Старт Южного хаба

10 ноября 2014, 00:00
  Юг
Фото: Donland.Ru
Министр транспорта России Максим Соколов (слева) и губернатор Ростовской области Василий Голубев (справа) уже просматривают очертания нового аэропортового комплекса в донской степи

В Ростовской области состоялась закладка первого камня будущего аэропорта «Южный». В символическом старте строительства крупнейшего на юге России международного аэропортового комплекса приняли участие министр транспорта России Максим Соколов, губернатор Ростовской области Василий Голубев, председатель совета директоров ГК «Ренова» Виктор Вексельберг, а также руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько. Сбор в одном месте такого количества представительных лиц объясняется прежде всего тем, что аэропорт должен стать первым подобным объектом за последние 23 года, реализуемым в стране «с нуля». Общий объём инвестиций в реализацию проекта составит более 37 млрд рублей.

По утверждению Максима Соколова, строительство нового аэропортового комплекса, отвечающего всем современным техническим требованиям, является знаковым событием для развития всей транспортной системы Российской Федерации. Аэропорт входит в федеральную программу развития транспортной системы России и потребует 18 млрд государственного финансирования только из федерального бюджета. Технические параметры проекта подтверждают мысль министра — на первом этапе аэропортовый комплекс позволит обслуживать 5 млн пассажиров и будет иметь взлётно-посадочную полосу длиной 3,6 км. Последнее особенно важно, поскольку запланированная длина полосы позволит новому аэропорту принимать все типы современных воздушных судов. Необходимость удлинить полосу в своё время послужила одной из формальных причин, по которой правительство отказалось от идеи модернизации старого аэропорта. Сейчас расположенный в черте города ростовский аэропорт имеет взлётно-посадочную полосу длиной 2,4 км.

Конфликт вокруг судьбы этого объекта едва не поставил под сомнение саму идею строительства хаба на территории Ростовского области. Желание одного из основных на тот момент акционеров действующего аэропорта Ивана Саввиди бороться за его судьбу стало причиной затяжного конфликта. В результате сопротивление донского бизнесмена, обладавшего привилегированными акциями и выступавшего за модернизацию старого аэропорта, преодолеть всё-таки удалось. В 2013 году правительство региона вынудило аэропорт выплатить дивиденды, после чего акции Саввиди перестали быть голосующими и контрольный пакет аэропорта оказался в руках местных властей. После этого, заблокировав через суд возможность представителей предпринимателя голосовать на общих собраниях акционеров, региональные власти сменили генерального директора и совет директоров компании. Борьба с упрямым бизнесменом заняла почти два года, так что на мероприятии, посвящённом старту строительства аэропорта «Южный», губернатор Голубев не лукавил, заявив: «Вы знаете, достаточно много пришлось пройти за этот период времени, чтобы можно было сказать, что мы начинаем. На самом деле мы продолжаем, но продолжаем уже более конкретно, стоя на земле и понимая, что у нас не так много времени, чтобы через три с половиной года здесь появился новый комплекс-красавец».

В то же время в своём выступлении Василий Голубев отметил, что на сегодняшний день подготовительная работа выполнена в полном объёме: получено положительное заключение Главгосэкспертизы РФ, есть все необходимые для строительства решения органов власти всех уровней, заключено соглашение с инвестором, распределены участки под строительство. В рамках аэропортового комплекса уже предполагается построить один из семи российских международных логистических терминалов почтовой связи стоимостью 3,7 млрд рублей. Последующая реализация всех этих планов будет зависеть от ГК «Ренова», участвующей в строительстве на основе государственно-частного партнёрства. Компания Виктора Вексельберга планирует вложить в «Южный» 16 млрд рублей.

«Этот проект — очень многообещающий с точки зрения инвестиций, — заявил г-н Вексельберг в Ростове. — Несмотря на сегодняшнюю непростую экономическую ситуацию, мы выражаем полную уверенность в целесообразности и эффективности такого рода инвестиций. Мы верим в долгосрочные перспективы и в то, что проект будет выгодным». Руководитель группы отметил, что «Ренова» имеет достаточный опыт реконструкции региональных аэропортов, в том числе в Екатеринбурге, Самаре и Нижнем Новгороде. Тем не менее, Виктор Вексельберг не преминул подчеркнуть, что проект потребует очень большой координации усилий как региональных, так и федеральных властей.

Предполагается, что строительство аэропортового комплекса «Южный» завершится к IV кварталу 2017 года. Аэропорт будет иметь модульный характер с возможностью увеличивать его пропускную способность в зависимости от роста пассажиропотока; первая часть будущего хаба должна быть завершена до Чемпионата мира по футболу 2018 года. Между тем проект ещё ждёт своего генподрядчика — соответствующий конкурс будет объявлен до конца нынешнего года.