Перелёты за пределом возможностей

P.S.
Москва, 26.10.2014
«Эксперт Юг» №43-44 (333)

Есть у нас точка роста в экономике — внутрироссийские авиаперевозки. Их рост в 2013 году составил 14% при стагнации на внешних направлениях. Предыдущие три года добавляли рынку по 18%. «Трансаэро» в этом году заявляет о росте в 38%. Статистика радует патриотически настроенные слух и глаз. Если бы только ещё не приходилось летать.

Из четырёх моих последних полётов из аэропорта Ростова-на-Дону, которые происходили в течение месяца, ни один не прошёл без накладок. Впрочем, речь даже не о накладках — инфраструктура аэропортов и авиакомпаний напряжена настолько, что о предоставлении полноценных услуг пассажиру речи уже быть не может. Цепочка обслуживания клиентов барахлит на всех уровнях.

Пункт первый: работа аэропорта. Я прилетел в аэропорт Ростова за полтора часа до вылета в Москву — то есть с большим запасом. И проходил регистрацию, как и многие, около часа. С некоторых пор регистрация — непростая процедура. В аэропорту почти постоянно в буквальном смысле толпа. А для аэропорта ничего не изменилось. Это значит, что из трёх стоек, назначенных для регистрации, работали две — одна для бизнес-класса, другая — для остальных. Стоек саморегистрации для пассажиров без багажа в ростовском аэропорту не предусмотрено. То есть — проблемы не видят. Из рамки досмотра послепаспортного контроля я прямиком отправился в автобус на посадку, с ужасом думая, в какой ситуации я бы оказался, приехав в аэропорт как обычно — за сорок минут до вылета.

В Москве ситуация не лучше. Ни в Шереметьево, ни в Домодедово присесть негде: сидячее место можно найти только в местных кафе, где кофе «американо» обойдётся примерно в 300 рублей. Но и там ни два, ни три часа не просидишь. А рейсы задерживаются непрерывно. Вот задержали ваш рейс на пару часов — можете не сомневаться, что проведёте вы их на ногах. Это и к лучшему, поскольку дремать тут не рекомендуется. Номер выхода на мой самолёт в Ростов переносили дважды. Тут не расслабишься. И я видел по мониторам, что подвижка идёт по доброй половине рейсов. Службы даже самых современных на сегодня московских аэропортов просто не справляются с потоком — чего уж говорить о ситуации в провинции?

Вылететь тоже проблема — самолёты ломаются. По дороге назад вечерний самолёт большой вместимости был заменен бортом малым — треть пассажиров осталась в Москве до утра. Да, перевозчик разместил несчастных в гостинице, но кого устроит корректировка графика на 12-14 часов?

Но целый ряд компаний сдвигают сроки вылета и по менее серьёзным причинам: «задержка в подготовке судна». То есть не успели заправиться, подмести, пополнить запасы еды. И — задержка на два часа. Задержка, за которую авиакомпании сегодня не несут вообще никакой ответственности. Опоздание на два-три часа не считается отклонением от стандарта оказываемой услуги.

При этом многие могли заметить, что цены на авиабилеты выросли. В том числе потому, что внутрироссийские перелёты менее рентабельны — сокращение на международном направлении лишило компании основных доходов. И их выпадение нужно как-то компенсировать. По этой причине цена авиаперелёта из Ростова в Москву выросла в среднем с четырёх тысяч рублей до шести, а качество обслуживания резко упало. Те, кто в последние месяцы оказывался-таки на борту самолёта, поймут желание назвать питание в самолётах зеркалом экономического кризиса. Скоро в коробочку с едой будет вполне уместно вкладывать лупу.

Конечно, самолёты задерживали всегда, и кормили разные компании по-разному, и к аэропортам, везущим по полчаса багаж, претензии предъявляют уже много лет. Но всё-таки — не многовато ли отрицательных впечатлений от всего лишь четырёх полётов? А ведь я сейчас только о них и говорю, забыв всё, что накопилось за предыдущие годы. В том-то и дело, что плотность косяков на этом растущем рынке становится запредельной.

Мне как пассажиру страшно подумать о том, что этот рынок будет и дальше расти. Ответственно заявляю: пересяду на поезд, от которого на ключевых направлениях отказался лет семь назад. Тогда цена купейного билета фактически сравнялась со стоимостью перелёта — и железные дороги меня потеряли. Сейчас самолёт с точки зрения дороговизны значительно обгоняет поезд. И единственным его преимуществом в последнее время оставалась гарантированная скорость. Но если три из четырёх рейсов задержаны или отменены, об этом преимуществе говорить уже как-то не получается.

Аналитические статьи, которые в последнее время приходится читать, не предвещают резкого улучшения ситуации в сфере авиаперевозок. У компаний большие долги, у них зависли лизинговые программы по обновлению парка, они проводят масштабные программы сокращения издержек, не дают персоналу отдыхать. Понимаю. Но ясно же, что как пассажиру мне абсолютно плевать на любое из этих оправданий. Если не можете предоставить стандартную услугу — закрывайте лавочку. Либо начинайте развивать ассортимент — отделите «дёшево» и «нестабильно» от «дорого» и «стабильно». Закрывайте нерентабельные направления — это сейчас делают некоторые компании. Возможно, просто компаниям нужно некоторое время для перегруппировки, в результате которой, судя по всему, придётся пожертвовать ростом, но дело того стоит.

А вот если хотите большего — выбейте, наконец, из федерального центра льготы на региональные перевозки, это позволит разгрузить переполненные московские хабы. Ведь сейчас из Ростова в Астрахань или Махачкалу иначе, чем через Москву, не добраться. Ну и конечно, начинайте немедленно вкладываться в новые аэропорты. Да, прямо в чистом поле! Это — национальный приоритет. Это — импортозамещение на практике. Люди хотят летать по России — это же отлично! Мобильность — основа экономических успехов… Но начните с терминалов самостоятельной регистрации в Ростове-на-Дону и с регулярного открытия третьей стойки для тридцатиметровой очереди. Это будет поистине выдающийся шаг вперёд по пути модернизации.

У партнеров

    Реклама