Согласно последнему квартальному отчету (за II квартал 2025 г.), финансовые показатели Eastman Kodak стремительно катятся под гору. По сравнению с тем же кварталом 2024 г., консолидированная выручка сократилась на $4 млн (с $267 млн до $263). Валовая прибыль упала на $7 млн; EBITDA — на $3 млн. Остаток средств на конец квартала сократился на $46 млн по сравнению с показателями на конец 2024 г. (с $201 млн до $155).
СЕО компании Джим Континенца признал, что у фирмы отсутствуют свободные средства, чтобы выплатить в срок долги, достигающие $500 млн. После публикации результатов отчета акции Kodak подешевели сразу на 25%.
В начале 1970-х годов марка Kodak была в США практически синонимом фотопринадлежностей — ее продукция занимала до 90% этого рынка. Ирония судьбы состоит в том, что именно этой фирме принадлежит патент на первую в мире цифровую камеру (1975), однако в итоге она проиграла конкуренцию в цифровом сегменте фотографической техники. В 2012 г. компания уже подавала на банкротство с долгами в размере $6,75 млрд перед 100 тыс. кредиторами.
В качестве спасательного круга руководство Kodak рассматривает свое фармацевтическое подразделение, запущенное в 2020 г. Оно производит различного рода биохимические препараты для нужд медицины, включая вакцины.
«Сегодня пленочно-бумажная фотография — это как виниловые диски, занятие для гурманов»

Руководитель научной группы «Цветовая вычислительная фотография» Института искусственного интеллекта (AIRI):
Производство фотопленки сегодня представляет собой в значительной степени нишевый продукт, однако Kodak — производитель не только пленки, это конгломерат, выпускающий множество сопутствующих (и не вполне сопутствующих) товаров. Тем самым фирма страхует себя от провалов в одном сегменте за счет роста других сегментов, тех же цифровых камер, которые сегодня имеются у каждого первого.
В истории Kodak был курьезный эпизод, когда один из ее топ-менеджеров в 1970-х годах предложил заняться производством цифровых фотокамер, но его идею отвергли с порога. Зато её подхватили другие компании, и это был первый удар по индустрии производства пленки, в том числе по самому Kodak. Сегодня пленочно-бумажная фотография в разных ее проявлениях, например, Polaroid — это как виниловые диски, занятие для гурманов, так как подавляющее большинство пользователей давно и прочно ушли в цифру. Я смотрю на своих студентов и вижу, что те, кому меньше 20 лет, вообще плохо себе представляют, как устроена пленочная фотография.
Даже в кинематографе сложилась тенденция отказа от целлулоидной пленки — все больше фильмов снимается на цифровые камеры. Есть даже картины и музыкальные клипы, снятые от первого до последнего кадра на мобильные телефоны, хотя пока это, конечно, разовые эксперименты.
Это, кстати, ответ на вопрос, почему в России промышленность так и не достигла того уровня, чтобы производить собственную цветную пленку. Мы пропустили пик рыночного спроса на эту продукцию; сейчас нет экономического смысла выпускать цветную пленку: у нас нет рынка сбыта, который окупил бы затраты на разработку и производство.
«Дела у Kodak еще вполне могут пойти в гору»

Фотокорреспондент Associated Press и France Press (1998–2008), амбассадор бренда Nikon Corp в РФ:
Свежий отчет компании Kodak совсем не является для нее некрологом. У компании огромное количество направлений — пленочное, фотохимическое, механическое и др., и если какие-то из них уходят в минус, другие — как в данном случае фармацевтическое — вполне способны удержать фирму на плаву. Важно и то, что Kodak занимает львиную долю мирового рынка матриц для фотокамер, и без ее продукции многие производители цифровых фотоаппаратов просто не выживут.
Большое заблуждение полагать, что аналоговая, пленочно-бумажная фотография — это умирающая технология. Совсем нет. Фотографический мир сегодня переживает ренессанс аналоговой фотографии — людям надоели искусственные, идеализированные, оторванные от реальности цифровые искажения цветопередачи снимков. Тот же Kodak ежегодно наращивает производство фотопленки, но спрос опережает предложение — за пленкой, любительской, профессиональной, киношной — стоит очередь. Поэтому дела у фирмы еще могут вполне пойти в гору.
В 2020 г. даже был снят документальный фильм «Ренессанс», освещающий неожиданное возвращение к традиционным технологиям светописи. Это касается далеко не нишевых групп, это растущий тренд и в коммерческой фотографии. Солидные издания вроде Vogue снимают преимущественно на пленку. В 2022 г. компания Leica впервые за долгое время презентовала новую пленочную фотокамеру, римейк легендарного образца 1984 г. Leica М6, и сегодня у них в модельном ряду 3 пленочных камеры.
В России возрождение аналоговой фотографии тормозится технологическими и политическими причинами. Все западные производители пленки ушли из РФ после 2022 г., своей же цветной фотопленки у нас не выпускают (фирмы «Тасма» в Татарстане и «Славич» в Ярославской области производят только черно-белую пленку и фотобумагу). Все попытки ее импортозамещения провалились из-за неудовлетворительного качества цветопередачи и несовместимости с процессом обработки пленки С41. Ведь пленку мало произвести — ее же надо еще и обработать, а в России никто не производит и никогда не производил аппаратуру для автоматической проявки. Такую аппаратуру производит только немецкая Jobo.
До введения санкций проявочные киоски в российских городах стояли на каждом углу, а сегодня на всю Москву осталось только три лаборатории по проявке пленок, которыми пользуются в основном профессиональные фотографы, имеющие возможность западные пленки получать по своим каналам. Когда я открывал свою лабораторию в ОАЭ, мне местный дилер сказал, что в месяц они продают до 2,5 тыс. катушек пленки только производства Kodak. Для страны с населением 10 млн это огромный спрос.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag