Культуре нужны проекты

Антон Маслаков
13 октября 2014, 00:00
  Юг

Если Ростов-на-Дону действительно намерен называться «южной столицей» в сфере культуры, ему необходимо определиться, в каких сферах он претендует на реализацию проектов федерального масштаба. Пока у города нет своей линии культурного развития — к такому выводу пришли участники организованного «Экспертом ЮГ» круглого стола «Культурное позиционирование региона: какие проекты нужны югу России?»

Фото: Андрей Свечников
Екатерина Беляк из «Лабораториума» (слева), Ольга Калашникова из театра «18+» (в центре), Татьяна Проворова из галереи 16th line (справа) — в Ростове есть и идеи, и люди, которые могут их реализовать. Не хватает координации

Ростову-на-Дону требуется концепция культурного развития, в ней и должны быть определены приоритеты. Либо же региону нужен общественный совет по культуре, который выработает магистральную линию культурного позиционирования и главные проекты. А проекты федерального масштаба городу необходимы — они, с одной стороны, позволяют эффективно позиционировать территорию, с другой — выводят на новый уровень местную культурную среду. Пока же культурная повестка Ростова-на-Дону несопоставима с потенциалом города, располагающего большим количеством вузов, несколькими крупными театрами, собственной джазовой школой, богатой андеграундной традицией. Тем не менее, к числу городов, задающих погоду в российской культурной жизни, Ростов не относится. Здесь нет проектов, которые бы объединяли усилия культурной элиты. Появятся ли они — зависит как от качества взаимодействия внутри культурного цеха, так и от уровня диалога с властью.

 

Культура как инструмент позиционирования

Культурные проекты для формирования уникальной среды и собственного бренда использует всё больше российских городов. Наиболее нашумевший пример — Пермь, где при бывшем губернаторе Олеге Чиркунове была сделана попытка бросить вызов сложившимся «культурным столицам» России. Есть и не столь громкие, но от этого не менее примечательные инициативы. Например, в Вологде за счёт совместных усилий деятелей культуры и региональной власти удалось в течение последних 20 лет реализовать несколько значимых проектов, в том числе Шекспировский театральный фестиваль. Можно вспомнить и о совсем небольших городках типа марийского Козьмодемьянска с его уникальными музеями и десятками памятниками культуры.

В Ростове отсутствие значимых культурных инициатив, звучащих на всю страну, часть представителей культурной среды региона склонна объяснять недостаточно активным взаимодействием государственной власти с культурными деятелями. Такой точки зрения, в частности, придерживается руководитель центра правовой защиты «Титан-Инвест» и основатель Музея современного изобразительного искусства на Дмитровской Елена Левина, считая незаинтересованность правительственных органов одной из главных причин угасания многих культурных программ, заявленных в разное время в Ростове-на-Дону. Так, первая Южно-Российская биеннале современного искусства, проведённая в городе в 2010 году, по мнению организаторов, не получила продолжения двумя годами позднее в силу того, что власть не была заинтересована в активном продвижении уже работающей площадки. «Заявки на различные конкурсы и тендеры подавались с нашей стороны не один раз, — описывает свои контакты с чиновниками г-жа Левина, — и ни разу за десять лет нашему музею, который провёл более 200 выставок и куда очередь художников расписана на несколько лет, не удалось получить финансовую поддержку».

 

Спрос — есть

Между тем устойчивый запрос на появление новых проектов в области науки, литературы, изобразительного и сценического искусств на Дону существует. Это подтверждает хотя бы отклик на отдельные проекты, регулярно воплощаемые в жизнь — в основном усилиями групп энтузиастов. Южный федеральный университет, например, при финансовой поддержке ростовского бизнес-сообщества реализует на собственной площадке проект «Тотальный диктант». Идея проведения тотальных диктантов принадлежит Новосибирскому университету, но ЮФУ сумел запустить проект в Ростовской области, и, задействовав собственные информационные ресурсы, в итоге получил впечатляющий результат. «Сначала пришло 60 человек, потом 300, в этом году — более восьмисот, и это уже было трудно для нас с организационной точки зрения. Но мы просто не ожидали такого всплеска интереса со стороны населения», — поделилась впечатлением от проведения «тотального диктанта» директор института филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций ЮФУ Наталья Изотова. В дальнейшем, по её словам, это привело к появлению «побочных» проектов, например, «филологических вторников», проводимых на базе института.

Другой резонансный проект, успешно стартовавший в регионе за последние годы — музей естественных наук «Лабораториум», который стал одним из популярных мест отдыха с детьми в Ростове. На сегодняшний день через него прошло, по утверждению директора «Лабораториума» Екатерины Беляк, более 25 тысяч детей, причём большим успехом этот проект, основанный на идее популяризации науки, пользуется даже не у ростовчан, а у жителей других городов и сёл области. Успеху проекта, кстати, способствовало налаживание контактов с властями: сначала организаторы обратились с письмом к президенту России, что позволило затем напрямую взаимодействовать с губернатором Ростовской области Василием Голубевым и с федеральным Минобрнауки. Это, как минимум, обеспечило «Лабораториуму» достаточный резонанс.

Выход сразу на федеральный центр, минуя региональные ведомства, в самом деле может дать инициаторам культурных проектов серьёзное пространство для манёвра. Такой точки зрения придерживается главный режиссёр частного театра «18+» Ольга Калашникова: «У нас есть опыт работы с федеральным Министерством культуры, но мы сотрудничаем с ними через московскую компанию. Если идти через Москву, если двигаться через головы, то есть шанс получить финансирование».

 

Трудности поддержки

Помимо хорошо известных проблем финансирования и информационной поддержки, препятствием для развития культурных площадок и появления новых проектов в ростовской культурной сфере оказывается существующее правовое поле — точнее, то ли невозможность, то ли нежелание заинтересованных сторон работать в его рамках. «Мы уже четыре года занимаемся правовой поддержкой социальных проектов и должны отметить, что в Ростове есть проекты высокого качества, но при сдаче отчётности у нас зачастую не хватает опыта для правильного оформления документов. При этом нужно понимать, куда иногда просто не надо подавать заявку, потому что данное ведомство не станет финансировать определённый проект», — отметил исполнительный директор ООО «Здоровая планета» Алексей Стрельченко.

Барьер в виде формальных требований к организатору культурного мероприятия или программы также приводит к отсеву значительной части проектов ещё на начальном этапе. «Зачастую нужно костьми лечь, чтобы добиться реализации проекта. Нужно, чтобы была зарегистрирована некоммерческая организация, нужно найти спонсоров, а потом добиваться внимания со стороны администрации, чтобы получить какой-то результат», — описал своё видение ситуации писатель Денис Гуцко. Лауреат «Русского Букера» пытался организовать в Ростове-на-Дону писательский семинар, который в перспективе мог позволить местным авторам выйти на федеральный уровень. Однако идея привезти в город писателей и критиков, которые бы провели своеобразные мастер-классы для начинающих, так и не была воплощена в жизнь, и ключевую роль здесь сыграла невозможность получить финансовую поддержку со стороны соответствующих ведомств.

Но даже если шанс получить деньги на проект и появляется, вовсе не факт, что это будет соответствовать установкам его инициаторов. Директор музея современного изобразительного искусства Марина Приходько делится своим опытом реализации проекта социальной адаптации больных детей: «Когда мы подали документы в марте, нам сообщили, что финансирование будет в августе, а в октябре мы должны по нему отчитаться. Весь проект превратился в профанацию, нужно уложиться в сроки и освоить деньги». Впрочем, с этой особенностью госфинансирования сталкиваются все, кому доводилось работать с государством.

 

Вокруг чего объединяться

Но главная проблема не в наличии или отсутствии денег — она лежит глубже: в области понимания того, как позиционировать регион в сфере культуры. По мнению Людмилы Бородиной, руководителя центра «МедиаС», донской столице нужна единая концепция, включающая в себя представление о культурном позиционировании города и региона. «Амбиции Ростова в этом поле до сих пор не выражены, — описал своё видение ситуации главный редактор журнала “Эксперт ЮГ”, руководитель Центра изучения современной поэзии ЮФУ Владимир Козлов. — Они есть у тех, кто занимается культурой, но официально город ещё не предъявил своих амбиций».

Нужны также формы взаимодействия независимых инициаторов культурных проектов и тех, в чьём ведении оказывается культурная жизнь. С целью сформулировать подобную концепцию организаторы круглого стола предложили создать оргкомиссию и учредить Общественный совет при министерстве культуры Ростовской области. Денис Третьяков, музыкант и директор бюро «РБК Ростов», заявил, что главным предметом обсуждения должны быть крупные проекты, которые никто не в состоянии вытянуть в одиночку и которые привлекают внимание к городу.

Примечательно, что во время празднования Дня города эта же тема была заявлена на ростовской конференции движения TEDx — международного «интеллектуального шоу», участникам которого предоставляется 18 минут на изложение своего послания миру. По мнению руководителя агентства BrandHouse Татьяны Ждановой, первым шагом в решении проблемы культурного позиционирования города может быть целенаправленное создание его бренда. Правда, об этом в Ростове говорится уже чуть ли не третье десятилетие, а воз и ныне там — очевидно, что без заинтересованного участия власти такие инициативы не сдвинутся с места.

Присутствовавшая на круглом столе заместитель начальника управления информационной политики Ростовской области Лидия Ртищева со своей стороны выступила с предложением: «Мы должны собраться рабочей группой и сделать проект сотрудничества на следующий год, который будет Годом литературы. Многие озвученные предложения прекрасно ложатся в эту тему, позволяют привлечь дополнительное финансирование». Г-жа Ртищева предложила собрать все предложения и создать концептуальный план. Так что уже следующий год, очевидно, покажет, удалось ли наладить столь необходимое Ростовской области взаимодействие власти и региональной культурной элиты.