Интервью

Kodak засветила негатив

Фотокомпания со 133-летней историей может обанкротиться

Kodak засветила негатив
Фото: The Library of Congress
Существовавшая на протяжении нескольких поколений американская компания фотографических принадлежностей Kodak 12 августа объявила, что может уйти с рынка в ближайшее время. Такой прогноз фирма сделала на основании опубликованных 11 августа данных, которые показывают резкое падение ее финансовых показателей. «Эксперт» выяснил, почему даже казавшиеся вечными бизнесы, пережившие мировые войны и глобальные экономические кризисы, идут ко дну в относительно спокойное время, а также надо ли списывать аналоговые технологии.

Согласно последнему квартальному отчету (за II квартал 2025 г.), финансовые показатели Eastman Kodak стремительно катятся под гору. По сравнению с тем же кварталом 2024 г., консолидированная выручка сократилась на $4 млн (с $267 млн до $263). Валовая прибыль упала на $7 млн; EBITDA — на $3 млн. Остаток средств на конец квартала сократился на $46 млн по сравнению с показателями на конец 2024 г. (с $201 млн до $155).

СЕО компании Джим Континенца признал, что у фирмы отсутствуют свободные средства, чтобы выплатить в срок долги, достигающие $500 млн. После публикации результатов отчета акции Kodak подешевели сразу на 25%.

В начале 1970-х годов марка Kodak была в США практически синонимом фотопринадлежностей — ее продукция занимала до 90% этого рынка. Ирония судьбы состоит в том, что именно этой фирме принадлежит патент на первую в мире цифровую камеру (1975), однако в итоге она проиграла конкуренцию в цифровом сегменте фотографической техники. В 2012 г. компания уже подавала на банкротство с долгами в размере $6,75 млрд перед 100 тыс. кредиторами.

В качестве спасательного круга руководство Kodak рассматривает свое фармацевтическое подразделение, запущенное в 2020 г. Оно производит различного рода биохимические препараты для нужд медицины, включая вакцины.

«Сегодня пленочно-бумажная фотография — это как виниловые диски, занятие для гурманов»

Егор Ершов
Егор Ершов

Руководитель научной группы «Цветовая вычислительная фотография» Института искусственного интеллекта (AIRI):

Производство фотопленки сегодня представляет собой в значительной степени нишевый продукт, однако Kodak — производитель не только пленки, это конгломерат, выпускающий множество сопутствующих (и не вполне сопутствующих) товаров. Тем самым фирма страхует себя от провалов в одном сегменте за счет роста других сегментов, тех же цифровых камер, которые сегодня имеются у каждого первого.

В истории Kodak был курьезный эпизод, когда один из ее топ-менеджеров в 1970-х годах предложил заняться производством цифровых фотокамер, но его идею отвергли с порога. Зато её подхватили другие компании, и это был первый удар по индустрии производства пленки, в том числе по самому Kodak. Сегодня пленочно-бумажная фотография в разных ее проявлениях, например, Polaroid — это как виниловые диски, занятие для гурманов, так как подавляющее большинство пользователей давно и прочно ушли в цифру. Я смотрю на своих студентов и вижу, что те, кому меньше 20 лет, вообще плохо себе представляют, как устроена пленочная фотография.

Даже в кинематографе сложилась тенденция отказа от целлулоидной пленки — все больше фильмов снимается на цифровые камеры. Есть даже картины и музыкальные клипы, снятые от первого до последнего кадра на мобильные телефоны, хотя пока это, конечно, разовые эксперименты.

Это, кстати, ответ на вопрос, почему в России промышленность так и не достигла того уровня, чтобы производить собственную цветную пленку. Мы пропустили пик рыночного спроса на эту продукцию; сейчас нет экономического смысла выпускать цветную пленку: у нас нет рынка сбыта, который окупил бы затраты на разработку и производство.

«Дела у Kodak еще вполне могут пойти в гору»

Максим Мармур
Максим Мармур

Фотокорреспондент Associated Press и France Press (1998–2008), амбассадор бренда Nikon Corp в РФ:

Свежий отчет компании Kodak совсем не является для нее некрологом. У компании огромное количество направлений — пленочное, фотохимическое, механическое и др., и если какие-то из них уходят в минус, другие — как в данном случае фармацевтическое — вполне способны удержать фирму на плаву. Важно и то, что Kodak занимает львиную долю мирового рынка матриц для фотокамер, и без ее продукции многие производители цифровых фотоаппаратов просто не выживут.

Большое заблуждение полагать, что аналоговая, пленочно-бумажная фотография — это умирающая технология. Совсем нет. Фотографический мир сегодня переживает ренессанс аналоговой фотографии — людям надоели искусственные, идеализированные, оторванные от реальности цифровые искажения цветопередачи снимков. Тот же Kodak ежегодно наращивает производство фотопленки, но спрос опережает предложение — за пленкой, любительской, профессиональной, киношной — стоит очередь. Поэтому дела у фирмы еще могут вполне пойти в гору.

В 2020 г. даже был снят документальный фильм «Ренессанс», освещающий неожиданное возвращение к традиционным технологиям светописи. Это касается далеко не нишевых групп, это растущий тренд и в коммерческой фотографии. Солидные издания вроде Vogue снимают преимущественно на пленку. В 2022 г. компания Leica впервые за долгое время презентовала новую пленочную фотокамеру, римейк легендарного образца 1984 г. Leica М6, и сегодня у них в модельном ряду 3 пленочных камеры.

В России возрождение аналоговой фотографии тормозится технологическими и политическими причинами. Все западные производители пленки ушли из РФ после 2022 г., своей же цветной фотопленки у нас не выпускают (фирмы «Тасма» в Татарстане и «Славич» в Ярославской области производят только черно-белую пленку и фотобумагу). Все попытки ее импортозамещения провалились из-за неудовлетворительного качества цветопередачи и несовместимости с процессом обработки пленки С41. Ведь пленку мало произвести — ее же надо еще и обработать, а в России никто не производит и никогда не производил аппаратуру для автоматической проявки. Такую аппаратуру производит только немецкая Jobo.

До введения санкций проявочные киоски в российских городах стояли на каждом углу, а сегодня на всю Москву осталось только три лаборатории по проявке пленок, которыми пользуются в основном профессиональные фотографы, имеющие возможность западные пленки получать по своим каналам. Когда я открывал свою лабораторию в ОАЭ, мне местный дилер сказал, что в месяц они продают до 2,5 тыс. катушек пленки только производства Kodak. Для страны с населением 10 млн это огромный спрос.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Технологии, 13 окт 11:00
Новой технологии нужно время, чтобы оказать влияние на экономику
Технологии, 8 окт 20:01
Пузырь на рынке ИИ грозит глобальным кризисом
Технологии, 12 сен 10:45
Техника глубокого погружения
Технологии, 10 сен 20:40
Почему акции Apple падают после презентации новых iPhone
Свежие материалы
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда
«Белый лебедь» распугал «медведей»
Финансы,
Владимир Путин и Дональд Трамп вернули рынок акций в восходящий тренд