Терминал с прицелом на мельницу

Сергей Кисин
29 мая 2017, 00:00
  Юг

Международный трейдер запустил зерновой терминал на Дону, готовит почву для ещё одного в Тамани и думает о строительстве на Юге мукомольного производства

DONLAND.RU
Новый речной терминал позволит LDC диверсифицировать перевалку зерна малотоннажными судами

Компания ООО «Луис Дрейфус Коммодитиз Восток» («дочка» международного трейдера Louys Dreyfus Company (LDC), контролируется семейством Луи-Дрейфус) запустила в районе хутора Узяк Азовского района Ростовской области свой первый в России зерновой терминал мощностью перевалки 800 тысяч тонн в год. Сумма инвестиций в проект — порядка 2 млрд рублей. В перспективе его мощность увеличится до 1 млн тонн, а на этой же площадке может быть создано отдельное мукомольное производство.

Проект Louys Dreyfus Company был представлен на Петербургском инвестиционном форуме в 2015 году и вошёл в «губернаторскую сотню», находящуюся под особой опекой региональных властей.

Два терминала на Юге

LDC присутствует на зерновом рынке юга России с большим перерывом уже полтора века, и в настоящее время является одним из ведущих мировых трейдеров и покупателей южнороссийского зерна. По утверждению главы зерновой платформы компании Дэвида Оайона, ежегодно LDC отправляет на экспорт порядка 300–400 тысяч тонн. В настоящее время компания переваливает зерно в основном из глубоководных портов Чёрного моря (Туапсе, Новороссийск).

«Исторически Россия всегда играла особую роль для нашей группы, которая ведёт здесь свою деятельность с 1864 года, — отметила председатель совета директоров зернотрейдера Маргарита Луи-Дрейфус. — Выращивая более 100 миллионов тонн зерна в год, Россия сегодня является одним из ведущих мировых производителей и экспортёров пшеницы и ячменя. При этом потенциал дальнейшего роста производства огромен. Мы убеждены, что Россия останется доминирующим игроком на мировом сельскохозяйственном рынке, поэтому мы значительно укрепили своё присутствие здесь, инвестировав за последние 10 лет в несколько крупных зерновых активов».

Однако при наличии сети из 10 своих элеваторов в России (объединены в совместную с группой «Агрос» компанию ООО «РусЭлКо», имеющую ряд активов в ЮФО) собственных перевалочных мощностей у мирового оператора до сих пор не было, хотя компания регулярно входит в топ-5 основных экспортёров отечественного зерна.

Теперь же, с запуском Азовского терминала общей площадью 20 га, у LDC появились два причала для приёмки судов смешанного типа «река-море» дедвейтом не более 5 тысяч тонн и десять силосов для единовременного хранения 50 тысяч тонн зерна.

На Тамани, по словам генерального директора компании Гонсало Рамиреса Мартиарены, планируется совместно с российской группой ОТЭКО инвестировать «несколько сотен миллионов долларов» в проект зернового терминала, ориентированного на крупнотоннажные суда. «У нашей компании стратегический подход к закупкам зерна на экспорт, — пояснил г-н Мартиарена. — Мы решили сконцентрироваться на крупной сельскохозяйственной области по производству зерновых и построить терминалы в Азове и в Тамани. У терминала в Азове будет приоритет по малотоннажным судам и высококачественное оборудование по сортировке зерна, в Тамани — крупные обороты. Эти терминалы будут дополнять друг друга. Терминал в Азове уже стал реальностью, в Тамани сейчас ждём разрешения на строительство».

Наличие терминала в Азове позволит осуществлять погрузку северодонского зерна на малотоннажные суда класса «река-море», а глубоководный Таманский терминал будет обслуживать суда дедвейтом до 250 тысяч тонн, переваливая зерно задонских районов Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краёв.

По мнению топ-менеджера LDC, в среднесрочной перспективе основными зерновыми кладовыми растущего населения планеты станут Южная Америка (в первую очередь Бразилия) и страны Причерноморья. «Поэтому в ближайшем будущем мы будем инвестировать именно в эти регионы», — добавил Рамирес Мартиарена.

Выход международного трейдера на терминальный рынок России не случаен. Руководство Министерства сельского хозяйства РФ планирует в ближайшие годы нарастить зерновой экспорт до 48–49 млн тонн. Сама же LDC, имеющая устойчивые позиции в десятке крупнейших экспортёров зерна из России, намерена не упустить свою долю этого пирога.

Впрочем, по мнению вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута, в настоящее время особого дефицита зерновых перевалочных мощностях в России нет — при уровне экспорта 30–31 млн тонн ныне действующие терминалы позволяют перевалить около 43 млн тонн зерна в год. «Однако расширение списка компаний, которые занимаются перевалкой, создаёт конкурентную среду, которая может привести к снижению цены на услуги терминалов. К тому же у нас есть некоторые проблемы с глубокой водой, где хотелось бы иметь больше мощностей. А здесь появляется возможность судами “река-море” доставлять дополнительные объёмы на рейдовую перевалку», — добавил г-н Корбут.

Мельница как перспектива

В этих условиях логичным для инвестора представляется трейдинг не только зерновых, но и более высокомаржинальных продуктов из того же зерна. К примеру, муки, которая в последние десятилетия почти полностью отдана на откуп Турции, превратившейся фактически в «мельницу Евросоюза». Давид Оайон на вопрос «Эксперта ЮГ» заметил, что в настоящее время руководство его компании как раз изучает вопрос строительства на площадке Азовского терминала собственной мельницы. Значительная территория терминала вполне позволяет наладить здесь и мукомольное производство.

Если цены на пшеницу 3 класса на конец апреля 2017 года в хозяйствах Ростовской области и Краснодарского края колебались в границах 8-9 тысяч рублей за тонну (без НДС), то цены на муку высшего сорта из неё, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка, доходили до 18,5-19,5 тысячи рублей за тонну.

Согласно информации Международного совета по зерну, мировой экспорт муки в зерновом эквиваленте в прошлом сельхозгоду составил порядка 13,5 млн тонн. В этом «каравае» доля России была чуть более 110 тысяч тонн — то есть на уровне статпогрешности. При этом, по оценкам экспертов ИКАР, в последние 4 года производство муки в России достаточно стабильно и находится на уровне 9,6–9,8 млн тонн в год.

«Казахстан, ввозивший до 1992 года треть потребляемой муки из России, с 2000 года так выстроил своё производство и переработку зерна, что до 50 процентов выпускаемой муки стал экспортировать, — рассказывает вице-президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Александр Бедарев. — Этот феномен не мог произойти без поддержки государства с опорой на инициативный частный бизнес, и достоин изучения. От этого выиграли все: государство, общество и бизнес. Казахстан является основным поставщиком муки в страны Средней Азии, вытеснив Россию с её традиционных рынков сбыта. Казахстан в 2009 году совместно с Китаем построил железнодорожную линию с выходом к Индийскому океану, а в 2014 году совместно с Туркменией и Ираном — железнодорожную линию до Ирана, открыв себе, в обход России, прямой бесперевалочный путь в страны Среднего и Ближнего Востока, а также на север Африки».

«Модернизация и расширение мощностей мукомольного производства в ближайшие годы станут одной из приоритетных задач Минсельхоза, — сообщил “Эксперту ЮГ” заместитель федерального министра Евгений Громыко. — В настоящее время существующие мукомольные предприятия загружены всего на 35 процентов, а многие устаревшие уже закрыты. Хотя экспортные перспективы у нас огромны — это прежде всего рынки Ирана, Индии, Шри-Ланки, Бангладеш и другие».