Долгожданный судостроительный кластер

24 ноября 2014, 00:00
  Юг
Фото: JILKIN.RU
Губернатору Астраханской области Александру Жилкину (второй справа) удалось быстро организо-вать новую площадку для входа в регион внешних инвесторов

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ о создании на территории Наримановского района Астраханской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа (ОЭЗППТ) площадью 9,9 кв. км. Её резидентами должны стать ряд местных судоверфей и зарубежных сервисных компаний, большая часть которых ориентирована на строительство судов и оборудования для офшорного бурения в Каспийском море.

Согласно представленному Минэкономразвития РФ проекту постановления, необходимая инфраструктура будет создана за счёт бюджета Астраханской области, размер инвестиций составит не менее 2,455 млрд рублей. В федеральном правительстве уверяют, что будущие резиденты ОЭЗППТ уже готовы реализовать на её территории инвестиционные проекты с общим объёмом инвестиций 17,444 млрд рублей. По оценке же астраханского губернатора Александра Жилкина, в развитие ОЭЗППТ будет инвестировано не менее 10 млрд долларов в годовом исчислении.

В правительстве Астраханской области полагают, что регион в состоянии обеспечить резидентов необходимыми дорожными и инженерными коммуникациями. По словам вице-губернатора Константина Маркелова, участки будущей зоны обеспечены основными объектами инфраструктуры, территория имеет автомобильное сообщение с федеральной трассой М6, а также подъездной железнодорожный путь.

Поддержка областных властей одновременно будет увязана с таможенными преференциями для резидентов. Инвесторы ОЭЗ получат право не платить налог на имущество организации с момента постановки имущества на учёт (в среднем ставка по налогу составляет 2,2%), а налог на прибыль понижается с 20% до 2%. Резидентов также освободят от уплаты налога на землю (около 1,5% от стоимости земельного участка) и налога на транспортное средство с момента его регистрации (в зависимости от мощности ставка по данному налогу составляет от 10 до 150 руб/л.с.). Кроме того, резиденты будут вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливается повышающий коэффициент к основным средствам (но не более 2).

Проект судостроительного кластера в формате ОЭЗ Астраханская область продвигает уже на протяжении нескольких лет. Предполагается, что базовым предприятием зоны станет астраханская судоверфь «Лотос», а остальными резидентами — компании в сегментах судостроения, машиностроения, сервиса, строительства и стройматериалов, производства высокотехнологичных ветродизельных генераторов, электромобилей, комплектующих и так далее.

В прошлом году, до введения западными странами антироссийских санкций, интерес к ОЭЗ проявляли немецкие и голландские компании, теперь же, как отмечает Александр Жилкин, проект интересен для компаний из Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Ирана. «В данном случае частные западные компании вполне смогут работать в ОЭЗППТ, ибо её продукция не имеет военного предназначения, а организаторы не попали под санкции, — уверен аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин. — Но интерес к участию в проекте могут проявить и азиатские судостроительные компании, не подключившиеся к санкциям в отношении России».