«Когда серьёзно подходишь к делу, неважно, какой у тебя возраст»

Русский бизнес
Москва, 01.04.2020
«Эксперт Юг» №4 (441)
34-летний предприниматель Владислав Мартьянов прошёл путь от продавца промышленных тканей в Москве до производителя масла в Крыму, где реализует крупнейший в регионе проект по глубокой переработке сельхозсырья

ИЗ АРХИВА КОМПАНИИ

Чуть в большой бизнес совладелец Первого крымского маслозавода (ПКМ) Владислав Мартьянов начинал с продвижения на рынки России промышленных тканей ведущей французской компании Serge Ferrari SAS. Фирма, которую предприниматель создал вместе со своим отцом Валерием Мартьяновым, и сейчас успешно работает в Москве. А главные усилия Мартьянова-младшего сосредоточены теперь в Крыму, где Владислав вместе с партнёрами развивает пищевой промышленный парк «Крымское золото». На его территории будет около десяти крупных предприятий по производству и переработке сельхозпродукции.

ООО «ПКМ» является якорным резидентом парка. Первая очередь завода мощностью до 35 тысяч тонн нерафинированного масла в год заработала в 2019 году. Сейчас здесь идёт монтаж линии по производству рафинированного масла мощностью 15 тысяч тонн в год. Её запуск намечен на апрель следующего года. А до конца года нынешнего здесь заработают линии по фасовке масла в пятилитровую тару и мелкую упаковку. Готовую продукцию Мартьянов и его партнёры планируют продавать на полуострове, в «материковой России», а также экспортировать в страны Ближнего Востока. После запуска всех очередей общий объём инвестиций в ПКМ составит 400 млн рублей.

Главный мотиватор — свобода действий и выбора

— Что лично вас мотивирует заниматься предпринимательской деятельностью? С какими ценностями предпринимательство ассоциируется именно у вас?

— Свобода действий, свобода выбора. Чтобы не было ограничений при принятии важных для бизнеса решений. А ещё мотивирует огромное желание развиваться самому и развивать свой регион. В данном случае Крым, где я сейчас провожу львиную долю своего рабочего времени.

Самая главная ценность — репутация. Её не может быть без надёжности, честности, открытости. Это либо есть у бизнесмена, либо нет. И ещё одна, на мой взгляд, главная ценность — умение держать слово. В далёком уже XIX веке купеческое слово ценилось выше любых векселей и ассигнаций. Хорошие купцы даже саму мысль, что могут нарушить данное кому-то слово, не могли допустить. В традициях современного бизнеса это, к сожалению, часто не так. Многие думают: «Я — хозяин своего слова: сам дал, сам нарушил». Я считаю это недопустимым. Меня воспитывали так: «Дал слово — держи». И предприниматели эту ценность не должны забывать.

— Чем, на ваш взгляд, поколение нынешних предпринимателей отличается от предыдущего?

— Наше поколение технологически лучше подготовлено и сильнее обеспечено электронными носителями, чем бизнесмены первой волны. Мы более цифровизированы. У нас больше источников информации и возможностей для её быстрого поиска, лучше средства коммуникаций: интернет, соцсети, смартфоны-планшеты. Сейчас телефон — это, по сути, мобильный офис, в котором помещается вся необходимая для ведения бизнеса информация, есть все возможности для общения с партнёрами и сотрудниками. Но из-за этого мы стали менее организованными, менее пунктуальными. Понимаем, что если опаздываем, то можем в любой момент позвонить (например, партнёрам) и предупредить о задержке. Знаю это по личному опыту: сам грешен. Предприниматели предыдущего поколения, которые в массе своей не имели мобильных телефонов, понимали, что должны прибыть на встречу в назначенное время, что не смогут предупредить об опоздании. И, как правило, прибывали. Потому что с теми, кто не успевал, уже не хотели иметь дела. Думаю, нам, молодым, такой организованности стоит поучиться у старших.

С точки зрения принятия тактических решений и стратегии развития предприятия возраст — вообще не аргумент. Главное — серьёзное отношение к делу. Когда серьёзно подходишь к делу, неважно, какой у тебя возраст. Оба поколения могут нормально уживаться и даже вести совместные проекты. У меня есть хороший пример — развитие бизнеса совместно с отцом, Валерием Николаевичем Мартьяновым.

От Ferrari в Москве к маслу в Крыму

— А что именно сподвигло вас заниматься собственным делом?

— Это было совместное решение с отцом, по специальности инженером-строителем. В 2008 году мы решили открыть компанию «ЖилГражданСтрой» (ООО «ЖГС»), которая специализируется на поставках инновационных текстильных материалов (используются в строительстве) под известным брендом «Серж Феррари» (Serge Ferrari, Франция). Мы представляли в России французского производителя — лидера в своей отрасли. Это был первый опыт работы на себя.

ЖГС до сих пор существует. Эту работу я не бросаю, но отношусь к ней теперь скорее как к хобби. Отец тоже участвует в развитии нашего бизнеса, который за 11 лет вырос из чисто торгового в производственный. Например, в структуре компании есть цех, где мы вместе с партнёрами делаем из рулонных материалов Serge Ferrari полотна (тенты), которые применяются при строительстве, например, зданий ангарного типа, спортивных сооружений. Напомню, что в Ростове-на-Дону из французского материала сделана кровля футбольного стадиона, построенного к чемпионату мира-2018.

Несмотря на московскую прописку, ЖГС активно работает на Юге. Так, в 2014 году в Астраханском кремле мы делали павильон для прибывших в город участников стран Каспийского союза. В 2019-м в «Сочи Парке» меняли покрытие на «Цирке-шапито».

— А как случилось, что, работая в Москве и занимаясь любимым делом, вы вдруг оказались в Крыму и занялись производством растительного масла?

— Это случилось не вдруг. Шесть лет назад моему однокласснику Михаилу Ведякину предложили заняться закупкой подсолнечника. Мы рискнули. Уехали из Москвы и начали заниматься новым для нас делом. Закупка подсолнечника велась на большой территории — от Липецка до Крыма. Это позволило нам наработать хорошую базу поставщиков. Затем открыли в Ставрополе фирму, для оптовой торговли и экспорта масложировой продукции. Её отправляли в более чем 20 стран: Китай, Израиль и другие. Весной 2014 года, когда Крым уже был в составе России, стали активно работать с местными поставщиками. В конце 2016 года мы с Михаилом ушли из трейдерства и решили заняться собственной переработкой подсолнечника. Видели в этом больше возможностей для развития. Наличие необходимых для создания производства площадей и отсутствие в Крыму крупных производителей растительного масла открывали для нас хорошие перспективы. В апреле 2017 года мы определились с площадкой, зарегистрировали в Красногвардейском районе ООО «Первый крымский маслозавод», приступили к строительству.

— На каком этапе находится сейчас реализация этого проекта?

— ПКМ — крупный инвестпроект, реализация которого проходит в несколько этапов. На начальном этапе был запущен маслопрессовый цех мощностью 30-35 тысяч тонн продукции в год. На втором — участок по выпуску рафинированного подсолнечного масла производительностью 40 тонн в сутки (почти 15 тысяч тонн в год). Уже закупили линию, сейчас готовимся к её монтажу. Линия будет включать полный цикл: от производства пластиковой тары до розлива, упаковки готовой продукции и установки бутылок в ящики. Мощность этой линии — две тысячи бутылок в час. И это только первая линия. В ближайших планах — приобретение полуавтоматической линия для розлива масла в пятилитровые ёмкости. Затем приобретём ещё одну линию, для более мелкой фасовки. В итоге на полуостров, в материковую Россию и экспорт мы будем поставлять качественный экологически чистый продукт под брендом «Крымский привоз» в различных по объёму бутылках ПЭТ, а также в мягкой упаковке. Вложенные средства надеемся окупить в течение четырёх лет.

Кроме того, создаём на базе маслозавода сопутствующие производства. Так, уже в этом году запустили цех брикетирования лузги. Мы не выбрасываем её, а превращаем в топливные брикеты. Это — биотопливо, которое весьма востребовано в негазифицированных районах Крыма, а таких на полуострове ещё много.

— В республике вы ещё управляете пищевым производственным парком «Крымское золото». В чём особенности этого проекта?

— Наш парк — территория для развития различных предприятий по производству и переработке сельхозпродукции. Первый крымский маслозавод — один из якорных резидентов пищевого парка. У него весьма выигрышное географическое положение: площадка расположена в 90 километрах от федеральной трассы «Таврида», представляет собой несколько земельных участков общей площадью более 30 гектаров.

Парк также создаётся в несколько этапов. Здесь, помимо ПКМ, разместится комплекс по лиофилизации (высушиванию) и упаковке различной сельхозпродукции (овощи, фрукты, ягоды, мясо и т.д. Компания «ЛИО-продукт» планирует запустить предприятие в 2021 году, инвестировать около 1,5 млрд рублей. — «Эксперт ЮГ»), комплекс по производству и переработке индейки, комбикормовый завод и так далее. По нашим оценкам, общий размер вложений в развитие парка составит 2,5-3 миллиарда рублей. У нас есть набор рекомендаций для потенциальных инвесторов: реализация каких проектов на территории парка может быть успешной. Сейчас рассматривается вопрос о выделении нам земельного участка для развития инвесторами собственной сырьевой базы.

Роль бизнеса и власти

— Кто является локомотивом развития малого и среднего бизнеса в России: государство, общество, сами предприниматели?

— С одной стороны, государство, которое определяет общие правила игры, которые любому уважающему себя бизнесмену выгоднее соблюдать, чем нарушать. Государство создаёт институты поддержки МСП, вводит различные стимулирующие инструменты (льготное кредитование, субсидии, гранты). С другой стороны, бизнес также играет важную роль в поступательном развитии экономики, отраслей, рынков. В конце концов, именно от предпринимателей зависит, насколько динамично будет развиваться та или иная индустрия, будет ли общество обеспечено в необходимом количестве отечественными товарами и продуктами. Общество лишь формирует спрос, выступает своего рода заказчиком, а потом оценивает, соответствует ли результат ожиданиям.

— Ощущаете ли вы поддержку со стороны государства? В чём конкретно она заключается?

— Считаю, что сейчас государство оказывает хорошую поддержку МСП. Например, в Крыму есть Центр кластерного развития, в котором предпринимателям помогают с разработкой торговой марки, дизайна продукции, с подготовкой бизнес-планов, оказывают юридические и консультационные услуги. Это — хороший инструмент. Он позволяет начинающим предприятиям обеспечить хороший старт за счёт государства. Например, мы работали с центром год и получили такую поддержку почти на миллион рублей. Думаю, в каждом регионе России должны быть такие подразделения.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№4 (441) 1 апреля 2020
КАК СОПРОТИВЛЯЕТСЯ БИЗНЕС
Содержание:
Реклама