Абхазское небо может открыться

24 ноября 2014, 00:00
  Юг
Фото: ALEX_SINCOV.LIVEJOURNAL.COM
Сухумский аэропорт не используется для регулярных рейсов уже больше двух десятилетий

Компания «Аэропорт Девелопмент», входящая в холдинг Олега Дерипаски «Базовый Элемент», займётся реконструкцией аэропорта в Сухуме. Соответствующее соглашение 14 ноября с премьер-министром Абхазии Бесланом Бутба подписал генеральный директор «Аэропорт Девелопмента» Владлен Волошин. Как сообщил г-н Бутба по итогам встречи, работы по реконструкции и покупка оборудования будут проводиться за счёт инвестиционных средств, но аэропорт останется в государственной собственности.

Окончательный вариант договора «Аэропорт Девелопмент» представит на согласование абхазской стороне в течение трёх месяцев. В настоящее время эта компания специализируется на развитии инфраструктуры приаэропортовых территорий и управляет объектами недвижимости входящих в структуру группы «Базэл Аэро» аэропортовых комплексов в Краснодаре, Сочи, Анапе и Геленджике.

Примечательно, что ранее проект реконструкции аэропорта в столице Абхазии планировала реализовать группа «Новапорт» Романа Троценко, которая на юге России управляет аэропортовыми активами в Астрахани и Волгограде. Ещё в 2011 году соглашение о намерениях «в области восстановления и использования воздушного пространства Республики Абхазия в международном сообщении» подписали тогдашний премьер-министр республики Сергей Шамба и генеральный директор ООО «Новапорт» Михаил Смирнов. Тогда активно обсуждался вопрос придания сухумскому аэропорту статуса запасного на время Олимпиады в Сочи, но этого не произошло, и инициатива «Новапорта» не была реализована.

Приходу российских инвесторов в сухумский аэропорт долгое время препятствовал не признанный большинством государств мира статус Абхазии. В 2010 году Международная организация гражданской авиации (ICAO) вынесла решение не присваивать аэропорту в Сухуме статус международного, признав единство воздушного пространства Грузии; грузинское правительство, в свою очередь, заявило, что Абхазия закрыта для международного авиасообщения и предложило иностранным туристам пользоваться услугами аэропорта в близлежащем приморском городе Поти. Впрочем, хотя ICAO и признаёт территориальную целостность Грузии и статус аэропорта, который установлен грузинскими властями, это не мешает при необходимости летать в Сухум из России и обратно. Однако в основном аэропорт используется официальными лицами, а обычным туристам по-прежнему приходится добираться из России в Абхазию на поезде или автотранспорте.

Возобновление переговоров с российскими инвесторами о судьбе сухумского аэропорта совпало с очередным этапом российско-абхазской интеграции. В середине октября в парламент республики был внесён проект договора «О сотрудничестве и интеграции» с Россией, одна из статей которого предполагает «создание объединённой группировки войск вооружённых сил РФ и Абхазии для отражения внешней агрессии и совместной охраны границы Абхазии». В Грузии это вызвало предсказуемо негативную реакцию. Глава грузинского правительства Ираклий Гарибашвили на совместном с генеральным секретарём НАТО Йенсом Столтенбергом брифинге в Брюсселе 17 ноября выразил «обеспокоенность и сожаление в связи с тем, что, несмотря на наш конструктивный подход по отношению к России, российская сторона продолжает деструктивную политику против Грузии в оккупированных регионах».