Некоммерческие сообщества юга России: за что они бьются

2 августа 2021, 00:00
  Юг № 7

Юг России переживает бум организации сообществ — этот процесс активно идёт в некоммерческой сфере. «Эксперт ЮГ» проанализировал основные типы таких сообществ и пообщался с их лидерами, которые, как правило, держатся подальше от политики, но занимаются именно ею

Дарья Максимович, организатор «Том Сойер Фест Ростов-на-Дону» (в центре), собрала людей на возрождение композиции «Волна и рыбка» в центре города

В классической работе Чарльза Лэндри «Креативный город» предлагается очень простой критерий креативности любого пространства — количество лидеров, плотность лидеров. Этот показатель хорошо бы отслеживать. С лидерством у нас не всё в порядке, и наличие на разном уровне конкурсов, выявляющих лидеров, только подтверждает это. Именно в сфере социальной активности, а не в списках кандидатов в Госдуму, мы находим существенную часть региональных лидеров.

«Сегодня создание сообществ — это тренд. Его появление, с одной стороны, связано с распространением понимания, что ваше окружение влияет на ваше мышление, а это значит, что надо искать окружение единомышленников, — говорит эксперт по созданию сообществ, гендиректор АНО “Интегра” Оксана Барабицкая. — С другой стороны, технологии создания сообществ стали очень доступны — кто-то ими пользуется интуитивно, кто-то осознанно».

«Сообществ в последние годы стало значительно больше, — замечает Анна Белан, директор АНО “Атлас НКО”. — Люди легко знакомятся, легко взаимодействуют. Люди, которые встретились на мероприятии, могут легко создать общий чат и продолжать общение».

Есть принципиальная разница между сообществом и обществом, которую стоило бы оговорить. Общество — это компромисс прав и власти, это баланс интересов, который вряд ли способен удовлетворять кого-либо, но он дает возможность осуществлять власть. Сообщество, как пишет российский философ Елена Петровская, появляется в контексте общества, но на основе общей идеи или опыта — вопрос не власти, а совместного дела по доброй воле в данном случае оказывается главным.

В рамках аналитического проекта «Сообщества юга России» «Эксперт ЮГ» уже рассмотрел основные стадии, которые проходит сообщество в своем становлении; мы проанализировали имеющиеся на Юге бизнес-сообщества, отдельно разобрали ростовское форсайт-движение, которое специализируется на создании сообществ. Теперь мы хотели бы взглянуть на социальный, «народный» блок. Сложность состояла в многообразии материала. При этом сразу отметим, что в наше обозрение попали только сообщества, которые откликнулись на наше предложение что-либо сообщить о себе. На деле их во много раз больше.

Особенность сообществ, которые объединяют не предпринимателей, в том, что они, как правило, гораздо доступнее. Здесь сложно встретить реально закрытые сообщества, или те, членство в которых стоит больших денег. На основе выявленного многообразия мы создали небольшую классификацию наиболее интересных для нас типов сообществ — профессиональные сообщества, сообщества как медиа, социально ориентированные сообщества, городские сообщества. У каждого типа свои особенности и вызовы.

Сообщество как медиа: борьба за влияние

Некоторые сообщества изначально создаются для работы в информационном пространстве. Например, городской паблик «Активный ростовчанин» на начало июля имеет около 9,5 тысячи подписчиков. За ним стоят общественная организация «Союз общественных инициатив» и три лидера с политическими амбициями — Татьяна Крашенникова, Алексей Азаров, Виктория Хайрулина. Ежемесячно организация проводит круглые столы по значимым городским темам с участием органов власти. Влияние на муниципальную и региональную власть, выработка законодательных инициатив — суть идеи «Активного ростовчанина». Правда, главная форма активности для большинства участников сообщества при такой организации работы — это лайки под постами в социальных сетях. И тем не менее, очевидно, что сообщество существует и работает.

В Краснодаре одно из самых влиятельных сообществ — движение «Помоги городу», созданное в 2014 году. В их фейсбучном паблике почти 6 тысяч подписчков, фактически они проводят в жизнь ту же идеологию активного горожанина, но за медийной активностью стоят и другие формы общественной работы. Известно, что движение сложилось в момент, когда администрация города неудачно и в одну ночь вырубило деревья на одной из центральных улиц города — на следующий день активисты вышли на улицу. В дальнейшем движение своей активностью склонило муниципальные власти к созданию Общественного совета по озеленению территории. Однако это вряд ли было бы возможно, если бы движение не создавало местных сообществ, готовых заниматься благоустройством своих территорией, если бы не проводило мероприятий по расчистке конкретных городских площадок. Сегодня «Помоги городу» — важный игрок медиапространства Краснодара со своей информационной повесткой.

Сравнительно новый опыт работы в той же сфере — организация «Экспертом ЮГ» экспертного сообщества региона. Журнал пригласил в него людей, чья экспертная компетентность не вызывает сомнений, но к ней добавляется ещё и желание быть активным в медиасреде. Сегодня в сообществе более 100 человек, ежемесячно с членами сообщества проводятся «Медиакухни эксперта», на которых обсуждаются темы, требующие вывода на первый план в информационном пространстве. Итогом становятся экспертные колонки, аналитические статьи, мероприятия, созданные по повестке экспертного сообщества. Цель сообщества — усилить влияние региональных экспертов в своём регионе, где решения очень часто принимаются совсем не прогрессивные. На новом этапе сообщество начинает формировать рабочие группы по отдельным крупным темам. Главное — совместная деятельность в медиапространстве вполне может быть базой для объединения в сообщество тех, кто хочет влиять на решения, принимаемые в своём городе и регионе. Ну и конечно, специфичный вызов сообществ, функционирующих как медиа, — влияние на информационную повестку и, в идеале, на принимаемые решения. Такие сообщества как бы постоянно доказывают свою влиятельность.

Фигура лидера: серийный основатель сообществ

Отвлечемся на персоналию. Евгений Греков — по-своему уникальная фигура на Юге. Он один из самых опытных организаторов в некоммерческой сфере и что-то вроде серийного организатора сообществ, который всегда старался держаться подальше от политики. В 1993 году он возглавил общественную организацию «Творческий союз “Южная волна”». Создавали её несколько художников, театралов и рок-музыкантов после проведения фестиваля современного искусства «Южная волна», затем она помогала проводить молодёжные культурные мероприятия в период, когда технического опыта почти ни у кого не было. «В девяностых “Южная волна” создала материально-техническую базу и наладила контакты с чиновниками для получения разрешений на проведение мероприятий, — рассказывает Греков. — Это привлекло к сообществу массу молодых артистов, музыкантов и художников. Но сейчас больший упор делается на арт-волонтёрство и благотворительность. Это когда арт-профессионалы помогают своим творчеством доброделам всех мастей делать добрые дела». Иными словами, особенность сообщества — вовлечение людей творческих профессий в социальную активность. Сейчас сообщество переживает «определённый ренессанс» — в пандемийный год к нему присоединилось ещё десять активистов. На учениях операторов беспилотников Liza Alert, приехавших в апреле в Краснодарский край со всей страны, «Южная Волна» обеспечивала техническую поддержку: звукоусиление, led-экран, фото- и видеосъемка, режиссура, мощный генератор, шатры. Таких мероприятий проводится два-три в месяц.

В 2011 году Греков создал сообщество Delica Krd Club, которое объединяет владельцев полноприводных микроавтобусов марки MMM «Delica». Это реальный клуб, в который просто так не попасть, — со своими повышенными требованиями к культуре отдыха на природе, краеведческими экспедициями по Северному Кавказу, активным авто-волонтёрством. В сообществе около 50 человек. Управляется решениями простого большинства в WhatsApp. В какой-то момент появилось ядро, которое захотело объединиться, чтобы иметь общую кассу для реализации общих проектов, более широкую материальную и культурную базу для совместных поездок, обслуживания своих авто и «причинения добра обществу». Сообщество очень примечательно своими традициями. «Чтобы стать участником, нужно иметь в собственности MMM Delica и пройти процедуру “четыре на четыре” — четыре месяца испытательный срок, четыре добрых дела в интересах клуба, поучаствовать в проведении четырёх официальных мероприятий клуба, четыре официальных члена клуба должны поручиться за кандидата, — поясняет Евгений Греков. — После этого его инициируют в официальные члены клуба. Нужно выпить «стакан солярки», получить по пятой точке огромным домкратом и пройти под клубным флагом.

Сообщество «Волонтёрское взаимодействие Кубани» возникло в 2019 году, как выражается Греков, из потребности поженить интересы конкретных сообществ, которые использовали труд волонтёров, — Добровольных пожарных Кубани, Спасательного отряда Liza Alert и Внедорожного сообщества юга России. В результате во взаимодействии неправительственных волонтёрских проектов оказались заинтересованы более сорока лидеров, проектов и организаций. Стать членом сообщества может любой, кто координирует неправительственный волонтёрский проект и заинтересован в любом виде взаимодействия с другими волонтёрскими проектами.

На самом деле это не все сообщества, которые создавал Евгений Греков. Некоторое время он жил в Москве, там тоже до сегодняшнего дня существуют плоды его деятельности. Примечательно, что на вопрос о том, в чем нужна помощь, Евгений даёт ответ, который относится сразу ко всем сообществам: «Помощь нужна в расширении связей с деловым сектором региона. И в контактах с наиболее прогрессивными представителями региональной бюрократии» — то есть с людьми, принимающими решения, но работающими в совершенно разных парадигмах.

Профессиональные сообщества: жизнь в чате

Профессиональные сообщества — это целый пласт сообществ, основная форма существования которых — общий чат в мессенджере. Как правило, главная идея таких сообществ — объединение и прямое общение людей, работающих в одной сфере. Общие ценности в таких сообществах не формулируются — только правила общения. В идеале, в чатах обсуждаются новостные поводы этой сферы, происходит обмен опытом, объявлениями. На практике это всё может выглядеть довольно примитивно, но только до тех пор, пока у вас как у члена сообщества не появился запрос к коллегам. Например, в сообществе HR Space 642 hr-специалиста, здесь часто публикуются вакансии, над которыми работают конкретные кадровики, — и, таким образом, сообщество в идеале может помогать каждому делать свою работу. Живых встреч это сообщество не проводит.

В сообществе ИТ-специалистов RnDTech встречи проводятся — малые форматы в кафе, средние — митапы, и ежегодные конференции RndTechConf, где собираются все — а это почти тысяча человек. «Хотелось сделать для ИТ-специалистов место, где они могли бы собираться в безопасной среде и иметь возможность включиться в тусовку легко и в дружеской атмосфере, — говорит лидер сообщества Вадим Мартынов. — Мы организуем встречи, которые не аффилированы с компаниями, после которых личные данные никуда не утекут и на которых не будут рекламировать вакансии или завлекать на новую работу. Такая цель изначально ставилась для того, чтобы люди могли прийти и чувствовать себя комфортно в общении, а работодатели могли не беспокоиться о том, что сотрудники идут на такие мероприятия». По подсчётам Мартынова, в Ростовской области сегодня около 10 тысяч ИТ-специалистов, поэтому главный вызов — дотянуться до коллег. Впрочем, надо заметить, что сообществ, довольно успешно объединяющих ИТ-специалистов, на Дону несколько. Среди них есть довольно узкие — например, сообщество разработчиков на языке Python.

Из сообществ того же типа можно упомянуть сообщество психологов, сообщество руководителей социально ориентированных НКО, которое сложилось вокруг ресурсного центра «Атлас НКО». Анна Белан отмечает, что благодаря такому сообществу можно вовремя подхватить тот или иной образовательный курс, быстро найти партнёров для реализации своего проекта.

Вадим Мартынов формулирует смысл существования своего сообщества, который относится, пожалуй, к любому профессиональному сообществу в регионе: «В конечном счёте мы решаем глобальную задачу — чтобы ИТ-специалисты оставались в регионе, не уезжали работать в другие места, чтобы квалификация людей в Ростове росла. Самая большая сложность сейчас — то, что мы развиваем ИТ-отрасль и помогаем ИТ-бизнесу в обучении их специалистов через обмен опытом, но не в силах понять, может ли это быть интересно государству, готово ли оно поддерживать такую работу». Рано или поздно вопрос о взаимодействии профессионального сообщества с государством обязательно появляется в повестке.

Социально ориентированные сообщества: почти НКО

В Народном университете города Сочи есть понятие учебного года — в июне прошло торжественное закрытие сезона 2020/2021. Проект ещё в 2015 году основал Дмитрий Богданов, руководитель санатория «Знание» и идеолог всероссийского проекта «От возраста дожития – к возрасту счастья!» Идея такая: в мире накоплен огромный пласт полезной информации для человека зрелого возраста, но самостоятельно найти её и научиться системно применять непросто. Народные университеты помогают сделать это в удобной и доступной форме. Сегодня сообщество в Сочи объединяет около 350 человек, мероприятия разных обучающих форматов проводятся практически каждый день. Выбор тем широк: здоровье, юридическая и финансовая грамотность, культурный досуг, психология семейных отношений и даже запуск своего бизнес-проекта. В 2020 году идея Народного университета пришла и в Краснодар — сообщество возглавила Лариса Савватеева, в нём уже около 150 человек. Правда, Дмитрий Богданов оказался под следствием по своей основной работе, но, будем надеяться, временно.

По сути, такое сообщество становится представителем людей определённой социальной группы в отношениях с властями, соцслужбами. И здесь, как правило, всегда нужны ресурсы, поскольку в сообществе масса новых недорогих идей — напечатать каталог творческих работ или нанять преподавателя нового курса — например, по живописи.

В приведённом примере могли бы узнать себя многие социально ориентированные НКО. Более того, создание некоммерческой организации — логичный путь для тех, кто работает с конкретной социально незащищённой категорией населения, это позволяет успешнее привлекать финансирование. В «Атласе НКО» отмечают, что заявок на создание НКО становится больше. Для профессиональных сообществ, для сравнения, создание НКО — вовсе не обязательная тема.

Городские сообщества: это мой город

«Точно сказать сложно, сколько человек мы объединяем, — сейчас у нас 1100 подписчиков в ВК, 245 — в Телеграм, больше 2000 — в Инстаграм, — рассказывает лидер движения “МойФасад” Елена Чернышёва. — На мероприятия, которые мы организуеем по теме градозащиты, приходит по 30–50 человек. Учитывая, что тема нишевая, довольно высокий показатель. За последний год сообщество выросло примерно в два раза. Сейчас у нас несколько тем на повестке: уничтожение облика исторических зданий во время капитального ремонта, несоблюдение законодательства по сохранению объектов культурного наследия, необходимые поправки в новый проект охранных зон, поправки в правила благоустройства города, дальнейшая судьба здания на Станиславского, 39 (исторический дом 1901 года со следами от пуль Великой отечественной войны на фасаде. — “Эксперт ЮГ”)». Отдельное направление — восстановление объектов исторической среды, здесь «МойФасад» сотрудничает с «Том Сойер Фестом» и с благотворительным фондом сохранения исторического наследия в России «Внимание», за которым стоит фигура влиятельного блогера Ильи Варламова. Это хороший пример того, что локальное сообщество нашло федеральный контекст в своей теме, что даёт ему дополнительную экспертизу, ресурсы и влияние.

Если вы ещё не состоите в сообществе, которое вам подходит, вы можете его создать

«Том Сойер Фест» — это социальная франшиза, которая появилась в Самаре в 2015 году благодаря краеведу и журналисту Андрею Кочеткову. Идея — фестиваль восстановления исторической среды, сейчас он проходит более чем в пятидесяти городах. «Том Сойер Фест Ростов-на-Дону» существует с весны 2019 года. Сейчас главным организатором является журналист Дарья Максимович, которая в 2019 помогала в организации фестиваля. «Когда ты сам поработал на фасаде с мастерком, ты по-другому смотришь и на другие дома в историческом центре, начинаешь ценить город таким, каким он сложился, замечать детали — козырьки, рамы, ворота, наличники, красивую кирпичную кладку и так далее. Фокус меняется, — говорит Максимович. — У нашего города есть своё лицо, есть история и богатое наследие, которые нужно ценить и преподносить как ценность, чтобы это стало очевидным для всех, а не только для “кучки градозащитников”».

У сообщества около двух тысяч подписчиков. 24 апреля на открытии фестиваля в течение пяти часов на выбранной площадке работало около сотни волонтёров. Организаторы выбрали для восстановления объект в центре города — мозаичную скульптуру «Рыбка и волна» эпохи советского монументализма 1960-80-х. Скульптура находилась в плачевном состоянии, была покрыта грязью, местами смальта, из кусочков которых сложена мозаика, осыпалась. Фонд «Внимание» помог организовать сбор денег (220 тысяч рублей) на закупку смальты и другие материалы для восстановления объекта. Когда у горожан всё получается, власти немедленно к ним присоединяются — объект угодил даже в инстаграм губернатора Ростовской области.

Главный вызов развитию сообщества сегодня — недоверие жителей. «Мы приходим работать на территорию, относящуюся к жилому дому, и жители ищут подвох: “Зачем вам это нужно? Вы делаете это бесплатно? Такого не может быть. Вы обманываете”, — говорит Дарья Максимович. — Огорчает инертность: вам не доверяем, но и сами со своей придомовой территорией делать ничего не готовы. Думаем, что с развитием проекта вопрос недоверия отпадёт. Когда у нас будет больше восстановленных объектов, станет легче и с жителями договариваться, и партнёров искать. Жители города сами не знают, на что они реально могут влиять и как они могут быть сильны, если объединятся. Мы помогаем городу сохранять историческую идентичность и формировать новые точки притяжения, в том числе для туристов. Не секрет, что к нашему первому объекту, восстановленному фасаду исторического дома 1870 года постройки на улице Обороны, 64, сейчас водят экскурсии».

Городские сообщества — это сообщества, которые напрямую работают со средой своего города. Как правило, они неизбежно встают на пути целого ряда частных или административных интересов. Свою силу и энергию они черпают из поддержки людей, из правильно сформулированной миссии. Главный риск идейных сообществ, отмечает Оксана Барабицкая, — риск угасания инициативы лидера, после чего активность сообщества может идти на спад. «Важно правильно заложить архитектуру сообщества, — говорит Барабицкая. — Когда получается создать системную коммуникацию с целевой аудиторией, тогда сообщество развивается». Это понимают и лидеры сообществ.

К чему нас подталкивает развитие сообществ

Некоторые итоги нашего разговора о сообществах юга России. Первое: тренд на увеличение количества сообществ обозначился, в нём можно себя увидеть. Если вы ещё не состоите в сообществе, которое вам подходит, вы можете его создать, в том числе с помощью специалистов в этой сфере. Безусловно, развитие тренда повлечёт за собой профессионализацию самого подхода к организации, осознанное отношение к технологиям организации сообществ, которые позволяют не сбиваться с курса, выстроить устойчивую архитектуру сообщества, научиться замерять социальный эффект от своей работы.

Второе: сообщества — это инструмент для всех, кто заинтересован выходить в люди. От личностей, ищущих развивающей среды, и организаций, которые укрепляют ядро бренда, до властей, которые, по идее, заинтересованы вовлекать в развитие территорий лидеров. Но это пока только по идее — над практикой привлечения сообществ для решения общих задач ещё надо работать.

Третье: жизнь сообществ — это в существенной степени индикатор активности в некоммерческом секторе, который очевидным образом растёт и наполняется смыслами. В некоммерческом секторе миссия сегодня значит гораздо больше, чем в бизнесе. Если у вас ещё нет миссии, её надо придумать. Как недавно на семинаре в Ростове выразился Сергей Пономарев, руководитель проекта Росимпакт, «у тех, кто делает ставку только на прибыль, нет будущего».