Кубань проигрывает Крыму

Повестка дня
Москва, 24.08.2015
«Эксперт Юг» №35-38 (375)
Летний туристический сезон на юге России оказался предсказуемо ажиотажным, но далеко не все игроки рынка довольны массовой переориентацией отдыхающих на отечественные курорты

Особенно неровным получился сезон на побережье Краснодарского края, где некоторые крупные курорты недосчитались гостей. Основные причины этого — неадекватная в пору кризиса ценовая политика отелей и конкуренция со стороны Крыма.

Сыграло свою роль и резкое изменение состава действующих лиц в сегменте организованного отдыха. Небольшие туристические компании, давно работавшие на российских направлениях, не выдерживают конкуренции с новыми игроками — крупными туроператорами, ранее работавшими только на выездных направлениях. В частности, о планах осваивать российские курорты ещё в начале сезона заявили такие именитые компании, как «Библио Глобус», который планирует обслужить на внутреннем рынке до 750 тысяч туристов, «Интурист» (до 200 тысяч человек) и Coral Travel (до 100 тысяч туристов). «Туроператоры говорят о появлении демпинговых цен, немыслимых раньше. Из-за этого им приходится менять налаженные за долгие годы схемы работы с объектами размещения», — констатирует пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.

Головной болью для туристических компаний стала и негибкая ценовая политика гостиниц на некоторых курортах Краснодарского края. Так, в Анапе цены на размещение в этом году выросли на 10–20%, из-за чего гостиницы даже в разгар сезона были недозагружены. По оценке РСТ, Анапа уже потеряла до 30% туристов в этом сезоне. Та же ситуация в Геленджике: по свидетельству местных жителей, каждый турист в этом году на счету — в первую очередь из-за высоких цен на проживание. Примечательно, что такая ситуация не устраивает и крупных игроков. Например, в Coral Travel уже заявили, что компания недовольна продажами на внутрироссийском рынке: «Пока наши планы не оправдались. Из-за некорректного ценообразования многие объекты на курортах стоят полупустыми. В первую очередь это касается гостиниц Лазаревского и Туапсинского районов».

Пожалуй, лучше всего нынешний туристический сезон на побережье Краснодарского края складывается в Сочи, который медленно, но верно преодолевает давнюю репутацию дорогого курорта. Согласно промежуточным оценкам, приток туристов здесь вырос на 7% по сравнению с прошлым годом, при этом цены на гостиницы остались на прежнем уровне, поэтому многие отели уже набрали клиентов на октябрь. Глубина продаж в июле, августе и сентябре 2015 года на 16% больше, чем за те же месяцы прошлого года, а благодаря разумным ценам растёт число отдыхающих на горных курортах. Например, «Роза Хутор» сообщает, что приток летних туристов в этом году увеличился на 65%; на конец июля гостиницы курорта были загружены на 40%, тогда как в 2014 году — всего на 25%. Дополнительным фактором привлечения туристов стала летняя программа активного отдыха, а в скором времени на «Розе Хутор» планируется запустить вертолётные прогулки.

Всего к середине августа курорты Краснодарского края с начала сезона посетило более 8 млн человек, или на 3% больше, чем в 2014 году; средняя заполняемость отелей по краю — 71%. В то же время, по оценке исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, спрос на отдых на российских курортах вырос на 35-40% по сравнению с 2014 годом. Очевидно, что при весьма скромном приросте отдыхающих на курортах Краснодарского края остаётся всего одно направление, которое могло расти двузначными темпами — это Крым. Действительно, на полуострове уже сообщают об увеличении потока на 15–20% в сравнении с прошлым годом. К середине августа Крым принял более 3 млн посетителей, а к концу сезона, по прогнозу Ростуризма, эта цифра должна увеличиться до 5 млн туристов, что уже вполне сопоставимо с украинскими временами, когда полуостров ежегодно посещали около 6 млн человек.

По мнению Ирины Тюриной, рост потока туристов в Крым вызван увеличением его транспортной доступности: «То, что люди могут без проблем добраться до места отдыха, решило судьбу сезона. Глубина продаж у некоторых туроператоров достигает октября, компании увеличивают квоты мест в популярных отелях, отдых в Крыму очень быстро раскупается». В то же время пресс-секретарь РСТ отмечает, что из-за низкого уровня сервиса, нехватки персонала и отсутствия необходимой инфраструктуры для приёма туристических групп работа туроператоров в Крыму в этом сезоне была нелёгкой.

Довольно быстро растёт турпоток и на тех курортах юга России, где нет моря. Так, в Адыгее уже по итогам 1 полугодия количество туристов составило 110 тысяч человек, или на 10% больше, чем за тот же период в 2014 году. В республиканском комитете по туризму и курортам связывают это с улучшением качества услуг и развитием инфраструктуры — за последние пять лет в горной части Адыгеи в туристические объекты было вложено около 3 млрд рублей. На Кавминводах поток туристов в 1 полугодии вырос на 5,4% (до 411,2 тысячи человек), а Ставропольский край в целом посетили более полумиллиона туристов. Но уже до конца года региональное руководство ожидает прирост на 20% в сравнении с прошлым годом, или 1,5 млн посетителей.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №35-38 (375) 24 августа 2015
    Новостройки впрок
    Содержание:
    Жилищный оптимизм эконом-класса

    Итоги 1 полугодия для строителей Юга вполне оптимистичны: повторения кризиса 2008–2009 годов не случилось, стройки не остановились. Продавать жильё стало, конечно, сложнее, но высокий спрос на качественный эконом-класс удерживает рынок от резкого спада. Преимущество сейчас у тех регионов, которые смогли начать проекты в эконом-сегменте заблаговременно

    Реклама