Облака проникают в малый бизнес

Русский бизнес
Москва, 19.10.2015
«Эксперт Юг» №43-46 (386)
ИТ-поставщики активно осваивают сегмент малого и среднего бизнеса, предлагая облачные технологии как более дешёвую альтернативу традиционным. На Юге повсеместного использования «облаков» пока не произошло: компаниям-заказчикам необходимо пересмотреть свои бизнес-процессы, а провайдерам сервисов — методы работы с малым бизнесом. Чтобы проникновение облачных технологий стало более массовым, необходимо прежде всего отладить процесс внедрения

По данным аналитического агентства IDC, мировые расходы на облачную ИТ-инфраструктуру в 2015 году вырастут на 24%. Однако, согласно данным опроса другой аналитической компании, Gartner, 52% российских ИТ-директоров не видят в облачных сервисах будущее своих компаний. Ещё 23% готовы применять их «в исключительных случаях», и лишь 5% отдают им «высший приоритет» в своей стратегии развития. По словам известного ИТ-эксперта Марины Аншиной, которые цитирует издание CNews, эта политика во многом обусловлена «нежеланием замечать кризис»: по её мнению, сегодня именно «облака» дадут компании возможность более гибкого ценообразования при выстраивании ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов.

При всём богатстве выбора облачных сервисов, возможности использовать программное обеспечение на основе аренды и т.д., налаживание продуктивного взаимодействия с бизнесом потребует больше времени, чем, вероятно, рассчитывали провайдеры. Особенно это касается малых компаний, которые чувствительны к перерасходу бюджета, не обладают достаточной экспертизой в области ИТ и не имеют возможности безболезненно свернуть неудавшийся проект.

Управлять клиентами с облака

Для «облачных» провайдеров самым привлекательным сегментом для освоения в регионе является малый и средний бизнес, поскольку крупнейшие компании, работающие на Юге или представленные филиалами или подразделениями, как правило, уже имеют своих поставщиков ПО и ИТ-услуг. В малых же предприятиях решения принимаются оперативно и на месте, а обременение компьютерным парком, как правило, небольшое.

Руководитель Mango Office в Краснодаре Александр Лузаков поясняет, что преимущества использования подобных решений в «облачной» форме вполне очевидны: «Это короткий цикл внедрения, экономия, интуитивная настройка без привлечения внешних специалистов, быстрый бизнес-результат. Безусловно, наибольшей популярностью пользуются решения для коммуникаций и совместной работы (виртуальные АТС, видеоконференцсвязь, почта, Sharepoint и т.п.) и системы взаимодействия с клиентами (CRM-инструментарий). Эти решения связаны с коммуникациями, которые удобно выносить в облако, так как при этом легко объединяются в единую команду удалённые и мобильные сотрудники».

Руководитель направления автоматизации бизнеса на предприятиях компании «СКБ Контур» Илья Бублик отмечает, что сегодня наибольшими темпами растёт как раз рынок облачных CRM-приложений, призванных упорядочивать, контролировать и анализировать эффективность взаимоотношений с клиентами: «Это довольно логично во время кризиса. Бизнес задумывается об эффективности и увеличении объёмов продаж, а внедрение CRM как раз этому способствует».

Интересно, что многие компании уже являются пользователями облачных технологий — просто не всегда знают об этом. Многие даже не задумываются, что, используя веб-почту, они потребляют самую массовую облачную услугу, говорит Пётр Щеглов, директор по продуктам «МойОфис» для b2c-сегмента компании «Новые облачные технологии». В то же время он предупреждает, что не всё, что оплачивается частями, является при этом облачной технологией. «Зачастую происходит путаница между продажей программного продукта в рассрочку и подпиской на облачный сервис, — рассказывает г-н Щеглов. — Подписка на облачный сервис — это оплата доступа к современной инфраструктуре с высоким уровнем отказоустойчивости, постоянно актуальной версией программного обеспечения, независимостью от конкретного рабочего места, гибкими регулировками количества используемых лицензий. Предприятие МСБ не может позволить себе собственную инфраструктуру подобного уровня, поэтому облачный сервис представляется разумным выбором, имеющим явный экономический эффект».

Лучше строить облако с нуля

Идеальная и для провайдера, и для бизнеса ситуация — когда вся инфраструктура строится «с нуля». Практика показала, что в такой ситуации проще избежать проблем переходного периода, связанных как с перестройкой бизнес-процессов, так и с человеческим фактором адаптации сотрудников к новым регламентам и алгоритмам работы. В таком случае выбор предельно «облачной» инфраструктуры будет обоснованным и выгодным.

По мнению руководителя проекта TheCloud.ru Галины Зикунковой, облачные решения позволяют малому и среднему бизнесу без больших капитальных затрат осуществлять быстрый старт проектов, подключать к работе новых сотрудников, в том числе и удалённых, и организовывать работу, даже не имея офиса, тем самым исключив статью затрат на аренду помещения. «Сейчас рынок даёт большой выбор разных решений, будь то телефония, CRM, финансовый или складской учёт, — отмечает г-жа Зикункова. — Важным преимуществом облачных технологий является плата только за потребляемые ресурсы, при этом отсутствуют капитальные затраты на покупку оборудования и ПО, кстати, в десятки раз превышающие стоимость облачного сервиса».

Заместитель директора филиала «Дом.ru» в Ростове-на-Дону Инна Пак напоминает и о преимуществах, связанных с экономией на междугородней связи: сегодня малый бизнес — это нередко предприятие из сферы торговли, которое имеет широкую сеть партнёров в России и за рубежом. «Переход на облачную АТС позволяет минимизировать расходы, например, на дальнюю связь, на внедрение и эксплуатацию сети, на повышение эффективности работы сотрудников. Кроме того, это даёт руководителю данные для анализа расходов на связь», — добавляет г-жа Пак.

Рецепт удачного внедрения — думать и наблюдать

Что же касается внедрений облачных технологий или сервисов в уже налаженный бизнес, то они не всегда могут идти гладко — и дело не только в том, что сотрудникам трудно переориентироваться со звонков с телефонного аппарата на звонки с компьютера или составлять отчёты. Владимир Козлов, генеральный директор ООО «Эксперт Юг Регион», издающего журнал «Эксперт ЮГ», рассказывает об опыте перевода коммерческого отдела на работу с CRM-системой одного из крупных федеральных провайдеров: «Мы бросили этот проект через полгода, осознав, что не можем и дальше тратиться на аренду CRM, доработку её шаблонов, не понимая, когда мы сможем начать получать от неё отдачу и сколько нам ещё предстоит потратить».

По мнению г-на Козлова, основная проблема состояла в том, что система изначально была недоработанной, причём не просто для нужд конкретной отрасли — это был сырой продукт: «В этой сфере пока никто не думает о клиенте — там занимаются продажами. Любой чих компании, которая продала продукт, после установочного семинара — только за деньги. Сотрудники работают по своим блестящим технологиям, но не готовы отвлекаться на ваши проблемы. В этой сфере все сейчас занимаются только активными продажами, как на каком-то диком рынке. Временами мне хочется гнать с порога специалистов по работе с CRM-системами, потому что они похожи на зомби, выучивших свои инструкции, предназначенные только для того, чтобы поработить наш маленький и пугливый бизнес».

Александр Лузаков предупреждает потенциальных клиентов подобных решений, что облачные технологии не должны внедряться в компанию только потому, что это модно или так сказал CEO. Это должно быть взвешенное решение, которое прежде всего основано на бизнес-целях. Соответственно, при таком подходе и провайдера облачных решений следует выбирать, исходя не из низкой стоимости решения, а из совокупности множества факторов — репутации на рынке, отзывов клиентов, отраслевых премий и наград, клиентской базы и так далее.

Надо отметить, что неудачное внедрение может быть и результатом неготовности самой компании, неподготовленности её бизнес-процессов к новому способу организации — и дело не в том, применяются облачные технологии или они привязаны к стационарным устройствам. Алексей Чураков, технический директор ростовского ИТ-интегратора «Гарант-Сервис», говорит, что если сотрудники организации не готовы к смене способа отчётности или организации работы, то CRM-система не заработает. Кроме того, отмечает он, порой в погоне за желанием автоматизировать всё в одной системе выбирают решение, перегруженное функционалом, сложным во внедрении, обучении и использовании.

«Другая крайность, — продолжает г-н Чураков, — это выбор в целях экономии системы с недостаточным или не совсем подходящим функционалом. При этом многие компании болезненно реагируют на необходимость изменения своих бизнес-процессов, предпочитая менять CRM, но получая в итоге тот же хаос, только автоматизированный. Но есть и сложности, характерные только для облачных решений, например, настройка “под себя” обычно осуществляется в веб-интерфейсе, что делает её интуитивно понятной и доступной пользователю и без квалификации программиста, но редко бывает достаточно гибкой. А более серьёзные доработки возможны только через производителя продукта и на их условиях — часто это дорого и совсем не быстро».

Алексей Попович, главный специалист управления по работе с производителями группы «Астерос», говорит, что предугадать, как пойдёт «облачный» проект, бывает сложно: «Представьте, что вы наблюдаете консилиум, в котором участвуют два врача. Один говорит: “Резать!”, а другой: “Само пройдёт!”. Кого выбрать? Разумеется, только результат покажет. Конечно, это — сказка, хотя, вероятно, не всегда весёлая. А что делать руководителю, которому необходимо принять решение? Рецепт не самый приятный, каким довольно часто бывает лекарство: читать, наблюдать, думать, пробовать, кооперироваться с руководителями других предприятий».

Алексей Чураков даёт более конкретный совет: прежде всего нужно выделить сотрудника, курирующего проект, способного досконально разобраться в работе системы и координировать запросы пользователей на изменения и работу программистов. А прежде чем сделать выбор, следует проанализировать все предложения на рынке, оценить функционал и возможные доработки, пересмотреть свои бизнес-процессы, подлежащие автоматизации — и помнить, что стоимость продукта, конечно, важна, но, во-первых, должна быть правильно посчитана, во-вторых, не является решающим критерием. «Нужно смотреть, как реализован базовый функционал, как идёт развитие проекта, насколько велико и активно сообщество пользователей данного продукта, есть ли инструменты для разработчика, — полагает представитель компании “Гарант”. — А главное, не ждать, что сразу после установки продукта или регистрации в облаке всё станет легко и просто — работа после этого только начинается».

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №43-46 (386) 19 октября 2015
    КРУПНЫЙ БИЗНЕС КАВКАЗА: ПОЛЯНА ЗА СВОЙ СЧЁТ
    Содержание:
    Северный Кавказ обнадёжил только пищёвкой

    Единственными отраслями экономики СКФО, которые продемонстрировали убедительный рост в 2014 году, стали сельское хозяйство и пищевая промышленность. Почти во всех остальных значимых для Северного Кавказа отраслях наблюдалось снижение динамики выручки и накопление крупных убытков. Особенно плохи дела у кавказских филиалов компаний-монополистов — в прошлом году они показали худшие финансовые результаты за последние несколько лет

    Реклама