Выход южного кориандра

Тема недели
Москва, 19.06.2017
«Эксперт Юг» №5 (403)
Ставропольская компания «Моя мечта» заняла два процента мирового рынка пряных культур, став абсолютным лидером по урожайности

Согласно материалам компании, выручка «Моей мечты» растёт «газельными» темпами. В 2013 году — 373,5 млн рублей, в 2014-м — 564, в следующем году — 890. Чистая прибыль в 2015 году выросла с 230 до 394 млн рублей. Компания по результатам этого периода вошла в пятёрку самых рентабельных компаний СКФО среди крупных и средних предприятий.

Основателем агрохолдинга в 2000 году стала предприниматель Ирина Минина, сумевшая за 17 лет на базе обанкротившихся предприятий создать ряд хозяйств, обладающих земельным банком более чем в 35 тысяч га пахотных земель на территории Благодарненского и Новоселицкого районов Ставропольского края. За это время компании удалось заместить ряд ранее полностью импортировавшихся на отечественный рынок позиций. К примеру, ранее бумажные формы для выпечки пасхальных куличей импортировались исключительно из Италии. Сейчас же до 1 млн форм в год под брендом «Домашняя кухня» выпускается заводом «Топ Продукт», который входит в холдинг «Моя мечта».

«Моя московская компания производит ингредиенты для хлебопечения и кондитерского производства. Вишнёвую начинку я возила из Америки. Потом подумала, неужели мы не можем свою вишню выращивать? Вот почему я приехала сюда с идеей разбить вишнёвый сад», — пояснила «Эксперту ЮГ» г-жа Минина. Сегодня на 74 га в хозяйствах агрохолдинга выращиваются вишня, черешня и слива для производства фруктовой начинки для кондитерских изделий.

Большую площадь промышленных посевов, порядка 24 тысяч га, занимают зерновые, остальную — пряные и лекарственные однолетние и многолетние растения. В этом году посеяны укроп, сафлор, фенхель, базилик, амарант, лаванда, кенуа, майоран, тмин, кумин, анис, кунжут, календула, душица, шалфей, чабер, тимьян и прочее (около полутора тысяч наименований).

«Наиболее отработана в хозяйстве технология выращивания кориандра, — рассказал “Эксперту ЮГ” генеральный директор входящего в холдинг ООО “Красный Луч” Павел Загорулько. — Под него отведено семь тысяч гектаров. Все, кто производит специи, предпочитают российский кориандр. Его надо во много раз меньше для получения необходимого готового продукта, чем кориандра, выращенного в других странах. Сейчас рынок стран на территории бывшего Советского Союза занят болгарским и румынским кориандром, и российским производителям вполне под силу его полностью отвоевать».

По данным аналитиков Международного независимого института аграрной политики, мировое производство семян кориандра составляет порядка 600 тысяч тонн в год. Из них на рынок поставляется в среднем 85–100 тысяч тонн. За последние пять лет Россия вошла в тройку мировых лидеров по поставкам аниса, бадьяна и кориандра, нарастив экспорт с 500 тысяч в 2010 году до 21 млн долларов в 2015 году. В Российском экспортном центре сообщили, что Россия в 2016 году стала мировым лидером в экспорте этой культуры, консолидировав треть рынка и опередив таких традиционных производителей, как Индия, Болгария, Украина, Сирия, Иран, Италия. При этом именно у российских сортов кориандра наиболее высокое содержание эфирного масла — 2% по сравнению с 0,4% индийских. Как раз Индия одновременно является основным импортёром российского кориандра (58% всех зарубежных поставок). По оценкам эксперта информационно-аналитической компании VVS Вадима Пашина, сама Индия производит не менее 400 тысяч тонн кориандра и при этом импортирует дополнительно около 45 тысяч тонн этой специи. Эта культура входит в состав знаменитой приправы карри, без которой в этой стране, вероятно, не обходится ни одно блюдо.

Однако в 2012–13 годах засуха в Индии привела к резкому сокращению урожая кориандра и срочному поиску местными компаниями новых поставщиков по всему миру. Это, в свою очередь, повлекло за собой рост цен с 0,8 доллара за килограмм в 2012 году до 1,62 доллара в 2015 году, вызвав настоящий бум экспорта пряных трав в России. По некоторым оценкам, экспорт культуры вырос в восемь раз. Одним из крупнейших отечественных производителей пряности как раз и стал ставропольский агрохолдинг «Моя мечта». Причиной такого успеха специалисты называют лучшие условия произрастания культуры на южнороссийских чернозёмах, что позволяет иметь высокие урожаи при рекордном содержание в ней эфирного масла.

«На Ставрополье кориандр в промышленных масштабах выращивают лишь несколько хозяйств, — говорит Павел Загорулько. — Это хорошая альтернатива зерновым, но при выполнении нескольких условий. Самое главное в работе с эфиромасличными культурами — это переработка. Недостаточно всем взяться за выращивание кориандра. Потребности России мы уже закрыли. Его нужно готовить на экспорт. Международный стандарт — это кориандр 99-процентной чистоты, при отсутствии семян сорных растений. Он должен быть золотистого цвета. Если кориандр поспел и пошёл дождь, семена потемнеют, и он не будет соответствовать стандарту, так что на экспорт он уже не пойдёт, и цена будет ниже».

По утверждению специалистов компании, уже сегодня «Моя мечта» является мировым лидером по урожайности этой культуры. При средней урожайности семян кориандра в мире 10 центнеров с га, на Ставрополье собирают до 18 центнеров с га. А с прошлого года кориандр, укроп и фенхель начали хорошо продвигаться даже на нетрадиционных рынках Евросоюза, Азии, Северной Америки.

По расчётам аналитика консалтинговой группы «НЭО Центр» Натальи Баженовой, рентабельность производства кориандра достигает 250% при себестоимости семян в 0,15 доллара и урожайности в 15 центнеров с гектара. 

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №5 (403) 19 июня 2017
    Как масштабировать экспорт
    Содержание:
    Выгодно переупаковаться в европейца

    Донская упаковка для сосисок и колбас на производстве в Чехии становится европейской — и её изготовитель «Атлантис-Пак» получает возможность двузначного роста экспорта. А для развития на внутреннем рынке компанией заложен завод барьерной плёнки

    Реклама