Рублём по бездорожью

Русский бизнес
Москва, 14.11.2016
«Эксперт Юг» №11 (397)
Многие участки трассы М-4 «Дон» уже стали платными, и в ближайшей перспективе их будет ещё больше. По мнению председателя правления компании «Автодор» Сергея Кельбаха, проблему разгрузки южной части дороги иначе не решить

Фото: zr.ru

В недалёком будущем почти вся трасса М-4 «Дон» будет соответствовать первой технической категории: она станет четырёхполосной, с разделёнными встречными потоками движения и разноуровневыми развязками. Для этого госкомпания «Автодор» планирует реконструировать и построить дополнительные участки общей протяжённостью 796,2 км, что составит более половины трассы (длина всей М-4 — 1517 км).

— Каково сегодня состояние М-4, которую реконструируют уже не первый год?

— На сегодняшний день трасса М-4 «Дон» на территории Ростовской области нуждается в серьёзном обновлении. К примеру, предстоит реконструировать участок дороги с 933-го по 1024-й километр. Это будет первый в России скоростной участок дороги, который полностью спроектирован по нормам Евросоюза — плод совместной работы российских и немецких проектировщиков. Там появится совсем другой «пирог» покрытия. Меняться будет лишь верхний слой покрытия, а сама дорога останется на долгие годы. Не будет «плыть».

— Что мешало начать строительство современных дорог раньше?

— Действующие нормы и СНИПы, ещё 50-х годов. Количество документов измеряется сотнями. Процесс замены нормативного законодательства очень сложен. Сейчас мы заняты разработкой и введением новых норм дорожного строительства Таможенного союза, которые максимально приближены к нормам Евросоюза. Хотя и там строят дороги в зависимости от климата и рельефа местности. Дороги у нас надёжные и служат долго, гарантийный срок на них — 25 лет, как в Европе. Но следует учесть, что там климат более мягкий, более подходящий для строительства дорог, если можно так сказать. У нас же природные условия более жёсткие, поэтому дорожники вынуждены в асфальт добавлять специальный гудрон, который демпфирует суточные и годовые температурные колебания, не позволяя дороге ломаться. Да, дорожное полотно «ползёт», но держится там, где его положили, достаточно прочно.

Строить дороги в Мурманске и в Краснодаре, строить в горах на Кавказе и в болотах под Питером — как говорится, большая разница. Температуры, переход через «ноль», влага, дожди, плавящийся асфальт и пр. Поэтому необходимо не менять полотно, а переходить на новую систему нормирования.

— Какие сложности были при проектировании нового участка?

— Мы почти три года не могли получить положительного заключения Главгосэкспертизы: нас всё пытались загнать под российские нормы дорожного строительства. Но перед нами стояла задача получить хотя бы первый опыт современной дороги, который впоследствии можно было бы распространить на другие проекты. В августе положительное заключение было получено, так что можно начинать строить.

— Какие ещё участки М-4 предстоит построить и реконструировать в ближайшее время?

— У нас в планах крупное строительство — обход Аксая. Здесь М-4 проходит в зоне жилой застройки, город давно слился с мегаполисом, его нужно разгружать. Проект этого участка уже готов, сейчас он находится в Главгосэкспертизе. Ожидаем, что в середине осени будет получено заключение, и мы начнём строительство и здесь. В этом случае трасса М-4 от МКАДа до 1346 километра будет четырёхполосной, категории 1 «А» на всём протяжении. Настоящий автобан. Не будет проходить по населённым пунктам. Разрешённая скорость на большинстве участков достигнет 130 километров в час.

Пилотный проект подобного строительства был реализован тоже в Ростовской области — это обход посёлка Тарасовский, где постоянно возникали пробки. Также объявлен конкурс на строительство спецучастка в Воронежской области. Это основные проекты.

— Обход Аксая будет платным участком?

— Проект состоит из трёх частей. Реконструкция участка с 1024 по 1038-й километр, въезд со стороны нового ростовского аэропорта и непосредственно обход Аксая. Участок с 1038 по 1072-й километр, где планируется возведение ещё одного моста через Дон в зоне Ростова-на-Дону, будет платным, ибо здесь мы начнём практиковать использование новой технологии укладки пористого асфальтобетона. Мостовой переход будет располагаться южнее Аксая. Долго выбирали место, где его разместить. А с 1072 по 1091-й километр будет проходить реконструкция уже бесплатного участка.

Строительство обхода Аксая начнётся не ранее 2019 года. Слишком серьёзные ограничения бюджета были в 2015–16 годах, это вынудило отодвинуть реализацию планов. К примеру, срочно нужно строить дороги к чемпионату мира по футболу.

— Какова стоимость этого проекта?

— Общий объём средств, которые планируется вложить в участок с 1024 по 1091-й километр — 60 миллиардов рублей. Львиная доля стоимости — затраты на сам обход, так как мост достаточно дорог. К тому же в пойменной части придётся строить эстакаду, так как весенним половодьем там часто заливает местность. Как раз в том районе, под станицей Старочеркасской, будет создаваться и новая ростовская киностудия, киношникам будет легко туда добираться.

— Сегодня много говорят о развитии транспортной системы Таманского полуострова в связи со строительством моста через Керченский пролив. Что планируется делать в этом регионе?

— Мы получили поручение правительства России разработать новую транспортную схему Краснодарского транспортного узла — от Ростова до черноморского побережья. Предложим варианты изменения дорожной сети, позволяющие построить новую скоростную дорогу первой категории к М-4, севернее Краснодара. Сегодня специалисты ведут расчёты и делают предварительные наброски. Есть три маршрута, по которым движется основной поток транспорта. Появится четвёртый, платный, который возьмёт на себя основную нагрузку в этом регионе. Водителям тоже можно будет выбирать свой маршрут.

Основная задача — развести два транспортных автомобильных потока с трассы М-4, один из который идёт севернее Краснодара, на Крым, другой — южнее, через Джубгу на Сочи. Необходимо их правильно смоделировать, найти точки их разделения. Рассматривались различные варианты. В том числе — возрождение забытого на сегодня Шаумяновского тоннеля (альтернативная дорога под Шаумяновским перевалом на участке Майкоп — Туапсе. — «Эксперт ЮГ»), дорога через Майкоп, через Карачаево-Черкесию и др. К началу следующего года мы уже будем иметь предварительные расчёты. Будет предложено несколько вариантов, требующих различного финансирования и по-разному решающих социальные потребности. После чего правительство сможет принять решение, ориентируясь на нынешние реалии.

Транспортный поток в этом регионе очень увеличился, внутренний туризм начал развиваться. Если раньше, по счётчикам замеров, в районе Горячего Ключа ежедневно проходило около 40 тысяч автомобилей, то в этом году в пиковые дни конца июля — начала августа — 69 тысяч. Дорога захлёбывается, она не рассчитана на такие потоки. Тем более что старые дороги идут через населённые пункты. От этого страдают и жители этих мест, и автолюбители, у которых снижается скорость. Надо идти по цивилизованному пути — выводить дороги за населённые пункты, что позволит перераспределить транспортные потоки.

— Недавно стало известно о планах перевода участка «Дона» в районе Краснодара на платную основу. Что это за проект? Как работают платные участки на М4?

— Сама двухсоткилометровая дорога до Краснодара практически реконструирована, за исключением участка М4 от 1091 до 1119 километра (от Ростова до границы с Краснодарским краем). Сейчас налаживаются автоматические системы управления движением. Второй этап реконструкции предусматривает ввод системы электронных информационных знаков, метеостанций, освещения всех крупных развязок и пунктов взимания платы. Тогда весь этот участок протяжённостью 200 километров и начнёт эксплуатироваться на платной основе.

Стоимость проезда будет варьироваться в зависимости от времени суток и типа транспортного средства. Так, в дневное время суток проезд будет стоить 150 рублей для легковых автомобилей и мотоциклов, в ночное время — 100 рублей; водителям грузовых фургонов придётся отдать 220 рублей днём и 150 ночью, водителям автобусов — 300 и 200 рублей соответственно, а водителям тяжёлых грузовиков — 450 и 300 рублей.

— Как платными участками будут пользоваться местные жители?

— Система взимания платы будет открытой. Местные жители будут ездить бесплатно, платят только транзитные проезжающие. В мире сегодня существует большое количество способов, регулирующих возможность проезда местного и транзитного транспорта по платным участкам. Это могут быть абонентские билеты типа бесконтактных карточек метро, транспондеры и пр. Сейчас эти моменты ещё дорабатываются.

Если местный житель едет по трассе из одной станицы в другую, он ничего не платит на этом участке. Но если он решит ехать в Краснодар, то платить придётся, ибо в такой ситуации он уже сам становится транзитным проезжающим.

— Будут ли существовать дороги, альтернативные платным участкам?

— Без этого по закону нельзя принимать решения по взиманию платы. Местные дороги уже существуют, мы тщательно изучили и согласовали все маршруты с руководителями муниципальных образований. Они будут включены в системы спутниковой навигации, и пользователь сможет сам выбирать себе маршрут с учётом платных и бесплатных дорог.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№11 (397) 14 ноября 2016
250 крупнейших компаний ЮФО
Содержание:
Драйвер роста из волгоградской лаборатории

ГК «Мегамикс», впервые попавшая в наш рэнкинг крупнейших компаний ЮФО, за без малого 18 лет продемонстрировала развитие от простого производства премиксов масштаба частного кооператива, работающего для нескольких небольших птицефабрик, до одного из крупнейших игроков, занимающего 22% российского рынка

Реклама