«Независимых театров, я уверен, мы недосчитаемся»

Наталья Кажан
1 июня 2020, 00:00
  Юг

Краснодарский «Один театр» в ситуации полной остановки делает три новых постановки через Zoom и запустил инстаграм-сериал ко дню рождения Пушкина. Актёр, режиссер и сооснователь театра Алексей Мосолов — о непростом выживании творческого коллектива в период самоизоляции

АНАСТАСИЯ ЧАЛАЯ
Алексей Мосолов рассказывает, что репетиции «Одного театра» сейчас проходят в онлайне

Театры оказались одной из наиболее пострадавших сфер в период пандемии. В марте 2020 года, согласно приказу профильного министерства, закрылись все учреждения культуры. В краснодарских театрах спектакли были отменены изначально до 1 мая, однако в дальнейшем период карантина был продлён. «Один театр» — первый независимый театр в Краснодаре — также не избежал этой участи и с 26 марта вынужден был приостановить свою деятельность.

Основанный как экспериментальная площадка в 2012 году артистами Краснодарского театра драмы Арсением Фогелевым, Виталием Борисовым и Алексеем Мосоловым, за почти восемь лет своей жизни «Один театр» нашёл своего зрителя и снискал верную любовь публики. В настоящее время он входит в тройку крупнейших независимых театров России. По данным за 2019 год, спектакли «Одного театра» посещали 2500 — 3000 зрителей в месяц. В интервью «Эксперту ЮГ» Алексей Мосолов рассказал о тонкостях взаимодействия со зрителем в условиях самоизоляции, новых тенденциях развития, а также о том, как изменится театральная жизнь после отмены карантина.

— Как введение карантина в Краснодарском крае повлияло на «Один театр»? Что вообще сейчас происходит с театральной жизнью?

— Мы видим, что вирус разрушает не только биологические организмы, но и творческие организации. Карманы у театров пусты. Причём, насколько мне известно, не только у частных. Разница лишь в том, что государственные театры подключены к аппаратам поддержания жизнедеятельности средствами муниципальных и краевых бюджетов. А частные театры борются с вирусом собственным иммунитетом, и в основном — народными средствами.

На Юге, как и во всей стране, все залы оказались пустыми. Театра просто временно не стало. Появляются трансляции записей спектаклей в интернете и на телевидении, а живого театра сегодня нет. Деятельность «Одного театра» тоже практически остановилась. Ведутся онлайн-репетиции, разрабатываются новые проекты, идёт индивидуальная работа артистов над собой, а живой обмен энергиями между людьми практически остановился.

Самым сложным было и остаётся найти новый способ взаимодействия с аудиторией, перестроиться с живого художественного диалога на общение через экраны гаджетов и мониторы. У нас на глазах обнажается неумение прекрасных театральных артистов оставаться таковыми в роликах, которыми пестрят социальные сети. Мы видим, насколько выигрышнее выглядят киноартисты, потому что у них подобного опыта больше.

Другая сложность — это финансовые вопросы. Мы ожидали проблем, связанных с арендой, выплатой налогов и кредита, который имеем после переезда (в октябре 2019 года «Один театр» сменил адрес и переехал в другое здание. — «Эксперт ЮГ»). Но тут встретились с пониманием и адекватной реакцией арендодателей и банка. Это позволило немного выдохнуть. Впереди — выход из карантина, и, если нам позволят плавно войти в выплаты договорных обязательств, всё будет хорошо. Если в первый же месяц выставят полную стоимость аренды, например, то даже не знаю, что будем делать.

— От коммерческой составляющей в театре никуда не уйти. Каким образом вы перестроили бизнес-процессы, чтобы выжить в этот трудный период? Какие меры предприняли?

— Театр и до карантина можно было отнести к бизнесу с большой натяжкой, а во время карантина называть его бизнесом — вообще глумление. Театр — это живой контакт между людьми. Сейчас все ушли в интернет. Спектакли — из любой точки планеты — доступны в сети. Был ли «Один театр» готов к таким переменам? Скорее нет. Записей спектаклей в хорошем качестве практически нет, для нас это всегда было роскошью. Мы их делали, но больше для технических нужд, или это были съёмки с одного плана для фестивалей.

Социальные сети — пожалуй, самый готовый к переменам инструмент. Читатели, подписчики и активность у нас есть. Изредка транслируем записи тех немногих спектаклей, которые у нас есть в приемлемом качестве. Зрители за это делают благотворительные взносы. Школу актёрского мастерства, которая открылась за месяц до закрытия на карантин, перевели в онлайн — это одна группа в 15 человек. Вот, пожалуй, и все наши «бизнес-процессы», которых элементарно не хватает, чтобы содержать сотрудников на МРОТе, не говоря уже об оплате задолженностей театра. По всем своим основным финансовым обязательствам мы получили каникулы и отсрочки. Сократили расходы на обустройство, хознужды, рекламу и прочее. В финансовом отношении — «сушимся» по максимуму.

— Получаете ли вы какие-либо меры господдержки?

— У нас две формы юридической организации: ИП и АТД — ассоциация театральных деятелей. Билеты продаём как ИП — так проще с отчётностью и налогами, а сотрудники оформлены на АТД. Так вот, ассоциация театральных деятелей не подходит под определение малого и среднего бизнеса, и помощь от государства на выплату зарплат по МРОТ нам не светит. Хотя в перечне первоочередных пострадавших от влияния коронавируса мы есть. Сейчас ищем, в какую дверь постучаться, чтобы обратить на себя внимание чиновников, прописывающих законодательно меры поддержки на этот период. Некоммерческие организации пока обходят стороной, но мы надеемся, что ситуация изменится.

— Планируете ли вы развивать новые направления деятельности?

— Сейчас осваиваем технологии трансляции спектаклей через интернет, стриминговые платформы, сервисы для организации приёма платежей. Параллельно работаем над тремя постановками, которые создаются в режиме самоизоляции через Zoom. Первый спектакль создаётся на базе «Одного театра», в нём участвуют актеры из других городов. Другой — полностью в жанре «Вербатим», в нём задействованы только краснодарские актеры. Третий проект репетируется дистанционно, но будет носить характер живого спектакля. Все проекты мы продумываем таким образом, чтобы потом их можно было адаптировать к сцене. Это исследование способности театра и артиста отражать сегодняшнюю действительность в новых условиях жизни.

Кроме того, был запущен инстаграм-сериал @pushkin_20.20. Это проект Арсения Фогелева ко дню рождения поэта. Письма, которые написал Пушкин своим близким, находясь в Болдино в период карантина, очень интересны по своему содержанию. В наше время они вновь зазвучали актуально. За месяц до введения карантина мы открыли студию театрального искусства, сейчас перешли на дистанционное обучение. Уже сегодня наши ученики готовятся к участию в дистанционном фестивале-конкурсе чтецов.

— Как изменится жизнь театров после отмены карантина?

— Финансирование культуры, скорее всего, сократится. Зарплаты уменьшатся, но талантливых художественных высказываний станет больше. Театры возьмут на вооружение накопленный опыт и станут выделять больше бюджета на качественную съёмку спектаклей, пополнят ряды менеджеров специалистами по ведению театральной деятельности в виртуальном поле.

Театры по своим инструментам продаж, наверное, откатятся на несколько лет назад. Электронные платформы, которые продавали театральные билеты дистанционно, понесли большие убытки, и понадобится время, чтобы они восстановились и перестроились под новые реалии. Та компания, которая продавала наши билеты, оказалась на грани разорения, значительно сократила штат и сегодня распродаёт акции, чтобы остаться на плаву. Как и многие другие крупные компании, она меняет свои ориентиры заработка и формирует защитные бизнес-механизмы на случаи подобных вспышек или рецессии. Гиганты рынка, как водится, растут ещё больше, и, пользуясь случаем, пожирают ослабевших конкурентов. Это законы рынка, но на театральный творческий процесс они сильного влияния не окажут. Театр переживал и периоды голода, и эпидемии, менял свои формы и характер, но неизменно продолжал отражать современность и закалялся, совершенствуя выразительные средства.

Заметна стала такая тенденция: мастера ушли в тень, а на поверхность «информационного эфира» вышли те, кто успел набрать популярность и закрепиться в интернет-ресурсах. Мы, к примеру, на днях устроили онлайн-встречу с великолепным мастером вокальной школы. К ней на живые занятия люди ещё за месяц в очередь выстраиваются. Но в этой онлайн-встрече что-то пошло не так: не было такого отклика, как мы ожидали. А дело в том, что великолепный мастер, обладательница множества наград, оказалась не готовой передавать свой опыт стоящему перед ней ноутбуку. Машина не передаёт живые ощущения, вот и всё. Контакт не случился. В то же время какая-нибудь молоденькая девушка-блогер сможет вызвать резонанс по ту сторону дисплея, в общем-то, не обладая никакими специальными познаниями. Кто победит в будущем? Каждый будет двигаться своим путём: мастер — готовить специалистов, а блогер — зарабатывать деньги.

Государственные театры вряд ли ожидают значительные перемены. Зарплаты чуть упадут, постановочные бюджеты ужмутся. Но независимых театров, я уверен, мы недосчитаемся.

А сейчас — время большой передышки, сна, обретения новой силы.