Интервью

Никита Кондрушенко — про модный бизнес в новой реальности

Ситуация системного кризиса в модном бизнесе быстро нарастает, на глазах приобретая в ряде сегментов характер катастрофы

Никита Кондрушенко — про модный бизнес в новой реальности
Фото: фейсбук Никиты Кондрушенко
Предприниматели и экспертное сообщество активно обсуждают в социальных сетях события, происходящие в России. Для вас мы выбираем лучшие мнения и публикуем их. Сегодня — мнение председателя наблюдательного совета петербургского «Синдиката моды» и художественного руководителя St. Petersburg Fashion Week Никиты Кондрушенко.

Это я пишу больше для тех, кто интересуется модой, следит за ней и привык обновлять гардероб, совершая регулярные покупки и в России, и на выезде из неё. Ну, с выездом для подавляющего большинства, похоже, всё застопорилось весьма надолго. А в России я предчувствую наступление дефицита импортных промышленных товаров модного ассортимента. Выводы эти я делаю, наблюдая на развитием событий в мире и их последствий для моды и модной индустрии. Я работаю с модой и в моде с 1995 года, насмотрелся всякого, был свидетелем не одного кризиса. Ничего подобного тому, что происходит сейчас, не бывало со времени послевоенного возникновения и развития модного бизнеса до его состояния на 1 января 2020 года. Я делаю это заключение не только на основе мониторинга множества публикаций, но и из разговоров со многими моими коллегами в России и в Европе.

Ситуация системного кризиса в фэшн-бизнесе быстро нарастает, на глазах приобретая в ряде сегментов характер катастрофы.

Первыми разоряются крупные бренды масс-маркета и большие мировые сети в низкоценовом сегменте, зарабатывающие с оборота. Этот бизнес строится на непрерывности цикла «производство-продажа», когда огромные объемы товара должны безостановочно производиться и реализовываться, создавая большие объемы финансовых потоков, стимулируя тем производство тканей и материалов, способствуя созданию и расширению производств и возникновению большого числа рабочих мест. В ситуации резкого сокращения потребления, вызванного мировой пандемией коронавируса, непрерывность этого цикла, а значит и циркуляция финансовых потоков, нарушена. Следствием этого становится невозможность выполнения различных, в том числе и долговых, обязательств. Это влечёт за собой необходимость резкого сокращения расходов путем закрытия магазинов и увольнения персонала, урезания расходов на рекламу и продвижения своих товаров. Конечно, это приводит к сокращению объёмов производства и продаж, уменьшению доли присутствия на рынке. Это мы наблюдаем на примере лидирующих в низкоценовом сегменте мировых брендов Zara, H&M, С&A и ряда других в той же ценовой категории, закрывающих по миру магазины десятками и сотнями. Для них ситуация в обозримое время может стать критической вплоть до банкротства.

У больших марок категории «lux» ситуация не самая простая, но их запас прочности побольше, они зарабатывают на значительной добавленной стоимости, хотя и объемы производимой и реализуемой ими продукции весьма значительны.

Для брендов сегмента «lux» (класса Chanel, Dior, LV и иже с ними) падение продаж даже на 50 % на краткосрочный период в пределах одного сезона может не быть критическим, у них больше возможностей для ценового маневра. И хотя расходы на ведение бизнеса выше, чем в других ценовых сегментах, но у них нет такой критически жёсткой зависимости от замедления и некоторого сокращения продаж, связанной с обязательной непрерывностью цикла «производство-продажа» при обязательном сохранении определённого объёма. Их прочности может хватить на три сезона. Но и они в создавшейся ситуации будут вынуждены скорректировать объемы производства и ассортиментную политику в сторону наиболее продаваемых видов своей продукции, чтобы минимизировать потери и сохранить способность и возможность выполнения обязательств и ведения бизнеса. Кроме того, им придется откорректировать цены, чтобы возможно уменьшить финансовые потери при неизбежном сокращении продаж и производства.

Наименее пострадать могут среднеценовые люксоориентированные по стилю и качеству бренды с хорошей репутацией и сбалансированными справедливыми ценами (reasonable price). Они, потеряв часть своих обычных клиентов в условиях падения покупательной способности, могут получить ту часть покупателей из сегмента «lux», потерявших часть доходов, позволявших им совершать дорогие покупки, но сохранивших возможность покупать модные товары в среднеценовом люксоориентированном сегменте. У таких брендов колебания объемов продаж могут достигнуть 25-35%, что может не быть для них критичным и в среднесрочной перспективе при сохранении пусть и сниженной, но стабильной реализации, позволяющей всё же как-то планировать и перенаправлять финансовые потоки.

Из всего сказанного следует, что в результате развития кризисной ситуации, ввиду падения объёмов производства модных товаров, не исключено, что может сократиться и объём поставок. То есть может случиться некоторый, а возможно и значительный, товарный дефицит в сегменте моды. Особенно это может стать ощутимо для российского ритейла. Так что я рекомендую модникам сейчас делать покупки активнее, чтобы обеспечить себя модной и стильной брендовой одеждой и обувью на будущее. А кроме того, не стоит забывать, что ввиду складывающейся с марта 2020 года ситуации на российском рынке торговли модными товарами может серьёзно сократиться число операторов и количество точек продаж. Соответственно, и количество закупленной и завезённой импортной фэшн-продукции неизбежно сократится. И кто знает, как долго это может продлиться?

Кстати, ситуация, возникающая у иностранных производителей, брендов и их продавцов, может положительно сказаться на ситуации российских брендов и производителей, при условии, что у них не будет проблем с поставками тканей, материалов и фурнитуры. Китай может обеспечить лишь потребности низкоценовой и среднеценовой категории. Но и это — при бесперебойных поставках и правильной логистике, что в нынешней ситуации тоже не гарантировано. В особенно выгодной ситуации могут оказаться отечественные ателье, отшивающие одежду на заказ, но при условии достаточных запасов тканей или доступа к таковым.

Наверное, кто-то может упрекнуть меня в излишнем алармизме и нагнетании. Но хочу напомнить, что никто на сегодняшний день не может предсказать развитие ситуации с вирусом и экономическими последствиями пандемии и вирусной паники. Пока ожидания далеки от оптимизма. Экономический кризис нарастает повсеместно, приобретая системный и глобальный характер. А модный бизнес, я это точно знаю на основе собственного 25-летнего опыта работы, сегодня является одним из самых быстро и остро реагирующих на изменения экономической ситуации. Когда у людей падают доходы, они в первую очередь сокращают расходы на гардероб. Цепочку последствий я описал выше. Я полагаю, что модникам лучше сделать запасы, не откладывая на осень. Она может их сильно огорчить. И боюсь, что особенно сложно будет тем, кто предпочитает остромодную и продвинутую дизайнерскую одежду. У них проблемы могут случиться посерьезней, чем у любителей коммерческих брендов.

То, что мода через какое-то время, как и всегда, приспособится к изменениям, это понятно. Так было и так будет. Собственно, Мода как идея и мысль художника, неубиваема, она Феникс. А вот как успеет за этими изменениями очень непростое, громоздкое и сложносегментированное промышленное производство модных товаров, это пока вопрос. Слишком уж большой и серьёзной отраслью экономики стала мода за последние 60 лет. Слишком многое в ней теперь решают только деньги и интересы акционеров. Так что этому бизнесу будет не очень просто успевать за извивами ситуации. А пока советую запасаться импортом или искать российских производителей, которые смогут удовлетворить ваши запросы. Не забывайте, что спрос рождает предложение и стимулирует его качество.

Материалы по теме:
23 окт 2020 12:47
По итогам года падение объемов продаж будет практически у всех предприятий легпрома. Но все готовят к запуску новые коллекции
Свежие материалы
За каменной стеной
Что происходит на рынке новостроек летом 2025 года
Вагонам сокращают жизненный путь
Промышленность,
На железной дороге наметился тренд на ускоренное списание «грузовиков»
Индекс отыграл встречу в верхах
Финансы,
Инвесторы ждут трехсторонних переговоров