с одной стороны, управлять всеми процессами: процентными ставками, тарифами; с другой – если клиент нам важен, то мы можем предложить ему индивидуальные условия, оперативно и быстро.

— Эта система понадобилась для стабилизации доходов банка или планомерного роста?

— Для роста. Мы – растущая компания, банк в следующем году завершает экспансию в Краснодарский край. В 2012 году уже входим в Туапсе, планируем к концу года появиться в Кропоткине, Темрюке, Кущёвском, Отрадненском районах. В октябре открывается допофис в Ростове-на-Дону. В следующие три года должна начаться экспансия в Ростов и Ростовскую область. Понятно, что это повлечёт за собой увеличение наших активов и показателей. Такая экспансия требует достаточно больших ресурсов, которые пойдут на помещения, набор персонала, оборудование. Поэтому стоит задача динамичного роста банка.

— Среди ключевых для банка отраслей вы назвали такую рискованную отрасль, как сельское хозяйство. Многие банки по умолчанию с ней не работают. Не получится так, что банк будет работать с теми, с кем отказались сотрудничать другие?

— Как раз наоборот. Сельское хозяйство – ключевая для края отрасль, здесь большой потенциал. Что касается рискованности, то в любом сегменте есть свои лидеры и аутсайдеры. Мы выбираем клиентов из числа передовых представителей отрасли. Да, наши требования к залоговому имуществу, к финансовому состоянию достаточно высоки. Но мы зато предлагаем более выгодные условия кредитования, чем, быть может, некоторые из наших коллег. На сегодняшний момент наш кредитный портфель составляет более 20 миллиардов рублей, и у банка нет просроченной задолженности. Это говорит о том, что качество наших клиентов достаточно высокое. Поэтому мы можем позволить себе и выбирать клиентов, и делать ставку на тех, которые действительно могут работать. Тех, кому необходимо не рефинансирование неэффективной деятельности, а ресурсы для развития.

(Из интервью с заместителем председателя правления банка Сергеем Геращенко, «Формула массовой индивидуальности», «Эксперт ЮГ» № 40–41, 2012 г. Людмила Шаповалова)

Динамика активов КБ «Кубань Кредит»

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №29-30 (319) 21 июля 2014
    Крупный бизнес ЮФО
    Содержание:
    Крупный бизнес Юга
    Реклама