Не лучшее время для новичков

Тема недели
Москва, 26.10.2014
«Эксперт Юг» №43-44 (333)

Несколько лет подряд мы фиксировали важную тенденцию в экономике Северного Кавказа — стремительное увеличение количества крупных компаний. Если в 2010 году мы не могли набрать в СКФО и сотни компаний с выручкой более миллиарда рублей, то по итогам 2012 года мы имели уже 177 таких предприятий — то есть за три года количество крупных компаний в округе выросло почти вдвое. Эта отличительная тенденция позволяла говорить о том, что крупный бизнес в округе проходит стадию формирования — компании стремительно занимают ниши, изначально характерные для экономики СКФО с её богатым природным и промышленным потенциалом.

Главное событие этого года для нас — крен в обратную сторону. Количество крупных компаний за 2013 год на Северном Кавказе сократилось до 162. Это притом, что сто крупнейших компаний округа выросли в среднем чуть значительнее, чем год назад, а точки роста в экономике СКФО сегодня, в общем, ясны.

С одной стороны, это компании, либо изначально работающие в госсекторе (нефтегаз, инфраструктура), либо наконец попавшие в его конъюнктуру — речь идёт прежде всего об оборонных предприятиях, которые дождались госзаказов (радиозавод «Сигнал», «Дагдизель», «Победит», «Гидрометаллург» и другие). Темпы роста в этой сфере порой весьма впечатляют — например, завод «Дагдизель», производящий торпеды, в 2012 году не дотягивал и до среднего бизнеса, а в прошлом году имел уже выручку в 1,7 млрд рублей. Рост в несколько раз или на несколько десятков процентов в оборонке СКФО — обычное дело.

С другой стороны, в СКФО есть единичные истории компаний, работающих сегодня на федеральном и даже мировом уровне — таких, как группа «Арнест» (см. интервью на стр. 22) или автомобильная компания «Дервейс». К ним можно добавить концерн «Энергомера» и группу агропредприятий «Ресурс», а также группу «Агрико». Эти компании и холдинги имеют долгосрочные стратегии и отличаются высочайшим уровнем менеджмента. Время от времени они приостанавливаются, но, как правило, это свидетельствует о перегруппировке сил, подготовке нового витка роста. Но круг этих компаний, ведущих большую игру, из года в год остаётся очень узким.

Главная проблема крупного бизнеса Северного Кавказа — дефицит органического роста компаний. Несколько лет мы видели, как средние компании, часто едва покинув ряды малого бизнеса, довольно быстро пополняют состав бизнеса крупного. Сегодня же для новичков тяжёлое время — им сейчас гораздо сложнее привлечь финансирование. Некоторые банкиры уже признаются, что кредитуют только уже проверенных клиентов, а к этому ещё нужно добавить печальную ситуацию в банковской сфере СКФО, которая в ряде республик попросту разгромлена в результате масштабной чистки со стороны ЦБ.

Несколько лет назад, сразу после образования нового округа во главе с Александром Хлопониным, казалось, что власти, в общем, понимают, как запустить на Кавказе экономический рост. Во-первых, были определены приоритетные для территории отрасли — туризм, сельское хозяйство, энергетика, транспортная инфраструктура. Во-вторых, обозначен круг пилотных проектов, претендующих на новые инструменты господдержки. Казалось, осталось только взять и сделать.

Сегодня же мы не наблюдаем по-настоящему осязаемых результатов. Приоритеты государства корректируются. Из заявленных крупных инвестпроектов лишь единицы дошли до стадии реализации, их инвесторы пополнят список крупнейших компаний СКФО явно не в этом и даже не в следующем году. Не исключено, что федеральный центр больше вообще не ждёт от Северного Кавказа экономических подвигов — лишь бы тут не взрывали.

Но идея поддерживать тех, кто уже многого добился сам, по-прежнему актуальна — список героев прилагается. Кроме того, нужно увидеть и те компании, которые активно развиваются в среднем или малом бизнесе — и здесь Северный Кавказ традиционно силён.

У партнеров

    Реклама