Здоровье в складчину: почему популяризация ЗОЖ требует партнёрства

Реализация амбициозных задач в сфере общественного здоровья должна основываться на тесном сотрудничестве государства, медицинского сообщества, бизнеса и самого населения — это главный вывод круглого стола «Спрос на качество жизни: потенциал партнёрства», который был организован «Экспертом ЮГ»

ФОТО «ЭКСПЕРТ-ЮГ»
Рост спроса на ЗОЖ сегодня особенно остро ощущают в медицинском сообществе

Люди, которые принимают БАДы, посещают фитнес-центры, являются клиентами эко-магазинов, ищут информацию по теме ЗОЖ, сегодня обладают всеми признаками людей, заботящихся о своём здоровье. Однако все эти действия на практике могут приводить к ухудшению здоровья — если они не опираются на данные медицинских анализов и консультаций. Это лишь самое наглядное обоснование того, почему сфере общественного здоровья необходимо выстраивать партнёрства между её участниками.

Грамотно преподносить диагностические услуги населению

Ключевым в рамках круглого стола стал вопрос о том, как вовлечь людей разных поколений в заботу о своем здоровье, как повысить их мотивацию к здоровому образу жизни. По мнению заместителя главного врача по организационно-методической работе Областного консультативно-диагностического центра (ОКДЦ) Елены Пахариной, необходимо сконцентрировать внимание прежде всего на тех людях, которые заинтересованы в качестве своей жизни и здоровья: «Их надо научить жить так, чтобы не нажить болезней, или научить жить со своей хронической болезнью, чтобы жить качественно. Надо дать возможность таким людям обследоваться и выявлять на ранних стадиях заболевания факторы риска. В рамках этого направления ОКДЦ проводит акции, приглашая пациентов с определённым профилем заболевания в день, когда они могут без полиса и бесплатно получить консультацию у доктора. Это пример того, как здравоохранение может повлиять на качество жизни и ориентацию на здоровый образ жизни».

«Людей, заинтересованных в своём здоровье, становится больше. Однако в официальной статистике здравоохранения мы меньше видим эту тенденцию, поскольку те, кто может позволить себе медосмотры, чаще всего делают их в негосударственном сегменте здравоохранения, — поделился своим мнением Роман Поликарпов, заместитель главного врача по профилактике детской городской больницы №1, председатель общественной организации “Молодые медики Дона”. — Государственным программам в сфере здравоохранения требуется грамотная маркетинговая подача, своеобразная переупаковка своих услуг. Кроме того, люди будут реагировать не просто на какую-то общую диспансеризацию, а на опции, связанные с конкретными направлениями. Женщин, мужчин, людей пожилого возраста интересуют разные аспекты своего здоровья, поэтому необходим точечный подход».

Ирина Сенковенко, генеральный директор МЦ «Здоровье нации», считает, что основным барьером на пути вовлечения людей в диспансеризацию является страх: «Очень часто люди боятся идти на обследование, и это касается даже врачей. Это психология, с которой мы боремся, пытаясь донести информацию о важности регулярных обследований. Нужно сделать так, чтобы общество не боялось проходить диагностические обследования, ведь выявление болезни на ранних её стадиях намного облегчает лечение, а порой и спасает жизнь человека».

Привлекать работодателей к диспансеризации

Один из выходов — вовлечение крупного и среднего бизнеса в организацию диспансеризации сотрудников.

«В плане обследования граждан требуется более широкий формат сотрудничества с общественными организациями, с предприятиями, с учебными заведениями. Для более широкого охвата необходимо активнее привлекать работодателей», — отметил Юрий Шевцов, заведующий центром «Здоровье» городской поликлиники №10.

Опытом сотрудничества с работодателями поделилась Ольга Белова, руководитель Регионального центра общественного здоровья и медицинской профилактики: «Одно из направлений деятельности центров общественного здоровья — это внедрение так называемых корпоративных программ охраны здоровья. Нашей профилактической службой разработаны два опросника (для работодателей и для сотрудников предприятий) в целях выявления существующих на том или ином предприятии факторов риска возникновения заболеваний. В зависимости от полученных результатов разрабатывается программа по корректировке этих факторов риска. Есть примеры разработанных корпоративных программ, которые направлены на основные факторы риска: курение, ожирение, недостаточная физическая активность, психосоматическое состояние работающих».

Придерживаться стратегии снижения вреда

Важным пунктом обсуждаемой повестки стала работа крупного бизнеса в направлении снижения рисков и вреда для людей, которые не собираются отказываться от табакокурения.

По мнению Елены Волковой, управляющего по научно-исследовательской деятельности аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшл» в России, самой эффективной стратегией работы с рисками является стратегия снижения вреда: «Если мы не можем полностью устранить вредное воздействие, которое наносится здоровью населения посредством табачного дыма, то мы, как производители, думаем о том, как минимизировать этот вред. Для этого разрабатывается определённая категория продукции, которая называется продукцией пониженного риска и принципиально отличается от традиционных сигарет за счёт исключения горения. Эта стратегия требует от врачей глубоких знаний: как правильно проконсультировать пациента, как мотивировать пациента, который не намерен сейчас отказываться от курения, как предложить ему то меню, которое позволит снизить риски. Но и сам пациент должен нести ответственность за своё здоровье. Если человек не нацелен на улучшение своего качества жизни, на изменение своих факторов риска, то все те стратегии, которые разрабатывает государство, и те шаги, которые предпринимает медицинское сообщество, не будут эффективны».

Повысить мотивацию, работая в связке с психологами

Главный врач Детской городской больницы № 1 Ростова-на-Дону Владимир Шин считает необходимым поднять вопрос о повышении мотивационных моментов, прийти к тренду «Быть здоровым — это модно». При этом необходимо сконцентрировать всё внимание на молодёжи, которая в ближайшие тридцать лет будет формировать нашу общественность и тот курс государства, которым мы будем идти. Здесь необходима помощь психологов для того, чтобы использовать психологический портрет молодого поколения, которое по своей сути является самобытным и не имеет авторитетов, не готово им подражать.

В свою очередь руководитель Центра современной психологии IAMP Артур Крохмальный отметил, что тема психологического здоровья стала важным трендом: «Многие медицинские работники понимают важность работы именно совместно с психологом и то, насколько это повышает качество жизни пациента. Мы сейчас на базе нашего центра развиваем сотрудничество с представителями медицинской сферы, проводим круглые столы, сотрудничаем с генетиками, так как видим огромный потенциал в совместном, комплексном подходе в целях повышения эффективности работы».

Примеры вовлечения в ЗОЖ должны быть видны

В ходе обсуждения эксперты пришли к мнению, что для того, чтобы сделать здоровый образ жизни модным, нужно демонстрировать больше таких примеров для людей разных возрастов.

Председатель Ростовского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» Елена Хлиян в качестве примера по вовлечению в здоровый образ жизни пожилых людей рассказала о специальной акции в Белокалитвинском районе: «Наше отделение организовало по президентским грантам скандинавскую ходьбу для пожилых людей, закупило для них оборудование. Со временем другие люди стали сами покупать себе оборудование и присоединяться к уже занимающимся этой ходьбой. Их мотивация заключалась в том, чтобы общаться, больше времени проводить на свежем отдыхе».

Нужно сделать так, чтобы общество не боялось проходить диагностические обследования

Виктория Попова, главный научный сотрудник педиатрического отделения клиники «НИИАП», врач детского эндокринологического отделения, поделилась опытом вовлечения в здоровый образ жизни детей и их родителей: «В рамках профилактики и борьбы с детским ожирением и благодаря общественной организации “Наука здоровья” был реализован проект “Школа здоровья”. В результате осмотра и обследования детей школьного возраста с избыточной массой тела (мальчиков), освещения проблемы на родительских собраниях и приглашения родителей и детей на амбулаторный приём в НИИАП было набрано 30 детей. Эти дети в течение определённого периода времени и в соответствии с расписанием занимались различными физическими активностями: плаванием, бегом, цирковым искусством и т.д. В результате они теряли в среднем от от трёх до четырёх килограммов. Всё это было бесплатно. Такие примеры должны прийти во все школы».

Медицина должна быть обязательным партнером

По мнению Ирины Гусевой, основателя сети детских стоматологических клиник «Бобрёнок», «следует обратить внимание на такую проблему, как появление большого количества так называемых “экспертов“, которые не имеют никакого отношения к медицине. Особенно это касается области диетологии, нутрициологии. Через социальные сети такие “эксперты” умело манипулируют общественным мнением. В связи с этим медицинскому сообществу необходимо использовать маркетинговые инструменты, чтобы сформировать в обществе адекватные представления о здоровом образе жизни».

Леонид Дьяконов, главный врач МЦ «Кинезио», поддержал эту точку зрения: «Лидерами мнений должны становиться представители традиционной медицины, а им необходимо оказывать информационную поддержку в продвижении своих программ и услуг».

Наталья Немахова, главный врач и генеральный директор МЦ «Диамед», выразила беспокойство по следующему поводу: «В погоне за здоровым образом жизни многие молодые люди активно посещают фитнес-центры, бесконтрольно употребляют БАДы, спортивное питание, чтобы нарастить мышечную массу. В результате они получают определённые проблемы со здоровьем. Для исключения подобных ситуаций необходимо наладить взаимодействие между фитнес-центрами и медицинским сообществом, чтобы иметь возможность проходить диагностику до начала тренировок и после».