Встречайте крупнейших новой волны

Тема недели
Москва, 24.11.2014
Несмотря на явное сокращение динамики у ряда лидеров южной экономики, в нынешнем рейтинге крупнейших компаний ЮФО хорошо заметна группа предприятий, которые быстро выросли из инвестиционных проектов, реализованных в последние годы. Это новое поколение уже проявило себя в таких отраслях, как нефтегазовая промышленность, чёрная металлургия и строительство. Однако основной прирост доходов топ-250 ЮФО по-прежнему обеспечивает торговля

По итогам 2013 года суммарный объём реализации 250 крупнейших компаний Юга составил 3,38 трлн рублей, или на 16,4% больше, чем в 2012 году, когда участники рейтинга заработали 2,917 трлн рублей (см. график). В сравнении с прошлогодней динамикой (16,6%) изменения минимальны, но и это значительно больше, чем темпы увеличения доходов 400 крупнейших компаний России по версии «Эксперт РА» (10,5%).

Больше четверти совокупного прироста выручки участников рейтинга в прошлом году обеспечила торговая сеть «Магнит», оборот которой увеличился более чем на 131 млрд рублей. Заметно нарастили выручку и другие крупные торговые организации — прежде всего работающие на топливном рынке. А вот ряд предприятий из верхней части рейтинга, занимающихся добычей и переработкой углеводородов, напротив, либо замедлили рост, либо вообще снизили выручку. Правда, в целом эта отрасль, заметно прибавившая на юге России в последние годы, сохраняет высокую динамику — на нефтегазовые компании в рамках рейтинга приходится уже почти 16% совокупного объёма реализации.

В то же время наблюдалась повышенная динамика развития компаний «второго эшелона», занимающих в рейтинге с 51 по 150 позицию. Пожалуй, это сигнал о том, что заметный вклад в рост экономики ЮФО, помимо самых сильных игроков, начинают вносить и компании рангом пониже, что ранее было не так очевидно. В этом процессе всё больше заметна отдельная группа динамичных компаний, выросшая из крупнейших инвестиционных проектов, реализованных в ЮФО в последние годы. Количество компаний с выручкой от 5 до 100 млрд рублей (в нынешнем рейтинге это 2–131 позиции) растёт в Южном округе неуклонно: за последние четыре года их численность увеличилась с 83 до 129.

Тем не менее, несмотря на ряд успешно реализованных в южных регионах индустриальных инвестпроектов, в рейтинге по-прежнему преобладают торговые компании, которые за год ещё сильнее оторвались от промышленных. Если доля промышленности в совокупной выручке участников рейтинга за минувший год заметно сократилась (36,1% в 2013 году против 39,4% в 2012-м), то доля торговли за последние три года выросла с 40,7 до 45%. При этом торговым бизнесом формируется 62% совокупного прироста доходов участников рейтинга: за год опт и розница совместно добавили в общий объём реализации топ-250 296,6 млрд рублей из 476 млрд.

В промышленности, за исключением уже упомянутой нефтянки, где есть немало восходящих звёзд, каких-то впечатляющих рывков почти не было, что, безусловно, является отражением кризисной макроэкономической конъюнктуры. А высокая динамика АПК (прирост доходов за год составил 64%)была обеспечена в основном несколькими крупными игроками. У донского ЗАО «Юг Руси» доходы выросли более чем в 2 раза, у кубанского ЗАО «Агрокомплекс» — на 28%, динамику доходов на уровне 20% продемонстрировала ростовская «Группа Агроком», на 39,6% увеличилась выручка агроконцерна «Каневской» из Краснодарского края. Но на их фоне многие отраслевые лидеры довольствовались в прошлом году увеличением доходов всего примерно на 10%.

 

«Магнит» и прочие

Именно такой формулой теперь можно с уверенностью описывать положение дел в первой десятке крупнейших компаний ЮФО. В этом году отрыв самой большой торговой сети России от ближайшего регионального преследователя — Волгоградского НПЗ, входящего в структуру ЛУКойла, — стал уже более чем двукратным. Если год назад доля «Магнита» в общей выручке 250 крупнейших компаний ЮФО составляла 15,4%, то теперь она увеличилась до 17%, а в совокупном приросте «Магниту» принадлежит 27,5%. В федеральном рейтинге «Эксперт 400» краснодарская сеть поднялась с 15 на 12 место, опередив своего главного конкурента X5 Retail Group и вплотную приблизившись к таким федеральным гигантам, как «Интер РАО ЕЭС» и «Транснефть».

Проводя аналогию со спортом высших достижений, можно сказать, что «Магнит» планомерно работает на стабильность результата, который, собственно, и является главным залогом спортивного долгожительства. После периода бурного роста, который пришёлся на 2009–2010 годы, компания вошла в более спокойный темп развития, но при этом сохраняет темпы, характерные для «газели» (порядка 30% в год). За первые шесть месяцев этого года выручка ритейлера составила 349,05 млрд рублей, увеличившись на 27,93% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и если компания продолжит развиваться такими темпами и дальше, то уже через несколько лет в ЮФО появится первый «триллионер».

Похожая траектория развития и у ростовского торгового дома «Альфа-трейд», развивающего федеральную сеть АЗС «Газпром». Компания ворвалась в топ-10 крупнейшего бизнеса ЮФО по итогам 2011 года, увеличив выручку с 4,616 до 35,01 млрд рублей. Год спустя её доходы выросли до 58,577 млрд рублей, а затем наступил период более умеренного роста, что позволило компании переместиться за год с четвёртой строчки на третью.

Новый игрок в десятке лидеров — краснодарская группа компаний «НефтеГазИндустрия» с выручкой 75,5 млрд рублей (до этого в рейтинге были её отдельные активы, например, Афипский НПЗ, а ООО «НефтеГазИндустрия» в прошлом году занимало девятое место). В целом же состав первой десятки крупнейшего бизнеса ЮФО отличается стабильностью — никаких иных изменений за год в ней не случилось.

Главным новым претендентом на вхождение в первую десятку следует признать ещё одного игрока топливного рынка — волгоградское ООО «Ликард». Эта дочерняя структура ЛУКойла занимается развитием и эксплуатацией системы безналичных расчётов за топливо на АЗС холдинга с использованием пластиковых карт и являет собой очередной пример того, как крупные нефтегазовые концерны размещают свои торговые и сервисные подразделения не в столице, а в регионах. На сегодняшний день «Ликард» занимает лидирующие позиции на рынке топливных карт России и стран СНГ, и 11-е место компании в рейтинге, скорее всего, не предел.

 

Переходный возраст

На более же низких «этажах» рейтинг обновился довольно существенно, причём отдельную категорию «новичков» составляют компании, выросшие из крупнейших инвестиционных проектов, стартовавших в период быстрого роста экономики. Этим, кстати, ЮФО принципиально отличается от СКФО, где корреляция между реализуемыми в регионе инвестпроектами и крупным бизнесом пока удручающе низка. За последние пару лет компании ЮФО, выросшие за счёт реализации инвестпроектов, стали формировать более 5% совокупных доходов рейтинга (без учёта выручки «Магнита»).

Первые примеры того, как компании ЮФО перемещаются из рейтинга крупнейших инвестпроектов в рейтинг крупнейшего бизнеса, мы наблюдали ещё несколько лет назад, когда в топ-250 вошли Новошахтинский завод нефтепродуктов и ООО «ЛУКойл-Нижневолжскнефть», ведущее добычу углеводородов на шельфе Каспия. В нынешнем рейтинге эти компании занимают, соответственно, 6 и 16 место, причём если рост доходов НЗНП существенно замедлился, то астраханские нефтяники продолжают стремительное восхождение к первой десятке рейтинга. Одновременно растут и их смежники: на 146 строке рейтинга с объёмом реализации 4,5 млрд рублей впервые появилась компания «Буми Армада Каспиан», генеральный подрядчик
ЛУКойла по обустройству каспийского месторождения имени Филановского. 

Другой пример из той же отрасли — Туапсинский НПЗ «Роснефти», на котором уже несколько лет реализуется проект модернизации производства, позволивший предприятию быстро наращивать выручку. В прошлом году завод увеличил доходы более чем вдвое и поднялся в рейтинге сразу на 39 строк — аналогичных кейсов в нынешнем рейтинге не так много.

Вот ещё несколько примечательных случаев перехода из рейтинга крупнейших инвестпроектов в рейтинг крупнейших компаний. На 116 позиции в нынешнем топ-250 ЮФО с выручкой 5,5 млрд рублей обосновался Абинский электрометаллургический завод, первая очередь которого была построена в июне 2010 года. Инициатором проекта выступил ещё один участник рейтинга крупнейших компаний ЮФО — занимающее в нем 48 строчку ООО «Новоросметалл». Строительство завода продолжается: объём выпускаемой продукции будет увеличиваться, а номенклатура расширяться. К новой генерации южной металлургии относится и Ростовский электрометаллургический завод (РЭМЗ) (интервью с его руководителем Вадимом Варшавским см. на с. 34).

132 строку в нынешнем списке крупнейших компаний ЮФО заняло ЗАО «Таманьнефтегаз» — один из стивидорных операторов нового кубанского порта Тамань. В 2005 году компания начала реализацию проекта Таманского перегрузочного комплекса сжиженного углеводородного газа (СУГ), нефти и нефтепродуктов, который был запущен в эксплуатацию летом 2012 года. К середине прошлого года терминал достиг проектных объёмов перевалки нефти (600 тысяч тонн в месяц) и начал отправку на экспорт мазута. В результате выручка компании за прошлый год выросла почти впятеро.

Активизация инфраструктурного строительства позволила впервые войти в топ-250 крупного бизнеса ЮФО и астраханскому ООО «АВТ-Дорстрой» с выручкой 4,6 млрд рублей. Компания имеет 4 асфальтобетонных и 2 цементобетонных завода, собственные битумохранилища и железнодорожные пути, использует инновационные технологии. Всё это позволяет ей принимать участие в крупных проектах в дорожной отрасли — таких как обход Беслана на трассе М-29, капремонт трассы М-5 от Самары до Тольятти, дорога А-153 «Астрахань — Махачкала» и другие. Впервые представлен в рейтинге и крупный ростовский игрок в инфраструктурном строительстве — ОАО «Донаэродорстрой» (97 место), за прошлый год увеличившее выручку более чем вдвое.

Наконец, можно вспомнить и о сочинской Олимпиаде: один из «новичков» рейтинга — компания «Стройпрофи–Юг» — вошёл в рейтинг, реализовав в Сочи проект строительства Российского международного олимпийского университета при поддержке и финансировании холдинговой компании «Интеррос». В целом вес строительства и количество компаний стройиндустрии в нынешнем рейтинге заметно выросли, хотя этой отрасли, конечно, очень далеко до показателей торговли и нефтегазовой промышленности.

 

Затухающая динамика

Однако в нынешнем рейтинге всё же преобладают тревожные тенденции, и главная из них — сокращение количества высокорентабельных и в целом прибыльных компаний. Отрицательный финансовый результат по итогам 2013 года показали уже 38 крупнейших компаний ЮФО; год назад таковых было 28. Совокупные убытки тоже значительно выросли — до 32,2 млрд рублей, тогда как по итогам 2012 года этот показатель составлял 23,4 млрд рублей, а в 2011 году — всего 14,4 млрд рублей. Совокупная чистая прибыль участников рейтинга составила 172 млрд рублей, но при этом более 40% совокупной прибыли приходится на «Магнит» и «ЛУКойл-Волгограднефтепереработку».

В ряде случаев причины роста убытков связаны с активной инвестиционной деятельностью компаний, прежде всего в нефтегазовой отрасли. Например, расширение мощностей ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум-Р», потребовавшее значительных вложений, негативно отразилось на прибыли. А у ООО «Роснефть-Туапсенефтепродукт» убыток (более 2,5 млрд рублей при выручке порядка 3,9 млрд рублей) связан с тем, что при модернизации Туапсинского НПЗ сократился объём поставок нефтепродуктов через местный портовый терминал.

В то же время есть и немало примеров убытков, порождённых непростой ситуацией на самих предприятиях. Так, ОАО «НМТП» завершило прошлый год с чистым убытком 3,335 млрд рублей, основными причинами которого стали значительное падение грузооборота и конфликт акционеров. Хронически убыточное волгоградское ОАО «Химпром» (2,9 млрд рублей чистого убытка за прошлый год) в рейтинге крупнейших компаний ЮФО присутствует, похоже, в последний раз: руководством головного холдинга, госкорпорации «Ростех», принято решение о ликвидации проблемного предприятия. А главная потеря нынешнего рейтинга — ООО «ТагАЗ», чьи доходы упали с 4,77 млрд рублей в 2012 году до 539 млн рублей в 2013 году, причём фактически без шансов на возвращение в строй: как известно, многострадальный автозавод объявлен банкротом.

Рост убытков крупнейших компаний ЮФО происходил на фоне постоянного расширения группы предприятий, у которых снижаются доходы. В рейтинге таковых оказалось уже 66, год назад снижение доходов показали 54 компании из топ-250, а два года назад — всего 24. Из-за снижения доходов ряд компаний из прошлого рейтинга остались за бортом нынешнего исследования, например, Волгодонский комбинат древесных плит, краснодарский дистрибьютор алкоголя «Лотос-Лэнд», ростовский химзавод «Эмпилс», Кореновский молочно-консервный комбинат, Туапсинский морской торговый порт, Белореченская птицефабрика. У некоторых прошлогодних фигурантов рейтинга доходы выросли, но не так динамично, чтобы остаться в числе 250 крупнейших компаний — среди них, к примеру, ростовский автодилер «Авингруп», ЗАО «Орехпром» и другие.

В отраслевом разрезе отрицательную динамику продемонстрировали такие отрасли, как углепром (теперь его представляет только одна компания вместо трёх), химпром, цветная металлургия, пищёвка, машиностроение, дерево­обрабатывающая промышленность. Динамику выше среднего, как обычно, показала лёгкая промышленность, но она по-прежнему представлена единственной компанией — корпорацией «Глория Джинс», чьи доходы выросли с 22,2 млрд рублей в 2012 году до 27,6 млрд рублей в 2013 году.

Сохраняется и неприятная тенденция сокращения динамично растущего бизнеса в рейтинге. Если по итогам 2011 года в ЮФО насчитывалось 113 крупнейших компаний, за год увеличивших оборот на 30% и более, то спустя год таковых было 83, а в нынешнем рейтинге — всего 67.

Кризисным симптомом следует признать и рост концентрации крупнейших предприятий рейтинга — как известно, во время экономических кризисов наиболее сильные игроки становятся ещё сильнее за счёт всех остальных. Несмотря на отмеченное выше сокращение динамики у большинства предприятий первой десятки рейтинга, на долю первых 25 его участников приходится уже 53,4% доходов топ-250, тогда как в 2010 году этот показатель находился на уровне 50%.

Увеличение концентрации просматривается и в региональной структуре рейтинга. Несмотря на завершение олимпийских проектов, крупный бизнес активнее растёт в Краснодарском крае: доля кубанских компаний в совокупной выручке топ-250 ЮФО с 2011 по 2013 годы увеличилась с 46,8 до 51,9%. Растёт и количество участников рейтинга с кубанской пропиской — их уже половина, 125 из 250 (см. таблицу 2). На этом фоне продолжает сокращаться представленность в рейтинге Ростовской области — вес региона снизился с 27% в исследовании прошлого года до 24%. Схожая ситуация и с Волгоградской областью (снижение с 20,3 до 19,4%), а вот позиции Астраханской области несколько укрепились, прежде всего за счёт разработки нефтегазовых месторождений Каспия. За год вес этого региона в рейтинге возрос с 3,3 до 4%, а количество представителей — с 6 до 10 компаний.

Таблица 1. Отраслевая структура рейтинга 250 крупнейших компаний ЮФО (по объёму реализации)

Таблица 2. Региональная структура рейтинга 250 крупнейших компаний ЮФО

Таблица 3. Рейтинг крупнейших компаний ЮФО по объёму реализации продукции в 2013 году

Методика составления рейтинга

Для отбора крупнейших компаний Южного федерального округа была применена традиционная методология. В качестве главного критерия составления рейтинга «Эксперт ЮГ-250» принят показатель, характеризующий объём реализации продукции (работ, услуг) в 2013 году. В случаях, когда этот показатель в силу специфики деятельности компаний применён быть не может (например, для банков), используются данные финансовой отчётности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу. Для более полной картины в списках приведены и другие характеристики — объём реализации продукции за 2012 год, чистая прибыль, отраслевая и региональная принадлежность и др.

Участие в рейтинге «Эксперт ЮГ-250» не имеет ограничений отраслевого характера. В результате в рейтинг вошли компании, представляющие практически все основные сферы южной экономики. Место компаний в рейтинге определялось путём их ранжирования по объёму реализации продукции (работ, услуг) в 2013 году. В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под этим термином понимается соответствующее природе оказываемых услуг или производимых товаров определение. Для банков — сумма процентных и комиссионных доходов (до вычета расходов).

В тех случаях, когда в списке оказывались холдинги, их дочерние компании в список не включались, чтобы избежать двойного счёта. В тех же целях в рейтинг не вошли энергосбытовые компании, добавленная стоимость в объёме доходов которых незначительна. Предприятия оптовой торговли исключаются из рейтинга, если степень аффилированности с промышленными компаниями списка позволяет судить о возможности «двойного счёта», а промышленная компания не консолидирует данные этой торговой компании.

В случае, когда структура компании претерпела существенные изменения, кардинально повлиявшие на объёмы выручки, полученной за год, предшествующий году составления рейтинга, или изменился стандарт отчётности предоставляемых данных, информация о месте компании в рейтинге за год и/или данные о темпе прироста объёма выручки от продаж и прибыли не публикуются. В связи с изменением методологии пересчёта доходов банков их место в прошлом году не указывалось.

Сбор информации для подготовки рейтинга традиционно осуществлялся в три этапа. Первый — подготовительный. На основе рейтингов прошлых лет, статистической отчётности и сообщений СМИ был составлен список потенциальных участников. На втором этапе был проведён опрос компаний-кандидатов путём анкетирования. На третьем этапе недостающая информация была восполнена за счёт данных Росстата, министерств и ведомств, корпоративных сайтов в интернете, годовых и ежеквартальных отчётов публичных компаний.

Для подготовки рейтинга использовались информация Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, представленная в Системе профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) агентства «Интерфакс», официальная информация об итогах работы публичных компаний, публикуемая в годовых отчётах, анкетные данные компаний.

В число участников могли быть включены компании, зарегистрированные в ЮФО и осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность в течение более шести месяцев года, предшествующего году составления рейтинга. В рейтинг не вошли организации, доходы которых позволяют назвать их крупнейшими, однако их деятельность не вполне прозрачна.

В прошлом году крупнейшие компании ЮФО взяли новую планку совокупных доходов - 3 трлн рублей, но динамика их прироста осталась на прежнем уровне

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №47-48 (337) 24 ноября 2014
    250 крупнейших компаний ЮФО
    Содержание:
    Виртуальная конференция

    В каких отраслях экономики юга России вы видите наибольший потенциал для динамичного развития регионального бизнеса в ближайшие год-два с учётом новых реалий, в которых оказалась российская экономика?

    Реклама