Интервью

«Дрон — это не только власть»

На ПМЭФ обсудили внедрение беспилотных технологий

«Дрон — это не только власть»
Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Беспилотные технологии стали не просто вызовом для России, но и стратегическим направлением развития целого ряда отечественных компаний. У нас активно разрабатываются и уже вовсю используются гражданские беспилотные авиационные системы нового поколения. По дорогам уже ездят грузовики без шоферов, а в режиме опытной эксплуатации — даже такси. Но, несмотря на высокие темпы развития технологий, мы все ещё находимся в роли догоняющих. Впрочем, эта ситуация должна измениться после развертывания на низкой околоземной орбите отечественной группировки космических аппаратов, которая обеспечит надежное управление беспилотными системами на земле и в воздухе при помощи высокоскоростного интернета. Об этом 18 июня, в первый день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), говорили на сессии «Беспилотные горизонты: единый путь к автономному будущему».

Максим Орешкин, заместитель руководителя администрации президента России:

То, о чем нам нужно говорить — это как мы меняем жизнь здесь и сегодня. Транспорт — это инструмент. Нам надо понять, какую задачу мы решаем. А задача — логистическая. То есть задача транспортировки грузов, транспортировки людей из одной точки в другую точку. И желательно, чтобы этих маршрутов было больше, связность страны была больше и т.д. И в этом плане задачу можно решить, только применяя новые технологические решения. И платформы, и искусственный интеллект, и, конечно же, автономные системы — всё это вместе. Надо решать это как комплексную задачу, но не в 2050 году, а уже здесь и сейчас. И мы видим, что по многим направлениям решения у нас уже работают. Все мы пользуемся сервисом «Яндекс-Такси» — это платформизированное решение, которое позволило резко сократить издержки и повысить эффективность услуги перевозки пассажиров по автомобильным дорогам автомобильным транспортом в мегаполисах и не только. Мы должны говорить о том, что платформы, автономность, искусственный интеллект, космические системы внедрялись уже здесь и сейчас. То есть, используя технологические решения, давать эффект для жизни конкретного человека в виде повышения комфорта, повышения мобильности, повышения доступности товаров и услуг здесь и сейчас.

В нашей большой стране не везде есть автомобильные дороги, которые позволяют перевозить товары. Зачастую перевозка по воздуху через реку в соседний регион может быть гораздо более эффективна с применением беспилотных летательных аппаратов. Нужно поставить эту технологию, развивать её последовательно, внедрять решения на основе искусственного интеллекта, платформизации всего остального и поставить на службу конкретного человека, чтобы делать жизнь россиянина, в каком бы населенном пункте он бы ни жил, более комфортной и удобной, с большим доступом к набору товаров и услуг, с большей мобильностью. Чтобы эти расстояния не мешали качественной жизни.

Василий Шпак, заместитель министра промышленности и торговли России:

Очевидно, что эта отрасль — один из тех драйверов, на базе которых будет строиться экономика будущего. Есть поручение президента о привлечении регионов. Выполненяя его, мы проводим работу по расчету рейтинга унификации субъектов Российской Федерации (рейтинг составлен Федеральным центром беспилотных авиационных систем — некоммерческой организацией, созданной правительством Москвы, НТИ и министерством промышленности и торговли. — «Эксперт»).

Ключевая цель рейтинга — создать инструмент мотивации участников отрасли беспилотных авиационных систем (БАС) к её развитию и развитию рынка услуг, требующих применения БАС как на внутреннем, так и на глобальном рынке, условия развития отрасли и развития рынка услуг беспилотных авиационных систем. И всё это для того, чтобы сократить отставание между лидерами и аутсайдерами. Объектами рейтинга являются регионы, а субъектами — эксплуатанты, заказчики — все те, кто составляет индустрию. Ключевые задачи — определение наиболее востребованных сценариев использования БАС, создание инструментов стимулирования регионов к развитию БАС, ну и в целом — проектирование национальной системы беспилотной воздушной статистики. Потому что для принятия управленческих решений осведомленность необходима.

Всего в рамках пилотного расчета приняли участие 47 регионов. При том, что, конечно, приглашали всех. Единственное — не звали наши новые регионы по понятным причинам. Рассчитываем, что со следующего года они смогут в эту работу включиться. И в целом, с 2026 года участие в рейтинге для регионов станет обязательным.

В методологию рейтинга мы включили оценку по 2 направлениям, 5 группам и 25 показателям. Оценкой потенциала и результатом применения охвачено более 160 сценариев применения БАС в 21 отрасли экономики. То есть уже на сегодняшний момент возможности применения беспилотных авиационных систем достаточно широки. И мне кажется, что количество сценариев и отраслей будет множиться год от года. Таким образом, основной подход при формировании рейтинга заключается в том, что мы сравниваем регионы друг с другом по эффективности их усилий — то, насколько у них, действительно, получается создать соответствующие условия для развития индустрии.

Топ-5 регионов развития БАС

Хочу сразу сказать, что в группе топ-5 разница между регионами была в сотые доли процента.

Какие можно подвести итоги пилотного рейтингования? Уже видим, в чем фактор успеха «дронификации» в субъекте Российской Федерации. В первую очередь, это открытость неба. Потому что без него летать невозможно. Это широкое применение сценариев использования беспилотников для экономики, в том числе подтвержденных статистическими, экономическими моделями. То есть, когда применение БАС несет реальный экономический эффект. Популяризация использования БАС, в том числе через проведение всевозможных соревнований. Вклад в государственный гражданский заказ — это закупка что за счет госбюджетов, что в формате частно-государственного партнерства.

Рейтинговать регионы будем ежегодно, а методологию оценки совершенствовать.

Дмитрий Песков, гендиректор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы», специальный представитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития:

Дрон — это не только власть, это вырвавшийся на свободу искусственный интеллект. Это то, что люди до сих пор не понимают. До сих пор мы с вами общаемся с искусственным интеллектом в виде посредника за стеклом смартфона. На самом деле, дрон — это искусственный интеллект, который может вам влететь в форточку. И, собственно, часто влетает. Правда, пока в немирных целях, а нам нужно сделать так, чтобы он умел это делать в более мирных сценариях. Будущее носит абсолютно неизбежный характер. Мы не сможем как страна решить логистическую проблему, и у нас не будет создано министерство логистики, пока мы не поймем, что дроны обладают ключом к решению подавляющего большинства проблем, в том числе демографических — построить дороги к каждому городку в России невозможно. Это запредельно дорого. Поэтому дронономика неизбежна.

Какие ключевые задачи у нас? Всё просто. 100 лет назад мы решали всё через логику «быстрее, выше, сильнее». Это были главные технологические барьеры, которые преодолевала авиационная отрасль. Сейчас всё примерно тоже самое: «быстрее, выше, дальше». Дрон должен быстрее принимать решение — это про мощность искусственного интеллекта на его борту. Выше он должен летать. 500 километров явно не потолок, надо залезать выше. Единое цифровое небо говорит о том, что у нас нет ближнего космоса — есть дальнее небо. И где заканчиваются его границы — большой вопрос. Ну и, наконец, дальше — это емкость батареи. Это является критическим фактором для работы нашей отрасли. Все нормативные проблемы, я абсолютно уверен, мы решим.

Военные события в мире, конечно, придали невероятный темп ускорения нашей отрасли. Мало кто осознает, но «небо» с точки зрения технологий поменялось за последние 3 года более чем в 10 раз больше, чем «земля» и «вода». По отдельным направлениям уже 10 поколений сменилось.

Тигран Худавердян, «Яндекс»:

Из-за того, что из такси убрали человека (а он ограничивал пассажиров), теперь оно (в Сан-Франциско. — «Эксперт») стало самым дешевым отелем на час — люди там занимаются сексом. Это к тому, что беспилотный мир принесет совершенно другой тип проблем, о которых сейчас можно только догадываться.

Если сегодня прилететь в Пекин, любой из нас может вызвать беспилотное такси (нужна только местная сим-карта) — и в нем не будет даже никакого водителя-испытателя. И это факт, который надо просто принять. Это означает, что подобное точно произойдет и с нами тоже. По Москве они уже ездят. Другое дело, чтобы машина проехала 25 тысяч км, нужно, чтобы искусственный интеллект сдал на водительские права. Вот тут, к сожалению, много непростых задач.

Пока мы сделаем инвестиции в инфраструктуру, она уже устареет, к сожалению. Просто так жизнь устроена. Поэтому нужно опираться на то, что имеем — на лидары, на сенсоры, на фотосенсоры, на радарные сенсоры. И, конечно, есть проблема связи. Но есть хорошая новость для грузовиков. На грузовик можно поставить хорошую антенну, ретрансляторы, и если у населения связи не будет, то для грузовика её как-то обеспечить можно.

Алексей Шелобков, генеральный директор «ИКС Холдинг» и «Бюро 1440»:

Сейчас мы находимся в таком времени, когда происходят несколько революций одновременно. Мы одна из немногих стран, которая создает свою собственную спутниковую связь, свою платформу — связную и навигационную.

Нужна ли спутниковая связь в городах? Наверное, как-то коллеги без этого справляются. Но как только мы из городов выйдем, а мы неизбежно должны из них выйти, потому что все основные сценарии находятся за пределами городов, то вопрос бесшовности, интегрированности, связности космического сегмента, бесшовного перехода в городские сегменты, покрытия везде, причем на базе своих платформ и сервисов, конечно, станет ключевым. Это не пятидесятые годы. Это всё уже совсем рядом.

Иногда мы ждем каких-то технологий, и нам кажется, что они либо никогда не придут, либо приходят очень медленно, а на самом деле пройден уже гигантский путь, как с беспилотным такси. Здесь пройдено уже 80–90% пути, а в каких-то странах оно уже заработало. То же самое и с космическим интернетом, который, конечно же, в нашей стране будет доступен уже очень и очень скоро. И как нам кажется, в сочетании с теми моделями искусственного интеллекта, которые будут вырываться из своих текущих инструментариев, это даст совершенно другие возможности. Потому что сейчас порог входа в беспилотный транспорт очень высокий.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Технологии, 12 сен 10:45
Техника глубокого погружения
Технологии, 8 сен 17:25
Олег Лавров о том, как перейти от дженериков к инновационным разработкам
Технологии, 18 авг 16:46
Перспективы развития российского рынка беспилотных авиасистем
Технологии, 13 авг 08:00
Как стать ведущей державой в области ИИ
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда