«Красные баррикады» вольются в Объединённую судостроительную корпорацию

Фото: mptpr.astrobl.ru
Астраханская верфь расширит географию поставок за счёт Ирана

Cудостроительный завод «Красные баррикады» в июле войдёт в состав государственной Объединённой судостроительной корпорации (ОСК). В настоящее время проходит оценка предприятия и аудит, который должен завершиться через месяц, после чего совету директоров ОСК предстоит принять решение о вхождении последней крупной судоверфи в Астраханской области в состав корпорации. Ранее руководство «Красных баррикад» возражало против своего поглощения ОСК, объясняя это хорошими перспективами самостоятельного развития и предполагаемыми многолетними заказами от НК «ЛУКойл».

О предстоящем вхождении в состав ОСК ещё в мае говорил генеральный директор ССЗ Александр Ильичёв, а в начале июня в интервью ТАСС это решение подтвердил губернатор Астраханской области Александр Жилкин: «Сейчас завод с экономической точки зрения оценивает компания ОСК, она проводит аудит предприятия с целью его возможного вхождения в корпорацию. В течение ближайших полутора месяцев работа будет завершена. Мы очистим наш завод от долгов, и “Красные баррикады” будут иметь хорошие заказы уже не только от “ЛУКойла”, но и от других компаний».

Как раз с нефтехолдингом, для которого «Красные баррикады» последние годы строили оборудование для обустройства каспийских месторождений, у судоверфи испортились отношения. В марте руководство НК «ЛУКойл-Нижневолжскнефть» расторгло договор о строительстве платформы жилого модуля на месторождении имени Филановского (северный Каспий) с астраханской судоверфью. В нефтехолдинге объяснили это решение неудовлетворительными темпами строительства объектов второй очереди обустройства месторождения. Нефтяники требуют у ССЗ вернуть им 576 млн рублей аванса за непоставленное оборудование.

Достраивать ПЖМ-2 будет Каспийская гидротехническая компания, с которой уже заключён соответствующий контракт на постройку жилого модуля и ледостойкой стационарной платформы на производственных мощностях тех же «Красных баррикад». Ранее «ЛУКойл» ожидал сдачи ЛСП осенью 2016 года.

После этого в апреле основной бенефициар «Красных баррикад», кипрская Globtradex Limited (30,79%), подал иск в суд о банкротстве судоверфи (с другим истцом, компанией «Дорожник», руководство ССЗ достигло мирового соглашения). На фоне потери основного заказчика у «Красных баррикад», похоже, не остаётся другого выхода, кроме вхождения в состав ОСК.

ОСК с 2011 года формировала из астраханских судоверфей судостроительный кластер, создав на базе ССЗ «Лотос» особую экономическую зону промышленного типа (ППОЭЗ). Однако «Красные баррикады» не желали уходить «под зонтик» государства, намереваясь развиваться самостоятельно. В 2013 году в интервью «Эксперту ЮГ» Александр Ильичёв говорил: «Во-первых, нам вполне хватает собственных заказов на ближайшие пять лет. Во-вторых, условия вхождения в ППОЭЗ “Лотос” для нас неприемлемы. Условия ОСК таковы: дважды внести в качестве паевого взноса в “зону” по 80 миллионов рублей. Это совершенно нас не устраивает. Мы посчитали экономику проекта — даже за 10 лет работы на этих условиях завод ничего не выиграет. Поэтому нет необходимости входить в этот проект сейчас. Его выгоды для производителей пока непонятны и неочевидны, посмотрим, как будут работать в этих условиях конкуренты».

В мае 2016 года в Астрахани между руководством «Красных баррикад» и иранской SADID Industrial Group было подписано соглашение о строительстве на мощностях астраханской судоверфи пяти самоподъёмных буровых установок (СПБУ) для добычи нефти в Персидском заливе. По информации Александра Ильичёва, стоимость одной платформы — порядка 200 млн долларов.

Предполагается, что строительство одной СПБУ займёт у предприятия два года при условии модульной схемы. «Мы станем изготавливать на астраханском заводе модули, потом будем их транспортировать в Персидский залив. Там уже на заводе в дочерней компании (иранского заказчика) будем производить с участием местных специалистов сборку данного проекта, его достройку и проведение испытаний», — пояснил г-н Ильичёв, отметив, что судозавод уже имел подобный опыт строительства, поэтому сложностей при выполнении заказа возникнуть не должно.

О планах строительства СПБУ для Исламской республики г-н Ильичёв заявлял ещё в декабре прошлого года в рамках Первой российской национальной промышленной выставки «Промышленный диалог Россия — Иран» в Тегеране. В ходе форума руководство судоверфи встречалось с представителями иранского бизнеса. Результатом этого стало подписание ряда документов о возможности сотрудничества с иранскими компаниями в сфере строительства объектов обустройства морских нефтегазовых месторождений, а также в области строительства транспортных судов и судов специального назначения.

Тогда же между ССЗ и иранской компанией Iran Shipbuilding and Offshore Industries Complex Company был подписан меморандум о взаимопонимании. По информации главы этой компании Хамида Резаяна, подписание соглашения позволит сторонам вести переговоры и обмениваться технологиями. Также иранская компания сможет определиться по поводу необходимости производства специального оборудования.

Сегодня в руководстве «Красных баррикад» рассчитывают на сотрудничество с Ираном в сфере строительства танкеров для входящей в тройку крупнейших танкерных компаний мира Национальной танкерной компании ИРИ для транспортировки нефти из Казахстана в Баку, а также на север Ирана.

В самой ОСК информацию о вхождении ССЗ в её состав пока предпочитают не комментировать.