Проблема не в одном ДТП

Сергей Семенов
13 октября 2014, 00:00
  Юг

В Ростовской области за последний месяц произошло сразу несколько резонансных ДТП, причиной которых стал алкоголь. 21 сентября в Ростове бронированный армейский автомобиль «Тигр», в котором, как утверждают СМИ, находилось несколько военнослужащих-контрактников, про­та­ранил десяток машин, погибли два человека. Судя по показаниям очевидцев, и водитель «Тигра», и его спутники были в стельку пьяны. А 27 сентября чиновник областного правительства и бывший судья Валерий Будаев на своём внедорожнике въехал в торговый павильон в переулке Крепостном, где в этот момент находился вместе с супругой профессор ЮФУ Владислав Смирнов, который от полученных травм позже скончался в городской больнице. Видеозапись, выложенная очевидцами в YouTube, не оставляет сомнений — в момент аварии Будаев был пьян и неадекватен.

Последнее дело вызвало необычайный резонанс, незаурядная личность погибшего — одного из лучших донских краеведов — заставила внимательнее вглядеться в проблему и её контекст. На случившееся довольно жёстко отреагировали и власти региона. Уже через день после ДТП на правительственном совещании губернатор Василий Голубев разразился гневной тирадой, пообещав «расследование по полной программе», а виновному — «ответственность на полную катушку». Особый акцент Голубев сделал на том, что Будаев был нетрезв, однако, рассчитывая на свои связи и высокую должность, отказался от медицинского освидетельствования.

В результате Будаев был тут же уволен из отдела судебной и договорной работы, а его теперь уже бывший начальник Евгений Осыченко добровольно пришёл на специально собранный по этому случаю круглый стол ростовских СМИ, где ему задавали довольно острые, хотя и не всегда корректные вопросы. Чуть позже региональная квалификационная коллегия судей лишила Будаева статуса судьи в отставке, а представитель регионального Следственного Комитета Галина Гагалаева публично пообещала, что никакие статусы не помогут Будаеву избежать ответственности в случае, если его вина будет доказана.

Огромную волну подняли те, кого учил погибший Смирнов — журналисты и руководители большинства ростовских СМИ. Хотя губернатор сразу же взял расследование дела Будаева под свой личный контроль, журналисты также выступили с официальным обращением, в котором пообещали пристально следить за его ходом.

Уникальность ситуации ещё и в том, что в сюжете с VIP-нарушителем присутствует и VIP-пострадавший. Покойный Владислав Смирнов был известным учёным, автором десятков книг, и высокопоставленных знакомых у него, пожалуй, было немногим меньше, чем у того же Будаева. А учитывая то, что за многие десятилетия преподавательской деятельности через университетские курсы Смирнова прошли тысячи студентов, многие из которых впоследствии заняли значимые должности, трудно представить, чтобы это дело «замолчали».

Похоже, что Валерию Будаеву и правда будет трудно избежать наказания, но очень не хотелось бы, чтобы всё свелось к сюжету о том, как «проклятая власть давит свой народ». Ведь на дорогах России давно идёт необъявленная война: по официальной статистике, только в прошлом году в ДТП погибло более 27 тысяч человек. Ростовская область в этой кровавой жатве — на «почётном» третьем месте: за пять месяцев 2014 года в регионе погибли 278 человек, больше — лишь в Московской области (538 человек) и Краснодарском крае (411 человек). В прошлом году донская госавтоинспекция отчиталась о снижении количества ДТП на 7%. При этом почти вдвое — со 168 до 264 — выросло число аварий, произошедших по вине нетрезвых водителей: в этих ДТП были убиты — по-другому в данном случае и не скажешь — 124 человека, ещё 301 получил тяжёлые травмы.

У этой дикой статистики, где Россия стоит в одном ряду с банановыми республиками Африки и Латинской Америки, множество причин — начиная с изношенности автопарка и заканчивая пренебрежением ПДД и разбитыми дорогами. Однако пьянство за рулём, которым в равной степени грешат и бывшие федеральные судьи, и военные, и простые работяги, выглядит особенно цинично. Российские власти борются с закладывающими за воротник водителями как могут — то введут нулевой уровень промилле, то ужесточат наказание за вождение в нетрезвом виде, то заставят в обязательном порядке по требованию дорожного инспектора дуть в трубочку. Однако традиционное русское разгильдяйство и атрофированное чувство самосохранения довольно значительной части автовладельцев пока берут верх, и число «пьяных» ДТП неуклонно растёт.

Донской губернатор проблему с общей ситуацией на дорогах области прекрасно осознаёт, иначе трудно объяснить то, что, возглавив комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения при региональном правительстве, он фактически сам себя назначил ответственным за неё. И в случае с Будаевым Василий Голубев продемонстрировал ясный посыл: власть готова бороться с преступниками, садящимися в автомобиль и столь явно пренебрегающими законом, какое бы положение они ни занимали. Первый результат в этом процессе уже есть: бывший депутат гордумы Ростова Дмитрий Островенко, совершивший три года назад в пьяном виде ДТП со смертельным исходом прямо в центре города, был осуждён на 4 года 8 месяцев колонии-поселения. Этот приговор может показаться «вегетарианским», но ведь ещё несколько лет назад такое дело могли бы просто спустить на тормозах.

И сейчас, когда против VIP-нарушителей поднялась волна народного гнева, появилась реальная возможность привлечь общественное внимание к страшной статистике ДТП. Журналисты, общественные деятели, активисты, конечно, должны следить, чтобы высокопоставленные персоны не уходили от ответственности. Но этого мало — они могли бы подключиться к работе ГАИ по снижению аварийности на дорогах (о чём, кстати, полицейские сами просят), участвовать в работе правительственной комиссии, создать свой общественный совет, наконец, привлекать к этой теме внимание читателей и зрителей не только тогда, когда под колеса попадает не простой смертный, а известный профессор.