Образ ростовской агломерации осложняют дисбалансы

Тема номера
Москва, 01.08.2019
«Эксперт Юг» №8 (434)
Исследование Аналитического центра «Эксперт ЮГ» показывает, что Ростовская агломерация развивается крайне несбалансированно. За благополучием общих показателей можно не увидеть проблем конкретной территории. Ключевой вызов развития агломерации — выравнивание дисбалансов

Развитие Ростовской агломерации — одна из главных тем повестки правительства Ростовской области в последние годы. Ещё в 2012 году был создан Координационный совет при правительстве Ростовской области по взаимодействию в формировании и развитии Ростовской агломерации и разработана схема территориального планирования агломерации. В прошлом году агломерация вошла в число крупнейших в России и была вписана в Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Ростовская агломерация зафиксирована не только на бумаге. Многие ключевые инвестиционные проекты области реализовывались с расчётом развития агломерации. Так, аэропорт «Платов» усиливает взаимодействие между Аксайским районом и Ростовом-на-Дону, футбольный стадион на левом берегу Дона строили с прицелом на развитие батайского направления Ростова. Обход Аксая, который должны построить к 2022 году за 100 млрд рублей, разгрузит от транзитного транспорта подъезды к Ростову. В дальнейшем обход станет частью кольцевой дороги вокруг города. Город-миллионник Ростов-на-Дону давно вышел за собственные административные границы, и его развитие тянет за собой близлежащие территории. Согласно данным документа «Разработка комплексной схемы транспортного обслуживания населения городской агломерации общественным транспортом», среднесуточный межмуниципальный пассажиропоток в рамках Ростовской агломерации в Ростов-на-Дону составляет более 123 тысяч человек. Численность населения спутниковой зоны Ростовской агломерации — 784,1 тысячи человек. Таким образом, 15,6% населения спутниковой зоны ежедневно совершает поездки в Ростов-на-Дону только общественным транспортом.

По словам губернатора Ростовской области Василия Голубева, развитие агломераций в Ростовской области даст возможность объединять усилия территорий для решения различных вопросов. «Создание таких объединений позволяет консолидировать силы городов, районов, муниципальных образований для решения некоторых вопросов, в частности, состояния дорожного хозяйства, особенно муниципальных дорог, которые обеспечены финансированием самое большее на 50–55 процентов», — говорил г-н Голубев на ежегодной пресс-конференции в начале 2019 года. Губернатор считает, что Ростовской агломерации нужна программа развития с учётом реализации стратегии социально-экономического развития области до 2030 года и с учётом реализации национальных проектов.

Аналитический центр «Эксперт ЮГ» провёл исследование агломерационных эффектов на территории Ростовской агломерации. Мы поставили перед собой два основных вопроса: 1. Каков социально-экономический эффект от концентрации населения и экономической деятельности в Ростовской агломерации? 2. Насколько в целом территория Ростовской агломерации сбалансирована? Какие города и районы являются точками роста Ростовской агломерации за исключением её ядра?

Общие выводы исследования таковы: агломерационный эффект в Ростовской области работает, как макрообразование агломерация концентрирует в себе ключевые региональные рынки. Но сама территория агломерации крайне несбалансированна. Причем эту несбалансированность создаёт не Ростов-на-Дону, а его наиболее успешные города-спутники. В Ростовской агломерации появились свои победители и аутсайдеры вне Ростова. И задача властей — выравнивать эти дисбалансы.

Агломерация концентрирует рынки

Чтобы понять эффект Ростовской агломерации, мы сравнили её социально-экономические показатели с Ростовской областью за 2017 год. Но не менее важна вторая часть исследования, которая показывает, как развивается Ростовская агломерация пространственно. Чтобы это оценить, мы посчитали специальный коэффициент вариации, который показывает процент различия на разных территориях внутри агломерации разных показателей, взятых в расчете на одного человека. В статистике считается, что при коэффициенте вариации больше 33% территория неоднородна. Меньше 33% — умеренно однородна, меньше 10% — однородна. Чтобы понять, какие территории создают точки роста, показатели ранжируются. В исследование включены следующие города и районы: Ростов-на-Дону, Батайск, Азов, Новочеркасск, Таганрог, Аксайский муниципальный район и Мясниковский муниципальный район.

Ростовская агломерация концентрирует основное население и рынки области на небольшой территории 22_02.jpg Источник: Расчёты автора по данным Росстата
Ростовская агломерация концентрирует основное население и рынки области на небольшой территории
Источник: Расчёты автора по данным Росстата

Первый вывод — агломерационный эффект в Ростовской агломерации работает. Это значит, что территория очевидным образом выигрывает от концентрации населения. В Ростовской агломерации сконцентрировано 45,1% населения Ростовской области (1,9 млн человек) на 2,7% территории её площади. Ростовская агломерация генерирует миграционный поток почти в пять раз больший, чем вся Ростовская область — 9218 человек против 1907 человек в 2017 году.

Концентрация половины населения ведёт к концентрации основных рынков — до 75%. Так, в 2017 году в границах Ростовской агломерации было введено 72,6% жилья всего региона — 1,6 млн кв. м. Доля объёма отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в агломерации в 2017 составила 678,5 млрд рублей — это 70,5% от общего объёма Ростовской области. Доля инвестиций в основной капитал Ростовской агломерации — 75,6% (176,8 млрд рублей). Экономические эффекты агломерации стимулируют и лучшие условия для её жителей. Так, средний уровень заработной платы в Ростовской агломерации (31,3 тысячи рублей) на 9,9% выше, чем в регионе в целом.

Но оборот розничной торговли внутри агломерации составляет всего 21,2% от общего донского оборота — 187,3 млрд рублей и 880 млрд рублей соответственно. Считается, что розничная торговля также концентрируется на урбанизированных территориях, поэтому соотношение оборота розничной торговли в пользу региона, а не агломерации, — неожиданно, но Росстат не даёт дополнительных данных для интерпретации этого показателя.

При этом Ростовская агломерация практически не растёт. За пять лет численность населения в агломерации увеличилась всего на 2,5% — с 1,86 млн человек в 2012 году до 1,9 млн человек в 2017 году. Миграционные потоки не привлекает даже ядро агломерации — Ростов-на-Дону, чья численность населения за этот же период выросла всего на 2,6%. Это отражает общую тенденцию всего региона. Население Ростовской области даже незначительно снизилось — на 0,7% за исследуемый период. Это один из главных вызовов развития Ростовской агломерации особенно на фоне чрезмерно растущего соседа — Краснодарской агломерации.

Кто создаёт контрасты Ростовской агломерации

Общий вывод второй части исследования — территория Ростовской агломерации крайне несбалансированна. Но эту несбалансированность создаёт не ядро агломерации — Ростов-на-Дону, а другие города и районы, которые развиваются гораздо активнее агломерации в целом. Это крайне неожиданно, так как обычно именно миллионник создаёт контрасты в агломерации.

Более или менее равномерны в Ростовской агломерации такие показатели, как заработная плата — коэффициент вариации здесь средний, 14,5%. Территория однородна по жилищной обеспеченности — 8,4%. Гораздо ощутимее неоднородность в вводе жилья — 24,7%, что говорит о разном уровне привлекательности спутниковой зоны агломерации для жизни.

А вот по остальным показателям — кардинальный разброс коэффициента, превышающий порой 100% значения. Приводим эти показатели по убывающей. Самый высокий коэффициент вариации в агломерации касается инвестиций в основной капитал — 132,7%. Практически идентичный показатель у оборота розничной торговли — 131,8%, у объёма отгруженных товаров — 45,7%. Это говорит о том, что одни территории агломерации получают экономические выгоды, а другие остаются аутсайдерами.

Но виноват ли Ростов-на-Дону в таком несбалансированном развитии агломерации, не превышают ли его показатели многократно всю агломерацию? Конечно, социально-экономическое положение донской столицы в целом выше, чем положение всей агломерации, — примерно 10–30% по разным показателям. Есть исключение — инвестиции в основной капитал в Ростове (38,1 тысячи рублей) значительно ниже (на 36,6%), чем в спутниковой зоне агломерации.

Однако выяснилось, что высокие показатели коэффициентов вариации становятся ещё выше, если убрать из подсчётов Ростов-на-Дону. В этом случае они таковы: оборот розничной торговли — 146,6%, инвестиции в основной капитал — 140,2%, объём отгруженных товаров, выполненных работ и услуг — 49%. При этом с исключением Ростова низкий и средний коэффициенты вариации по всей агломерации становятся ещё ниже. Заработная плата — 7,3%, общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя — 7,9%. Это значит, что динамично развивающиеся территории существуют вне ядра агломерации.

Разные реальности агломерации

Ранжирование городов и районов по социально-экономическим показателям показало неоднородность развития муниципальных образований Ростовской агломерации. Город или район может быть абсолютным лидером в одной области и аутсайдером — в другой. Чтобы показать эту неоднородность, опишем каждый город и район в отдельности, за исключением ядра.

Аксайский район — лидер на периферии Ростовской агломерации по трём показателям из шести 22_03.jpg Источник: Расчёты автора по данным Росстата
Аксайский район — лидер на периферии Ростовской агломерации по трём показателям из шести
Источник: Расчёты автора по данным Росстата

Аксайский муниципальный район — один из самых развитых районов вне ядра Ростовской агломерации, расположен в 20 км от Ростова-на-Дону. Район занимает второе место по росту численности населения внутри Ростовской агломерации, за исключением ядра (+ 10% за 5 лет), объёму жилья в расчете на человека (0,9 кв. м) и динамике ввода жилья за 5 лет (+31,4%). Аксайский муниципальный район лидирует по двум показателям — оборот розничной торговли (37,6 тысячи рублей) и инвестиции в основной капитал (191,4 тысячи рублей). Оба этих показателя многократно выше даже ядра агломерации и требуют разъяснений. Большой объём инвестиций в основной капитал может быть связан со строительством нового аэропорта Ростова-на-Дону в Аксайском районе. Его ввели в эксплуатацию в декабре 2017 года. Что касается оборота розничной торговли, то этот показатель может быть связан с расположением в Аксайском районе крупнейшего в агломерации торгового комплекса «Мега» и крупных автомобильных и строительных рынков, которые генерируют потоки со всей агломерации. При этом у района только четвёртое место из шести по объёму отгруженных товаров, выполненных работ и услуг (247,2 тысячи рублей).

Батайск находится в 12 км от Ростова-на-Дону. Это самый близкий к ядру агломерации спутник. Город лидирует по двум показателям — объёмам строящегося жилья (1,04 кв. м) и динамикой рынка строительства жилья (+41,6% за 5 лет). Эти показатели в Батайске выше аналогичных показателей в ядре агломерации. Третье место Батайск занимает по таким показателям, как динамика численности населения за 5 лет (+9,07%) и оборот розничной торговли (61,7 тысячи рублей). При этом у Батайска самые низкие показатели по объёму инвестиций в основной капитал (7,2 тысячи рублей) и объёму отгруженных товаров, выполненных работ и услуг (90,9 тысячи рублей). Растущая численность населения и строительный рынок при низких инвестициях и производстве говорит о том, что город развивается как спальный пригород столицы ЮФО.

Азов расположен в 40 км от Ростова. Город занимает первое место по объёму отгруженных товаров с кардинальным отрывом (419,1 тысячи рублей). Этот показатель в Азове выше, чем в ядре агломерации. Азов также занимает второе место по инвестициям в основной капитал (36,2 тысячи рублей). Но по показателям, которые можно считать потребительскими, Азов находится на средних позициях — третье место по вводу жилья (0,8 кв. м), четвёртое место — по динамике рынка жилья (+29%) и обороту розничной торговли (58,4 тысячи рублей). При этом Азов — убывающий город, его население за 5 лет сократилось на 2%. Мы связываем высокий показатель объёма отгруженных товаров с наличием в Азове морского порта. По остальным показателям город развивается гораздо слабее, чем другие спутники Ростова-на-Дону.

Cреднесуточный межмуниципальный пассажиропоток в рамках Ростовской агломерации в Ростов-на-Дону составляет более 123 тысяч человек eu_2019_08_Part25-17.jpg DONLAND.RU
Cреднесуточный межмуниципальный пассажиропоток в рамках Ростовской агломерации в Ростов-на-Дону составляет более 123 тысяч человек
DONLAND.RU

Новочеркасск расположен в 35 км от Ростова. Город занимает второе место по обороту розничной торговли (62,4 тысячи рублей) и третье место по объёму отгруженных товаров (353,1 тысячи рублей). Несмотря на развитую потребительскую сферу и промышленность, рынок жилья в городе растёт средне (+24,9% за пять лет), объём строительства жилья в городе низкий — 0,65 кв. м (четвёртое место). Новочеркасск не привлекает миграционные потоки, его население за пять лет осталось прежним.

Мясниковский муниципальный район примыкает к Ростову-на-Дону. Это единственный район в составе Ростовской агломерации, который состоит только из сельского населения. У него низкий оборот розничной торговли (7,5 тысячи рублей, пятое место), низкий объём отгруженных товаров (134,4 тысячи рублей), невысокий уровень строительства жилья (0,64 кв. м), средние показатели по инвестициям в основной капитал (18,2 тысячи рублей). При этом Мясниковский район стал лидером по росту численности населения (+13,2% за 5 лет) и занимает третье место по динамике ввода жилья (+30,8% за 5 лет). Фактически муниципальное образование развивается как спальный район Ростова-на-Дону.

Таганрог — самый крупный и самый дальний город Ростовской агломерации, находится в 75 км от донской столицы. Таганрог — промышленный город, что отражается на его показателях. Он занимает второе место по объёму отгруженных товаров (357,9 тысячи рублей) и третье место в инвестициях в основной капитал (21,4 тысячи рублей). В остальном Таганрог — аутсайдер социально-экономического развития и занимает последние позиции. Его население убывает (-2,4% за 5 лет), оборот розничной торговли на человека ниже, чем в сельском Мясниковском районе — 6,7 тысячи рублей. Объём строящегося жилья — всего 0,5 кв. м на человека. Это говорит о том, что промышленный потенциал города не влияет на потребительские рынки и на привлекательность Таганрога для мигрантов, а относительная отдалённость города от ядра агломерации снижает возможность сбалансировать промышленность потреблением и жильём.

Коэффицент вариации показывает в процентах неравномерность показателей городов или районов внутри агломерации. При коэффициенте вариации больше 33%, территория неоднородна. Меньше 33% — умеренно однородна, меньше 10% — однородна 22_04.jpg Источник: Расчёты автора по данным Росстата
Коэффицент вариации показывает в процентах неравномерность показателей городов или районов внутри агломерации. При коэффициенте вариации больше 33%, территория неоднородна. Меньше 33% — умеренно однородна, меньше 10% — однородна
Источник: Расчёты автора по данным Росстата

Указанные дисбалансы, по идее, должны быть основой для принятий решений, направленных на борьбу с ростом неравенства внутри агломерации. В стратегии развития Ростовской агломерации, которую предлагает сегодня создать губернатор, нужно не только прописывать точки роста, но и уделять внимание отстающим. К примеру, у Таганрога огромный потенциал, но город, по сути — аутсайдер в потребительской сфере, несмотря на объём населения и развитую промышленность. И это отдельная реальность, с которой нужно работать. Однако её легко упустить из виду, занимаясь исключительно общей картиной. В результате может сложиться парадоксальная ситуация — общие показатели развития агломерации будут показывать то благополучие, которого на самом деле не найдёшь ни в одной из точек этой территории.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №8 (434) 1 августа 2019
    МЕЖДУ ДРАЙВЕРАМИ И ПУСТЫРЯМИ
    Содержание:
    Реклама