С Дона в Китай через Дальний Восток

Русский бизнес
Москва, 28.09.2015
«Эксперт Юг» №39-42 (379)
Донской агросоюз «Юг Руси» намерен построить на Дальнем Востоке мегазавод по переработке сои. Ожидается, что финансирование проекта возьмут на себя Внешэкономбанк и китайская корпорация САМС, а основным рынком сбыта станет именно Китай. Однако «Югу Руси» ещё предстоит решать вопрос с обеспечением предприятия сырьём, а планы холдинга на азиатском рынке могут столкнуться с украинскими конкурентами

О намерениях «Юга Руси» впервые стало известно в ходе Восточного экономического форума, состоявшегося в начале сентября во Владивостоке. Президент донского агрохолдинга Сергей Кислов подписал на этом мероприятии соглашение с Внешэкономбанком и Китайской корпорацией инжиниринга (САМС), предусматривающее строительство крупнейшего на Дальнем Востоке маслоэкстракционного завода мощностью переработки до 3 тысяч тонн соевых бобов в сутки (1 млн тонн в год), выпускающего соевый изолят, шрот, лецитин, наливное и рафинированное фасованное соевое масло. Предполагается, что донской агрохолдинг станет одним из первых резидентов созданной в августе на целых 70 лет территории опережающего развития (ТОР) «Михайловская» в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Как сообщил в телеинтервью глава ВЭБа Владимир Дмитриев, его банк «намерен продвигать проект “Юга Руси”». В пресс-службе ВЭБа уточнили, что речь идёт об инвестициях в размере 11,7 млрд рублей, при этом также планируется привлечение средств китайских финансовых институтов.

Бросок на Восток

Для «Юга Руси» это будет уже не первый случай финансового сотрудничества с китайскими компаниями. Не так давно, в мае этого года, Сергей Кислов и президент Китайской национальной химической инжиниринговой компании (CNCEC) Юй Цзиньбо подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее поставку для близкого к агрохолдингу Новошахтинского завода нефтепродуктов (НЗНП) китайского оборудования. Финансирование взял на себя China Exim Bank, хотя общая сумма вложений со стороны КНР не называлась.

На сей раз «Юг Руси» подписался под проектом куда более масштабным, предусматривающим организацию промышленного и сельскохозяйственного производств (холдинг будет арендовать землю под посевы сои) с созданием 10 тысяч новых рабочих мест, что делает его уже социально значимым для руководства Приморского края. При этом «Юг Руси» попадает не только в социальный, но и в политический тренд, поскольку новый проект носит явно выраженный импортозамещающий характер. В настоящее время соевый шрот для дальневосточного животноводства главным образом завозится из-за океана, и лишь незначительная часть кормовых шрота, половы и сечки производится на ЗАО «Уссурийский масложиркомбинат “Приморская соя”» мощностью переработки 450 тонн в сутки.

«Наш проект — это улучшение логистики, а значит, и удешевление продукции, — приводятся слова Сергея Кислова в официальном сообщении. — Приморье широко известно своим аграрным потенциалом. Мы построим здесь завод, ориентированный прежде всего на местный рынок». Таким образом, будущая маслобойня г-на Кислова становится знаковым объектом и для руководства ДФО. Особую роль в проекте, безусловно, призвана играть новорождённая ТОР, в рамках которой планируется упростить таможенные процедуры до режима «свободной экономической зоны», обеспечить приоритетное подключение к объектам инфраструктуры и убрать различные административные барьеры. По данным директора департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края Дениса Бочкарёва, в ТОР «Михайловская» войдут три муниципальных района: Черниговский, Спасский и Михайловский. Ожидается, что на них разместятся перерабатывающие мощности «Юга Руси», свиноводческие комплексы группы «Русагро» (миноритарного акционера «Приморской сои») и мукомольные производства.

Борьба за сбыт

Организация ТОР имеет для «Юга Руси» ещё один важный логистический аспект. Федеральным законом от 13 июля 2015 года (N 212-ФЗ) правительство России ввело режим «порто-франко» для Владивостока, явно памятуя о том, как в первой половине XIX века подобный режим привёл к стремительному расцвету Одессы. Как раз через «свободный порт» Владивостока «Юг Руси», вероятнее всего, и будет получать сырьё для своей маслобойни, поскольку, как утверждают отраслевые эксперты, обеспечить местной соей будущий МЭЗ практически невозможно. Скорее всего, страной происхождения сырья станет Бразилия — крупнейший поставщик соевых бобов на мировой рынок.

Ключевым российским партнёром «Юга Руси» на Дальнем Востоке должна выступить группа «Русагро», имеющая в Приморском крае 20 тысяч га земельных угодий, где выращиваются соя и кукуруза, а также планирующая построить в регионе к 2018 году крупный свинокомплекс мощностью 50 тысяч тонн в убойном весе. Кстати, ряд своих перерабатывающих активов в Краснодарском крае (Кропоткинский и Лабинский МЭЗы, Краснодарский МЖК) и Воронежской области (Аннинский и Лискинский МЭЗы) «Юг Руси» в своё время приобрёл именно у «Русагро». К тому же сейчас у Уссурийского МЖК наступили непростые времена: в июле в отношении предприятия Арбитражным судом Приморского края было начата процедура банкротства.

Однако ёмкость дальневосточного рынка для столь масштабных заявленных объёмов производства явно недостаточна. Поэтому главный вопрос, который пока остаётся без ответа, — где получит основной сбыт продукция нового предприятия? Основными потребителями соевого масла отечественного производства являются маргариновые заводы, масложировые комбинаты и другие предприятия пищевой отрасли, использующие его в качестве сырья для производства маргарина, майонеза, пищевых жиров и других продуктов. Однако здесь «Югу Руси» придётся столкнуться с серьёзной конкуренцией. В европейской части России на этом рынке лидирует отечественная группа «Содружество», которая перерабатывает на своих трёх заводах в Калининградской области 8 тысяч тонн соевых бобов в сутки (3 млн тонн в год). В августе группа «НЭФИС» из Татарстана запустила новый завод в Казани, который по мощности переработки (3,2 тысячи тонн маслосемян в сутки) будет превосходить дальневосточный проект «Юга Руси». До этого предприятия группы выпускали до 175 тысяч тонн шрота в год.

«Перспективы проекта “Юга Руси” нам непонятны, — говорит генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. — Чтобы загрузить заявленные мощности, необходимо будет налаживать поставку больших объёмов сырья из Бразилии, поскольку вырастить в регионе столько сои просто не получится. Другой вопрос, куда девать полученные 800 тысяч тонн соевого шрота? Допустим, такие объёмы соевого масла без проблем проглотит китайский рынок. Но шрот Китай производит сам из тех же бразильских бобов и категорически отказывается импортировать. На внутреннем же рынке разместить такие объёмы попросту невозможно — ближайшие крупные потребители находятся на Алтае, но с нынешним железнодорожным тарифом везти его будет нерентабельно».

Исполнительный директор аналитической компании «СовЭкон» Андрей Сизов согласен с тем, что Китай, потребляющий 70 млн тонн бразильских соевых бобов в год и не сертифицирующий импорт шрота, не готов потреблять продукцию будущего МЭЗа. В то же время он считает реальной реализацию шрота в европейской части России.

Соевые же концентраты сегодня почти полностью импортируются из того же Китая. Впрочем, учитывая, что в проекте «Юга Руси» участвуют китайские инвесторы, можно предположить, что в Поднебесной знают, что делать с будущей продукцией агрохолдинга. К тому же как раз у КНР наибольший опыт функционирования ТОРов — их там более 400, обеспечивающих 20% ВВП Китая и привлекающих 46% иностранных инвестиций. «Я не ставлю под сомнение расчёты и компетенцию менеджмента “Юга Руси”, — говорит исполнительный директор Масложирового союза РФ Юрий Морозов. — Уверен, что они просчитали и логистику, и поставки сырья. Тем более что для обеспечения маслобойни сырьём можно использовать посевы не только в Приморском крае, но и в Хабаровском, а также в Амурской области».

Запасной вход

«Юг Руси» собирается войти на Дальний Восток и через другую дверь: помимо крупной маслобойни, агрохолдинг планирует построить в Находке на площадке ООО «Фиш Ко» (специализируется на вылове биоресурсов, принадлежит ООО «Развитие») мощности по разливу и фасовке 40 тысяч тонн бутилированного масла в год. Наливное масло будет поставляться на Дальний Восток с собственных маслобоен «Юга Руси», расположенных в ЮФО и ЦФО. Параметры этого проекта пока не уточняются, но эксперты ИКАР исходят из цифры в 20 млн долларов на заявленное количество разливочных мощностей.

По собственным данным руководства «Юга Руси», сегодня его продукция занимает долю в 70-80% рынка растительного масла Дальнего Востока, а налаживание собственной фасовки в регионе поможет повысить рентабельность за счёт экономии на логистике.

Согласно подсчётам генерального директора исследовательской компании «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, сейчас перевозка одной бутылки фасованного масла от Ростова до Владивостока обходится компании в 7,5 рубля, а перевозка в цистернах наливом в среднем обойдётся до 4,5 рубля за литр.

Бутилированное масло будет экспортироваться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь в Китай, с которым уже достигнута предварительная договорённость на поставку 20 тысяч тонн масла. А у компании «Фиш Ко» есть собственный выход к морю, на базе которого менеджмент «Юга Руси» планирует к 2019 году построить перевалочные мощности для экспорта масла.

По данным агентства «СовЭкон», экспорт российского подсолнечного масла в Китай за минувший сельхозгод вырос почти в четыре раза (с 6 до 21 тысячи тонн), рапсового — более чем в 15 раз (с 0,6 до 15 тысяч тонн), соевого — почти в 20 раз (с 0,2 до 20 тысяч тонн). Однако и здесь ситуация представляется не самой безоблачной для донского агрохолдинга, поскольку в конце июля в украинском городе Южный (Одесская область) была запущена первая очередь крупнейшей на Украине маслобойни компании «Олсидз Блэк Си». Директор этого предприятия Евгений Климович утверждает, что к 2021 году, после сдачи третьей очереди предприятия, МЭЗ сможет перерабатывать ежесуточно до 5 тысяч тонн сои (сегодня — 1,2 тысячи тонн). Глава правления группы Вячеслав Петрище утверждает, что основной рынок сбыта продукции нового МЭЗа — Индия и Китай. Поэтому «Югу Руси» придётся конкурировать в АТР именно с украинскими компаниями, которые занимают лидирующие позиции по производству масличных в Европе.

Однако и у соседей наблюдаются схожие с российскими проблемы дефицита сырья. По данным аналитика масличных рынков ИА «АПК-Информ» Анны Бурки, с учётом запущенного МЭЗа совокупные мощности маслобоен только Одесской области вырастают с 1,8 до 2,4 млн тонн в год, в то время как регион производит не более 1 млн тонн масличных. А по всей Украине дисбаланс между урожаем и мощностями составляет 11 к 16 млн тонн. Иными словами, «Югу Руси» при реализации своего проекта придётся решать сразу несколько ключевых задач: обеспечение будущего предприятия сырьём, урегулирование тарифного вопроса с РЖД, облегчение заградительных мер по входу на китайский рынок шрота. Хотя при успешном решении финансовых вопросов для холдинга Сергея Кислова это не представляется непосильным.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №39-42 (379) 28 сентября 2015
    Южные инвестиции растеряли всю мелочь
    Содержание:
    Экспортёры в роли локомотива

    Наибольшую экономическую активность сегодня проявляют предприятия-экспортёры, которым выгодна валютная конъюнктура. Региональный директор операционного офиса «Ростовский» Южного филиала ПАО «Промсвязьбанк» Лариса Чураева говорит, что именно экспорт обеспечивает сегодня опережающий рост донской промышленности

    Реклама