Новочеркасский электродный поднялся на росте мировых цен

Русский бизнес
Москва, 01.12.2019
«Эксперт Юг» №12 (438)
В 2018 году выручка крупнейшего производителя электродов для металлургии — АО «ЭПМ-НЭЗ» в Ростовской области — выросла в три раза. Прибыль выросла еще больше — в 4,5 раза. Главная причина — шестикратное увеличение рыночных цен на углеграфитовую продукцию

АО «ЭПМ-НЭЗ»

Новочеркасский электродный завод (АО «ЭПМ-НЭЗ», входит в столичную Группу ЭПМ) в 2018 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», нарастил выручку почти втрое — до 33,6 млрд рублей. Чистая прибыль «ЭПМ-НЭЗ» в 2018-м увеличилась в 4,5 раза — до 18,1 млрд рублей. В компании уверены: главная причина столь впечатляющей динамики — взрывной рост мировых цен на углеграфитовую продукцию: по такой позиции, как электроды, — более чем в пять раз. 

Тенденция к росту сохраняется и в 2019 году. Однако, по мнению экспертов, цены поднимаются не столь стремительно, и в недалеком будущем они уже не будут основным драйвером роста финансовых показателей новочеркасского завода. В Группе ЭПМ уверены, что в дальнейшем выручка НЭЗа может вырасти в результате масштабного инвестпроекта по модернизации производства, реализация которого на предприятии идёт второй год. Программа рассчитана до 2022 года. Общая сумма вложений в техперевооружение превысит 5 млрд рублей. В итоге объёмы выпуска наиболее востребованных на рынке электродов больших диаметров (применяются в электродуговых печах для выплавки стали) должны увеличиться более чем вдвое — до 35 тысяч тонн в год. Реализация этой продукции положительно отразится на выручке.

Хорошее влияние китайцев

«В 2018 году взрывной рост показателей завода в Новочеркасске произошёл благодаря незначительному росту производства графитированных электродов, которые применяются в сталелитейной промышленности, а также значительному росту цен на мировом рынке углеграфитовой продукции», — ответил гендиректор группы ЭПМ Виктор Нечуятов на запрос редакции о причинах роста финансовых показателей предприятия. От более подробных комментариев топ-менеджер воздержался.

Но год назад Нечуятов в интервью «Эксперту ЮГ» рассказывал, что тенденция к росту цен на мировом рынке графитированных электродов наметилась еще в 2017 году. «Например, в Китае к середине сентября цены выросли в несколько раз. Основная причина — резкое сокращение предложения из-за закрытия в КНР сразу нескольких крупных заводов по экологическим соображениям. Наличие в то же время высокого спроса на эту продукцию со стороны металлургических компаний привело к значительному росту цен», — аргументировал глава ЭПМ.

До 2017 года, по мнению Нечуятова, у китайских производителей была самая высокая доля на мировом рынке (48%). Следом шла американская компания GrafTech (11%). Затем — европейская SGL Carbon (10%). А после — японские игроки: SHOWA DENKO (9%) и Tokai Carbon (5%). Замыкали галерею лидеров две индийские компании GRIL (5%) и HEG (4%). Российская ГК «Энергопром» (прежнее название Группы ЭПМ) занимала чуть менее 4%. «При этом на отечественном рынке мы были и остаёмся самым крупным поставщиком графитированных электродов с долей 43 процента», — подчёркивал Нечуятов. 

Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев согласен с тем, что рост показателей «ЭПМ-НЭЗа» в наибольшей степени был обусловлен стремительным подорожанием основной продукции. «Цены на графитированные электроды стремительно выросли в конце 2017 года (по некоторым позициям — до десяти раз) и остаются пока на достаточно высоком уровне, — говорит эксперт. — Такая ситуация сложилась из-за образования значительного дефицита на рынке, вызванного процессами, происходящими в металлургической промышленности Китая. Закрывая устаревшие экологически вредные доменные производства, китайская сталелитейная промышленность активно увеличивает долю современных электродуговых печей. Растёт спрос на электроды для таких печей, которые в Китае не производят».

Объёмы выпуска электродов больших диаметров должны увеличиться более чем вдвое eu_2019_12_Part36-1.jpg АО «ЭПМ-НЭЗ»
Объёмы выпуска электродов больших диаметров должны увеличиться более чем вдвое
АО «ЭПМ-НЭЗ»

Таким образом,  уход со сцены китайских игроков и перераспределение долей рынка в пользу оставшихся на нем предприятий привели к тому, что в 2018 году рост цен усилился. Это, в частности, подтверждают данные индийских GRIL и HEG (входят сейчас в топ-5 мировых производителей углеграфитовой продукции). Из отчётов указанных компаний следует, что в прошлом году цена одной тонны электродов на мировом рынке выросла почти в шесть раз: с 2,5 тысячи долларов до 14 тысяч долларов. В январе-июне 2019 года рост был уже не столь впечатляющим: в среднем цены поднялись на одну тысячу долларов. Но в любом случае это — рост, а не стагнация или падение.

«Ценовой фактор вряд ли позволит НЭЗу и впредь наращивать выручку такими гигантскими темпами, — полагает Калачев. — В среднесрочной перспективе возможно и снижение цен на электроды — цикличность рынка никто не отменял. Поэтому полагаться только на ценовую конъюнктуру довольно рискованно. Руководству завода надо прилагать усилия для сохранения динамики. А это возможно, например, через повышение конкурентоспособности продукции, увеличение объемов производства и расширение каналов сбыта».

Ожидание роста на инвестициях

В группе ЭПМ считают, что в перспективе положительное влияние на выручку окажет  реализация на НЭЗе масштабного инвестпроекта. Он рассчитан на несколько лет и реализуется на предприятии  второй год. Общие затраты превысят 5 млрд рублей, 2,7 млрд из которых выделяются в рамках специнвестконтракта, заключённого между Минпромторгом РФ, правительством Ростовской области и ЭПМ. 

Представители группы рассказали «Эксперту ЮГ», что средства пойдут на модернизацию, техперевооружение и увеличение мощностей. Одна из целей проекта  — «двукратное увеличение объёмов производства и поставок электродов больших диаметров металлургическим компаниям России и потребителям в странах Евразийского экономического союза». В итоге общий объём производства на НЭЗе должен увеличиться минимум на 25%, а электродов больших диаметров — с 16 тысяч тонн до 35 тысяч тонн в год. Каналы сбыта этой продукции у компании есть. В 2018 году ЭПМ заключила долгосрочные контракты с Трубной металлургической компанией и другими отраслевыми холдингами, сохраняются планы и по развитию экспорта.

Группа ЭПМ  рассчитывает создать на НЭЗе производство, способное более чем на 50% обеспечить потребности отечественных металлургов в графитированных электродах. Это — одна из целей инвестпрограммы. В 2018 году здесь ввели в эксплуатацию новую линию пекопропитки стоимостью 172 млн рублей. В апреле нынешнего года — запустили роботизированный ниппельный центр, инвестировав еще около 200 млн рублей. А через несколько месяцев на предприятии запланирован запуск кольцевой печи первичного обжига Riedhammer стоимостью более 1,5 млрд рублей. Дальнейшие планы перевооружения НЭЗа в ЭПМ пока не афишируют. 

«Реализация данной инвестпрограммы позволит снизить импортозависимость российских металлургических компаний от поставок графитированных электродов. Повышение качества производимой продукции сделает ее ещё более востребованной как на внутреннем, так и на внешнем рынках», — отмечает первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб.

«У продукции  НЭЗа высокий показатель импортозамещения и хороший экспортный потенциал, — уверен гендиректор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков. — По результатам инвестпроекта завод планирует получить существенный прирост в производстве крупногабаритных электродов: не менее 70 процентов к объёму их выпуска в 2018 году. Проводимая модернизация позволит предприятию значительно повысить качество продукции, выйти на новые рынки, увеличить свою долю в отрасли. Этот индустриальный проект, реализуемый при поддержке федерального центра, направлен как на повышение конкурентоспособности продукции завода, так и в целом на рост донской промышленности».

По мнению Алексея Калачева, в мировой сталелитейной отрасли ещё долго будет происходить процесс замены технологий, что обеспечит рост спроса на графитированные электроды больших диаметров. «Среднегодовые темпы роста спроса на такую продукцию в пределах пяти-восьми процентов сохранятся ещё лет пять. Затем они будут замедляться. Руководству “ЭПМ-НЭЗа” стоит также учитывать и такие напрягающие факторы, как в целом наметившееся замедление роста мировой экономики, и снижение темпов спроса на продукцию металлургов, и принимать соответствующие стратегические решения», — резюмирует г-н Калачев.                            

Новости партнеров

    «Эксперт Юг»
    №12 (438) 1 декабря 2019
    Инвестор - фигура 2019 года на Юге
    Содержание:
    Экономика и финансы
    Реклама