Курорты захлёбываются и просят продлить сезон

Русский бизнес
Москва, 01.07.2020
«Эксперт Юг» №7 (444)
Несмотря на самоизоляцию и позднее начало курортного сезона, туристическая отрасль устояла и сегодня столкнулась с ажиотажным спросом. Сезон будет спасён полностью, если до сентября не откроют границы, а сам он продлится до ноября

Республика Крым и Краснодарский край, являющиеся основными курортными регионами на юге России, из-за пандемии коронавируса в этом году вводили ограничения в туристической сфере: средства размещения приостанавливали приём гостей из других регионов. Ограничения постепенно начали снимать с июня. Вслед за этим сразу же потянулись и туристы.

Президент ассоциации отельеров и рестораторов города Сочи Анна Нетягина отметила, что ситуация начинает выравниваться после отмены справок об отсутствии коронавируса для отдыхающих в санаториях. Основатель туристической компании «Розовый слон» Алексан Мкртчян добавляет, что отрасль рассчитывает на продление туристического сезона вплоть до ноября, что позволит частично покрыть дополнительные расходы и компенсировать недополученную в весенний период прибыль.

Руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова уверена, что курортный сезон 2020 года в России продлится до глубокой осени.

По словам г-жи Догузовой, с 1 июля 70 регионов РФ принимают туристов с соблюдением всех необходимых правил безопасности. Авиакомпания «Россия» совместно с туроператором «Библио-глобус» осуществляют перелёты в рамках новой полётной программы по стране: в Сочи, Калининград, из Москвы и Екатеринбурга.

Запущен целый ряд пакетных туров по новым направлениям, а также дополнительные авиарейсы на популярные курорты, говорит Зарина Догузова. В настоящее время вместе с Минтрансом, регионами и туроператорами продолжается работа над новыми программами. Традиционные летние направления на Юг поддержаны запуском новых чартерных и регулярных перевозок: этим летом впервые в Крым и Краснодарский край можно будет улететь почти из всех крупных городов страны.

Председатель Ассоциации малых оте-лей Крыма Наталья Стамбульникова в интервью радио «Спутник в Крыму» заявила, что полуостров в этом году посещают нетипичные туристы. Например, это туристы-суточники из южных регионов России — то есть те, у кого получилось вырваться на день-два и съездить в места, расположенные поблизости.

В Ростуризме подчёркивают, что сезон запущен при условии соблюдения всех норм, разработанных совместно с Роспотребнадзором. Безопасный и постепенный запуск туристического сезона, пусть и с опозданием почти на два месяца, может способствовать тому, что отрасль выйдет из кризиса уже к весне 2021 года, считают в ведомстве. В этом заинтересованы как сами туристы, так и несколько миллионов работников индустрии гостеприимства.

Отельеры подсчитывают убытки

В Краснодарском крае с 21 июня возобновили работу все курорты, отели и гостиницы, независимо от количества мест. Туристы из России смогут перемещаться по региону без ограничений. Однако не все отельеры успели вовремя подготовиться к открытию после отмены ограничений. Основная борьба за туриста разворачивается только в июле. По словам председателя совета директоров ГК Undersun, которая управляет отелями на Кубани, Евгения Бромберга, в целом отрасль преодолела кризис, хотя выручка отелей и сократится по итогам года на 40–50%.

«Самый большой вызов заключался в том, что об открытии гостиниц объявили не заблаговременно, многие из них не успели подготовиться, чтобы учесть все необходимые требования Роспотребнадзора, — говорит г-н Бромберг. — Со стороны гостей тоже есть проблемы. Когда в мае-июне начали смягчать режим карантина, предприятия стали отменять отпуска — их сотрудникам пришлось выйти на работу. В некоторых регионах до сих пор действуют ограничения, ещё не полностью возобновилось авиа- и железнодорожное сообщение». Впрочем, сейчас ситуация постепенно входит в привычную колею.

По данным некоторых игроков рынка, в июне среднемесячный показатель по загрузке составлял 30%. В июле они планируют выйти на загрузку в 50 %. «Мы тоже рассчитываем на такие же показатели, — утверждает Евгений Бромберг. — Хотя ряд объектов загружаются достаточно бодро, так что можем выйти и на 70 процентов. Традиционно в этот месяц среднемесячная загрузка составляет 90 процентов». При этом в целом ситуацию в отрасли нельзя считать критической, уверяет г-н Бромберг. У тех, кто обеспечивает среднерыночную рентабельность на уровне 30%, убытков быть не должно. В Undersun прогнозируют по своим объектам прибыль на уровне 30–50% от прошлого года. Выручка тоже сократится, в зависимости от бизнеса, на 40–50%.

«Эти три месяца были непростыми: быстрая и полная остановка сразу нескольких отелей, работа с недовольством гостей и с возвратами, — говорит Смбат Симонян, директор и владелец Grace Group Hotels. — Денежный и туристический потоки остановились буквально в один день, это, конечно же, повлекло за собой немалые убытки. Не говоря уже о недополученной прибыли». Обычно активная загрузка прибрежных отелей начинается с середины апреля и не опускается ниже 90% до конца сезона. Помимо финансовой нагрузки, была и психологическая — та неопределённость по ситуации с карантином, которую устроила власть. Было очень сложно спланировать повторный запуск отелей, который произошёл одномоментно, как и закрытие. «Исходя из того, что границы на данный момент закрыты, рассчитываем на повторение 2016 года, когда Турция и Египет были закрыты, и спрос на Сочи резко подскочил: ситуация очень похожа», — поясняет отельер.

По итогам июня доход группы Grace снизился более чем на 50% по сравнению с прошлым годом. В целом об изменениях можно будет судить по окончанию сезона.

Ожидания и цены

По данным Ассоциации туроператоров юга России, в начале июля бронирование дорогих отелей составляет 80% в июле и 95% в августе. Стоимость недельного отдыха на двоих с ребёнком в этом сегменте начинается с 450 тысяч рублей. Однако востребованным является и бюджетный отдых в гостиницах и пансионатах, а также апартаментах и съёмных квартирах. Повышенный интерес обусловлен всё теми же причинами — недоступностью (пока) курортов зарубежья.

По данным сервиса Tvil.ru, владельцы недвижимости у моря в Крыму в июле повсеместно увеличивают стоимость проживания. Так, средняя цена суток с питанием в бюджетном секторе в Севастополе для семьи с одним ребёнком составит примерно 6 тысяч рублей (на тысячу больше прошлогодних показателей). Аналогичный отдых в Большой Ялте обойдётся уже в 8 тысяч рублей (разница с 2019 годом — 1,5 тысячи). Пока не уляжется ажиотажный спрос, говорить о снижении цен не приходится. Также на цены влияют противоэпидемические требования Роспотребнадзора для мест размещения, для исполнения которых требуются дополнительные расходы.

По прогнозу Ассоциации отельеров Крыма, с июля по октябрь полуостров посетят порядка 4 млн туристов. По данным аналитиков OneTwoTrip, приехать на полуостров намерены 26,5% опрошенных жителей РФ из числа тех, кто собирается отдыхать этим летом.

«Границы закрыты, полётов нет, — сетует Анжела Горячева, исполнительный директор турагентства “СанФлайт”. — Всё переносится на сентябрь или на следующий год. Сейчас наблюдается всплеск интереса к внутреннему туризму. Пытаясь что-то забронировать напрямую, люди сталкиваются с “атомными” ценами». По словам игроков рынка, цены на проживание выросли минимум на 40% по всем направлениям кубанских курортов. Бывает, кто-то делает акционные предложения. Но это приводит к очередям на заселение, как в частности, было в Сочи.

По словам Смбата Симоняна, сейчас руководство Grace «активно работает с ценами» — меняет их в зависимости от спроса. Разница за один и тот же номер на определённую дату может доходить до 6 тысяч рублей в течение 1–2 недель. С момента открытия после карантина средняя цена за номер снизилась на 1200 рублей.

Однако, по словам гендиректора санатория «Знание» Дмитрия Богданова, большая часть гостиничного рынка на побережье Краснодарского края всё же со временем приняла решение оставить цены прошлого года. Власти Кубани ожидают, что курорты на побережье за два летних месяца посетят 7 млн туристов. Спрос уже выше, чем годом ранее — но рекорд 2019 года в 17 млн туристов повторить не получится. Всего за курортный сезон на Кубани ожидают до 12 млн туристов.

Выводы самоизоляции

По мнению Евгения Бромберга, для отрасли важно извлечь из кризиса ряд уроков, связанных с законодательным регулированием и объединением основных игроков в мощное сообщество, способное отстаивать свои интересы на государственном уровне.

«В критической ситуации выяснилось, что достучаться до местных властей сложно, — говорит г-н Бромберг. — Мы закидывали их предложениями, большинство из которых были исполнены. Но, мне кажется, скорее не благодаря, а вопреки. Региональная власть оказалась, на мой взгляд, не готова к диалогу с бизнесом. Федеральная власть оперативней реагировала и подталкивала к более динамичным действиям»

Игроки рынка предлагали депонирование средств предоплаты, говорили о субсидиях, отсрочках по налогам. «Я высказывал предложения о том, что нужно либо расширять закон о туризме, либо выходить на другие законодательные инициативы. Многие аспекты оказались вне правового регулирования, что не даёт возможности более интенсивно управлять подобной ситуацией», — утверждает Евгений Бромберг.

По его словам, сейчас законодательно не прописано, как вести себя отельерам в состоянии форс-мажора, которое де-юре не было таковым признано властями. «Изучая международный опыт, мы видим, что в некоторых странах этот вопрос проработан лучше. В этой ситуации стороны не освобождаются от выполнения обязательств и от возврата средств. Необходимо законодательно закрепить возможность депонировать средства, переносить предоставление услуг по согласованию с гостем», — считает отельер.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№7 (444) 1 июля 2020
СОЗИДАТЕЛИ НОВЫЙ ОБРАЗ ЭЛИТЫ
Содержание:
Реклама