Как пломбир из Крыма покорил Россию и Китай

Андрей Бакеев
1 января 2021, 00:00
  Юг № 1

Компания «Доброе» — пример интересного производственного стартапа. За три года пустырь на окраине одноимённого крымского села превратился в крупнейшего на полуострове производителя мороженого

ИЗ АРХИВА КОМПАНИИ
Гендиректор ООО «Доброе» Александр Походенко считает, что инвестировать в развитие и расширять ассортимент их заставляет растущая на рынке Крыма конкуренция

ООО «Доброе», которое выпускает около 100 наименований холодного лакомства, — одно из динамично развивающихся малых предприятий Крыма. По данным ИАС Seldon.Basis, за несколько лет выручка компании выросла в 430 раз: с почти 600 тысяч рублей в 2016 году до 264,2 млн в 2019-м. В непростом 2020 году, по оценкам гендиректора компании Александра Походенко, рост составил не менее 20%, несмотря на пандемию.

«В апреле во время карантина мы готовились к тому, что будем выпускать минимум продукции, только для крымчан, — рассказывает г-н Походенко. — О росте тогда не думали. Важно было не упасть, сохранить предыдущие объёмы. Но позже поняли: когда границы между регионами откроют, люди поедут в Крым. Вдобавок закрылись многие заграничные направления. Стали делать мороженое на склад. Инвестиции за прежние годы позволили нам создать современную складскую инфраструктуру. И с 1 июля стали активно продавать мороженое через наших партнёров во всех районах полуострова. Туристов приехало немало. Продажи были хорошие».

Пандемия не помешала собственнику компании («предпринимателю с крымскими корнями, у которого очень много различных бизнесов, и не только в России») продолжать здесь инвестпрограмму. Вложили 100 млн рублей. Они пошли на модернизацию участка созревания продукции, закупку морозильных ларей для работающих с фабрикой предпринимателей, расширение автопарка, закупку сырья и материалов. Всего же в строительство, запуск и развитие предприятия инвестор вложил уже 800 млн рублей, окупить которые планирует к 2027 году.

«Сейчас здесь три производственных цеха и холодильники мощностью более 11 тысяч кубометров. В феврале начнём загружать склад — это позволит нам своевременно обеспечивать потребителей. Обычно спрос на мороженое резко возрастает в майские праздники и остаётся высоким до середины октября», — объясняет Александр Походенко.

От «сарайчика в поле» до складов в Китае

«Здесь когда-то был цех, который выпускал мороженое. Но в последние годы до нашего прихода предприятие не работало. На его территории не было оборудования, техники. Ничего. Вместо асфальта — трава по пояс, вместо здания — сарайчик в поле, — вспоминает топ-менеджер фабрики “Доброе”. — Этот участок мы приобрели в феврале 2016 года, хотя сам проект задумали ещё в 2014-м. Много времени заняла у нас подготовка необходимых документов. Были сложности: Крым как раз совершал переход из одного правового поля в другое. Так вот, в феврале 2016-го уладили все юридические нюансы, в марте — зарегистрировали предприятие. В апреле — вышли на стройплощадку, а в марте 2017-го получили первый продукт. Сегодня фабрика делает в сутки 18,2 тонны мороженого, это примерно три фуры. Конечно, по объёмам мы существенно уступаем крупным российским производителям. Но, с другой стороны, “Доброе” пока и не работает на полную мощность — 3600 тонн продукции в год. На неё планируем выйти в 2024 году».

По оценкам зампредседателя совета министров Республики Крым — министра финансов региона Ирины Кивико, предприятие обеспечивает до 20% крымского рынка мороженого, общие объёмы которого варьируются от 7 тысяч тонн до 10 тысяч тонн в год, и является на полуострове самым крупным и динамично развивающимся предприятием в своём сегменте. «В будущем доля компании на рынке Крыма дойдёт до 30-35 процентов», — уверена вице-премьер.

По словам Александра Походенко, с выходом на проектную мощность они могут занять до 50% местного рынка. «Мы постепенно работаем над увеличением объёмов производства, завоёвываем рынок. Сейчас фабрика делает примерно 60 процентов от проектной мощности и в домашнем регионе уступает только кубанской “Коровке из Кореновки”», — говорит гендиректор «Доброго».

Кроме Крыма, своё мороженое фабрика продаёт в Подмосковье, Ростовской и Смоленской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, Дагестане, а также отправляет небольшие партии продукции в Китай. «Мороженое “Доброе” прошло через множество этапов контроля, включая ветеринарный, и теперь продаётся на китайском рынке. Первая партия отправилась в Поднебесную в августе 2019 года. Идут переговоры о новых поставках. В планах у руководства фабрики поставлять в Китай до 500 тонн мороженого в год», — отмечает Ирина Кивико.

Трудности холодного экспорта

Поставки в КНР — не первая попытка крымской фабрики выйти на зарубежные рынки. Уже в начале реализации старте проекта руководство «Доброго» понимало, что рынок Крыма имеет ярко выраженную сезонность. Чтобы сгладить сезонные колебания, здесь стали решать такую задачу, как расширение географии продаж. «С одной стороны, мы стали продавать мороженое на юге России, дошли до Дагестана, — рассказывает гендиректор фабрики. — С другой стороны, рассматривали экспортные направления. Так, например, наши дагестанские партнёры открыли для нас рынок Азербайджана и Ирана. К сожалению, развивать экспорт в этих странах помешали санкции. В Азербайджане туристы с Украины увидели наш пломбир, на котором указано “Крым. Россия” и пожаловались в консульство. Далее МИД Украины попросил, чтобы нашей продукции не было нигде на прилавках в Азербайджане. Поскольку путь в Иран мы собирались прокладывать именно через азербайджанский рынок, то эта дверь для нас попросту закрылась. Но мы уже настроились экспортировать в любом случае».

Как считают в ООО «Доброе», у работы на рынке КНР есть свои сложности и особенности. Первая — длительные сроки поставки продукции, которые могут занимать до 72 суток (вместо обозначенных в контракте 45). Вторая «особенность» — ограничения из-за пандемии. «После второй волны коронавируса в целом ряде провинций Китая действует запрет на торговлю импортными продуктами питания, — говорит Александр Походенко. — У нас склады в шести провинциях. В двух из них мы можем хранить наше мороженое, транспортировать по территории, а продавать при этом не можем, что, конечно, плохо влияет на сбыт».

Наконец, третья особенность работы на азиатских рынках, по словам г-на Походенко, заключается в специфике потребления десертов, в том числе и холодных. «В Азии очень любят всяких милых зверушек-маскотов. Практически у каждой уважающей себя компании, так или иначе, будет на товаре изображение чего-то подобного. Понимая это, мы, специально для Китая, разработали аналогичную упаковку. Учитывали не только визуальные, но и вкусовые предпочтения китайцев. Например, они очень любят орехи (фундук, арахис), экзотические фрукты, а в последнее время стали проявлять интерес к лесным ягодам. Конечно же, учитываем это, формируя партии для отправки в Поднебесную».

В условиях растущей конкуренции

В беседе с «Экспертом ЮГ» гендиректор ООО «Доброе» признался, что серьёзным мотиватором для них является конкуренция, которая на крымском рынке с годами усиливается: и местным, и иногородним производителям здесь тесно. «Семь, даже десять тысяч тонн мороженого в год, составляющие ёмкость крымского рынка, это, на самом деле, небольшой объём. Несмотря на это, за доли на этом рынке бьются несколько небольших местных фабрик и ряд крупных иногородних — “с материка”, — говорит Александр Походенко. — Конкуренция становится жёстче. Не знаю, как наших коллег из других предприятий, а нас это бодрит, заставляет быть лучше. Так, планируем в 2021 году запустить производство вафельного стаканчика, в котором выпускаем наш основной продукт — пломбир. Такой стаканчик мы везём сейчас из Нижегородской области, что для нас дорого. После запуска нового цеха себестоимость стаканчика снизится в два с половиной раза. Будем развивать и другие сопутствующие производства, если увидим в этом экономическую целесообразность».

По словам Походенко, до 2024 года они «намерены инвестировать в развитие порядка 100 миллионов рублей в год. Это расходы на производственную инфраструктуру, диверсификацию, автопарк, расширение партнерской сети. Только так можно выиграть в жёсткой конкурентной борьбе», — уверен топ-менеджер.

«Мы намерены инвестировать в развитие порядка 100 миллионов рублей в год. Только так можно выиграть в жёсткой конкурентной борьбе»

По данным Корпорации развития Республики Крым (КРРК), сегодня на полуострове мороженое выпускают сразу три фабрики. Помимо «Доброго», это ООО «Крымские традиции» (работает с 1992 года; ТМ «Сакское мороженое») и ООО «Элит-Крым» (запущено в 2016 году; бренд «Крымское мороженое»). Оба, согласно данным из Seldon.Basis, отстают от «Доброго» и по выручке, и по объёмам инвестирования. Кроме того, интерес к Крыму проявляют и производители из других регионов РФ. Так, несколько лет назад компания «Славица» (входит в десятку ведущих российских игроков на рынке мороженого, предприятия — в Красноярске и Набережных Челнах) заявляла о намерении до 2020 года вложить 500 млн рублей в запуск на полуострове фабрики на 10 тысяч тонн пломбира в год. Появление столь мощного завода привело бы к переделу крымского рынка мороженого. В КРРК «Эксперту ЮГ» сообщили, что в прошлом году «Славица» от планов отказалась. Однако нет гарантии, что другой крупный мороженщик не придёт в Крым с аналогичным проектом.

Впрочем, Александра Походенко такая перспектива не пугает: «У нас масса преимуществ перед конкурентами. Мы создали одно из самых современных производств в России. Используем только свежее молоко крымских ферм и натуральное сливочное масло, без растительных добавок. Мы более чем строго контролируем качество на всех этапах. Кстати, при приготовлении мороженого используем более 100 позиций. Лаборатория проверяет всё: молоко, масло, сахар, стаканчики, наполнители, упаковку. Но главное, мы проверяем качество готового продукта: его форму, цвет, запах и так далее, несмотря на строгий контроль сырья и всех этапов. На производстве работают люди. Вдруг кто-то отошёл от рецептуры, например, положил больше, чем надо, сгущёнки или сахара. Если что-то не так в образце, с линии снимается вся партия. У работников лаборатории в этом смысле исключительные полномочия. Они могут остановить производство, если им что-то не нравится, и заставить или переделывать, или исправлять. А на линии стоит свой план, поэтому если остановка идёт по вине работников, то они лишаются премии из-за простоя. Так что в высоком качестве у нас заинтересованы буквально все. В итоге получаем натуральный вкусный продукт, за который не стыдно и который пользуется спросом. О том, что стратегия и тактика у нас верные, говорят факты подделки нашей продукции. У нас два бренда: “Доброе” и “Легенды Крыма”. Так вот, недавно “с материка” завезли новинку — “Добрые легенды”. Это нас и насмешило, и заставило задуматься о дополнительных мерах защиты своей продукции. Кроме того, в этом году реализуем проект по цифровизации, чтобы снизить влияние человеческого фактора на производство и хранение мороженого. Мы постоянно в развитии. За нами сложно угнаться».

Россия Китай новости: Китайская торговая война на рыбном фронте