Как создавался новый класс жилья в Ростове

Русский бизнес
Москва, 01.06.2020
«Эксперт Юг» №6 (443)
Основатель строительной компании «Кристина» Валерий Левченко был одним из первых создателей домов бизнес-класса на Дону. Причём он задумывал свою компанию как один из элементов сбережения исторического облика города

ИЗ АРХИВА КОМПАНИИ

По данным единого реестра застройщиков, «Кристина» сегодня возводит относительно небольшой объём жилья — чуть более 10 тысяч кв. м. Это 45 место в списке самых крупных застройщиков Дона. Тем не менее, компания имеет наивысший рейтинг (5 из 5 баллов) по показателю соблюдения декларируемого срока ввода жилья. Репутация застройщика нарабатывается годами. «Кристина» сразу задала высокую планку строительства, что особенно сложно было сделать в период анархии, царившей на строительном рынке во времена первоначального накопления капитала.

«В начале 90-х годов была острая нехватка жилья и материалов, — рассказывает Валерий Левченко. — Многие с ностальгией вспоминают те времена. С ностальгией, но не с радостью. Представьте, что наступил период творчества и инициативы, но в то же время вокруг повсюду волки и шакалы. Всем хотелось пощипать предпринимателя, отнять что-то. Тем не менее, стало возможным что-то предпринимать и думать своей головой. Мы решили предложить альтернативу типовым безликим квартирам и строить качественное жильё».

Первый объект «Кристины» был построен по договорам долевого участия в самом центре Ростова — в переулке Соборном, недалеко от Пушкинского бульвара и парка Горького. Сегодня это «золотой» участок города, где стоимость жилья одна из самых высоких. Дома «Кристины» — это высотки 10-12 этажей, которые расположены в историческом центре донской столицы. Их особенность — гармоничное сочетание с природным и городским ландшафтом, а также высокое качество строительных материалов.

«Во-первых, я сам неплохо рисую, а во-вторых, я люблю город, в котором живу, и его архитектуру, особенно район Нахичевани — старый купеческий Ростов. Поэтому я никогда не строю высоток под 25 этажей. В таких домах жить некомфортно. Жильё — это особый мир, который всё же должен создавать дружеско-семейные отношения», — говорит Валерий Левченко.

Это одна из причин того, почему строительная компания «Кристина» никогда не стремилась возглавить рейтинги по объёму строительства жилья в регионе и не осваивала огромные пространства спальных микрорайонов. При этом, несмотря на кризисы, «Кристина» всегда выполняла свои обязательства, не снижая требований к качеству.

«В хорошие “сытые” времена я не разбрасывался свободными деньгами — не покупал яхты, дорогие автомобили, дачи, — признаётся Левченко. — Все деньги я вкладывал в земельные участки под строительство, в подготовку проектной документации. В итоге я обеспечил свою компанию запасом земли на несколько лет вперёд».

Компания не ограничивала себя точечной застройкой. В 2004 году она впервые приступила к комплексному освоению участка на улице Суворова. В 2009-2015 годах компания строила первый микрорайон с собственной инфраструктурой «Голубые ели», который находился в районе старого ростовского аэропорта. Это был первый крупный проект «Кристины». Затем компания приступила к строительству микрорайона «Берёзовая роща» в Первомайском районе и возведению объектов бизнес- и премиум-класса в центре города.

Сегодня компания продолжает работать в этих сегментах. Её дома — образец качественной среднеэтажной застройки (4-10 этажей), которая удачно дополняет архитектурные ансамбли Ростова. Большое внимание уделяется как внешнему, так и внутреннему архитектурному облику возводимых зданий, качеству проводимых строительных работ, применяются индивидуальные планировки квартир и новейшие строительные материалы. Квартиры в домах «Кристины» всегда были на 5-10% дороже средней цены в домах сходного сегмента — «дешёвое качественным быть не может», говорит Валерий Левченко.

За три десятилетия «Кристина» построила и реконструировала свыше 50 объектов. Всего компания возвела более 200 тысяч кв. м жилья и коммерческой недвижимости. «Кристина» также реставрирует памятники архитектуры. В одном из них — бывшем доходном доме Андриаса Когбетлиева (постройка начала XX века) на площади Толстого — располагается офис компании.

«Дом, в котором расположен офис компании, был в полуразрушенном состоянии. Наверху находились старые коммуналки, а внизу было какое-то закрывшееся кафе. Мы выкупили здание, разобрали его и заново собрали по чертежам, воссоздав ту планировку, что была первоначально», — рассказывает Валерий Левченко. Выкуп старых домов или заброшенных предприятий с последующей застройкой — это ключевая особенность «Кристины»: с муниципальными землями, предполагающими освоение крупных участков и уплотнительную застройку в спальных районах, компания не работает.

Кстати, с реставрацией старинных зданий Ростова связана история знакомства и долговременного сотрудничества застройщика с Альфа-Банком. «Ещё в 90 годы я выкупил долги бывшей трикотажной фабрики перед одним банком, и в итоге мне перешло старинное здание в центре Ростова на проспекте Ворошиловском, 33 (бывший доходный дом купца Соломона Шендерова, построенный в конце XIX века). Очень хотел отреставрировать его и сделать там офис. Тогда же была и мода на размещение банков в особняках старинных зданий. Когда к нам в регион стал заходить Альфа-Банк, им приглянулся этот особняк, и мы ударили по рукам», — рассказывает Левченко. Впоследствии на протяжении почти 18 лет в этом здании располагался головной офис Альфа-Банка в Ростове-на-Дону. С той сделки сотрудничество с банком не прекратилось и продолжается по сей день.

Получив надёжного финансового партнёра, «Кристина» вышла на новый этап развития — строительство крупных жилых комплексов («Голубые ели», «Берёзовая роща»). Сегодня до 90% оборота «Фирмы „Кристина“»», проходит через Альфа-Банк. «Для меня это один из самых удобных и “человеческих” банков, — признаётся Валерий Левченко. — Ведь со многими крупными финансовыми структурами в последнее время стало сложно работать: звонишь туда, а тебе отвечает робот, который запрограммирован только на определённые команды и действия. А с “Альфой” у нас человеческие и тёплые взаимоотношения. Я прекрасно понимаю, что они работают в рамках определённых требований, но мы постоянно ищем и находим удобные для всех возможности сотрудничества. Поэтому мы и продолжаем работать с ними».

За тридцать лет работы «Кристине» удалось преодолеть не один кризис. В истории российского бизнеса тяжёлые периоды связаны с дефолтом 98 года, «кризисом ликвидности» 2008-го, а также кризисом 2014 года, связанным с обесцениванием национальной валюты. Это, по словам, Валерия Левченко, были «понятные» кризисы: «мы понимали, что пройдёт полгода, год, и всё наладится».

Квартиры в домах «Кристины» всегда раскупали ещё до завершения строительства, причём даже в ходе кризиса. Левченко объяснял это так: когда на рынке остаются те застройщики, у кого дома одного уровня, покупатель начинает перебирать, а когда начинается кризис, он начинает перебирать ещё сильнее. «Во время кризиса мы ничего специально не предпринимали, наши дома делаются по одним качественным стандартам. Когда спрос упал, мы давали отсрочку по оплате, делали скидку в 10 процентов на объекты, которые были близки к окончанию строительства. Работали с Альфа-Банком, выдававшим ипотеку. Любой договор с отсрочкой на один день — это договор доверия. Мы же давали отсрочку на один год. Это позволило пережить кризис», — говорит Левченко.

Сейчас, в период самоизоляции, у людей постепенно меняются ценности — каждый старается заботиться о комфорте своего проживания, быть «локальным в общении». Соответственно, предъявляются и новые требования к жилью, считает Левченко.

«Я вижу, что люди привыкают оставаться дома. Более активные продолжат двигаться и работать, но определённая часть — это процентов 20 активного населения — уже не выйдет из этого состояния, им нужен будет свой уголок для жизни. Когда закончится эпидемия, люди начнут работать с удвоенной энергией, и жильё будут приобретать», — считает Левченко.

По его мнению, современные дома не должны нарушать историческую часть города. Поэтому постепенно вектор многоэтажного строительства будет смещаться в сторону пригорода и городских окраин. В центре уже не осталось свободных пятен, а крупные застройщики предпочитают осваивать обширные участки. Особенно сейчас всем интересна судьба старого ростовского аэропорта — этот перспективный участок может стать главной точкой строительного роста на долгие годы вперед.

Компания «Кристина» же сегодня достраивает три крупных объекта — это дома на границе исторического центра — на 17-й, 18-й линиях и улице Целиноградской. Также «Кристина» приступает к освоению нового участка — застройке территории бывшего литейного завода на 16-й линии. Как водится, компания не изменяет своему принципу и застраивает заброшенные участки, превращая их в обжитые и комфортные пространства.

«Я всегда исхожу из принципа, чтобы здание, которое вы строите, не мешало никому, не возвышалось бы над деревьями или другими домами, а сливалось бы с ними, создавая архитектурный ансамбль», — говорит Левченко. В этом и есть суть подхода «Кристины», которого компания придерживается уже три десятка лет.

«Мы, Альфа-Банк, по сути, те же „строители“, только строители долгосрочных партнёрских финансовых взаимоотношений, — добавляет руководитель дирекции среднего бизнеса ростовского филиала Альфа-Банка Андрей Костин. — Подобно компании “Кристина”, Альфа-Банк, кирпичик за кирпичиком, выкладывает фундамент финансового благополучия компании, банка и своих партнеров. Ведь от качества, скорости и своевременности предоставляемых услуг зависит в том числе и успех наших клиентов. Сегодня мы просто дали вам грамотную консультацию или деловой совет, а завтра разделили вместе с вами риски в реализуемом проекте. Мы за долгосрочные отношения, а не за сиюминутную выгоду. Чтобы доказать это делом, в прошлом году мы запустили премию “Бизнес-класса А” для клиентов малого и среднего бизнеса. Это знак качества, который присваивается лучшим клиентам с эффективным, динамично растущим, конкурентоспособным бизнесом. Компания “Кристина” полностью соответствует всем этим требованиям».

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№6 (443) 1 июня 2020
НАДЕЖДА НА ЭКСПОРТ
Содержание:
Тема недели
Реклама