Не яблочный год
9 сентября в штаб-квартире Apple в Купертино (шт. Калифорния) были продемонстрированы новые наушники AirPods Pro 3, две модели Apple Watch и очередное поколение смартфонов — iPhone 17, в которое вошла модель Air толщиной 5,6 мм. Инвесторов показ не впечатлил: к закрытию торгов котировки на Nasdaq просели на 1,48% и продолжили снижение на премаркете.
«Это реакция на отсутствие позитивных сюрпризов на презентации — компания не анонсировала ничего, что не было тем или иным образом известно рынку, отсюда и разочарование», — отметил в беседе с «Экспертом» портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Никита Зевакин.
Из-за зависимости Apple от азиатских поставщиков, в особенности от Китая, ее акции чувствуют себя не лучшим образом с весны, когда началась торговая война президента США Дональда Трампа со всем миром. «Apple максимально чувствительна к тарифам на импорт товаров из Китая и Индии, где находятся основные производственные мощности компании», — пояснил эксперт по фондовому рынку «БКС Мир Инвестиций» Денис Буйволов.
Особенно плохи дела стали весной, когда Трамп приступил к торговой эскалации. Худшими для Apple с 2000 г. стали 4 сессии с 3 по 8 апреля, за которые ее акции обвалились на 23% — с $224 до $172. Это произошло на фоне того, как Трамп 2 апреля объявил о «по-доброму ответных» пошлинах в 10-50% против почти всего мира, а в последующие несколько дней разогнал тарифы для Китая до 145%.
«Введение тарифов безусловно увеличило риски снижения рентабельности основного бизнеса компании», — говорит Никита Зевакин. И добавляет, что высокие пошлины на продукцию из широкого ряда стран, включая Индию, ударили по планам менеджмента Apple на диверсификацию цепочек поставок из КНР.
Преодолеть высоту, с которой они обрушились в апреле, акциям Apple не удавалось следующие 4 месяца. Вдобавок к торговой политике США давление на них оказали еще целый ряд факторов, отмечает Никита Зевакин. По его словам, один из них — слабый спрос в КНР. Так, по данным Canaly, по итогам 2024 г. Apple опустилась на третье место по проданным смартфонам в Китае, уступив лидерство Vivo и Huawei. В итоге Apple в 2025 г. шла на существенные снижения цен на смартфоны, присоединившись к программе китайского правительства по мотивации спроса на электронику (субсидирование части стоимости таких товаров для граждан).
Другим негативным фактором стала ситуация вокруг отношений с Google: американский суд с прошлого года рассматривал возможный запрет на использование ее поисковика по умолчанию на устройствах Apple, за что та получает от поискового гиганта более $20 млрд в год.
«Запрет таких платежей мог существенно ударить по финансовым результатам компании, так как на данное направление бизнеса приходится почти четверть выручки высокорентабельного сегмента сервисов. 2 сентября суд принял решение, которое позволит Apple получать платежи и дальше, что значительно снизило неопределенность для инвесторов и привело к росту бумаг», — говорит Никита Зевакин.
Августовское восстановление произошло еще и потому, что снизились опасения относительно тарифной политики Трампа, отметил в комментарии «Эксперту» Денис Буйволов. Произошло это после того, как 6 августа Дональд Трамп предложил ввести новую пошлину в 100% на микросхемы и полупроводники и заявил, что она не коснется компаний, которые обязались производить свои товары в США. Дело в том, что в тот же день Тим Кук заявил о планах Apple в течение 4 лет вложить дополнительные $100 млрд в американских производителей деталей для ее продукции. Вслед за этим акции компании перешли к росту и в первые дни сентября подобрались к $240, то есть к уровню февраля — начала марта.
Яблоки пошли не те
9 сентября одновременно с бумагами самой Apple упали в цене и акции ее азиатских поставщиков: китайского сборщика Luxshare Precision — на 1,2%, китайского производителя стекол Lens Technology Co Ltd — на 1,5%, тайваньского производителя объективов LARGAN Precision и южнокорейского производителя дисплеев LG Display — на 1,3%, китайского производителя аудиокомпонентов AAC Technologies — на 0,6%.
По словам Дениса Буйволова, эта широкая просадка связана с тем, что презентация вышла «умеренно пессимистичной»: как и в предыдущие годы, на ней было представлено очень мало инноваций, а, как известно, отсутствие новинок, заставляющих пользователей желать сменить уже имеющийся у них гаджет, «удлиняет циклы обновления устройств и ограничивает потенциал роста выручки для компании».
Снижение котировок углубилось на следующий торговый день: 10 сентября в 19:00 по Москве (спустя 2,5 часа после открытия сессии) бумаги Apple проседали на 3%.
Еще одной причиной падения аналитики называют отсутствие на презентации Apple значимых анонсов по развитию продуктов на основе искусственного интеллекта (ИИ). «Компания продолжает „искать себя“ в данном тренде, который может существенно изменить бизнес, отсюда и нервозность инвесторов. Пока что Apple не способна предложить потребителям конкурентный продукт в области ИИ — ее интеллектуальный помощник Siri отстает от решений от OpenAI или Google», — говорит Никита Зевакин.
ИИ-сервис Apple Intelligence, представленный в июне 2024-го, подвергается критике из-за ошибок в работе и постоянных задержек выхода различных функций. Издание The Information отмечало, что на момент первой презентации у многих продемонстрированных функций не было даже работающих прототипов. Разочарование в этом сервисе аналитики называют одной из причин низких стартовых продаж iPhone 16, которые не дотягивали до прогнозных значений: предзаказы в первую неделю оказались на 12% ниже, чем у прошлогодней модели.
«Apple Intelligence нуждается в полном переосмыслении. Эта система оказалась настоящей катастрофой. У Apple нет ответа ни Google Gemini, ни Galaxy AI», — констатирует портал Android Police.
The Verge отмечает, что кадровые перестановки и постоянные перемены курса в работе над ИИ-сервисом подорвали моральный дух многих сотрудников Apple, которые стали покидать компанию на фоне более выгодных карьерных предложений у конкурентов. Издание пишет, что на презентации 9 сентября решили не поднимать тему ИИ, чтобы не создавать у пользователей завышенных ожиданий от новых iPhone, как это было с iPhone 16. Спасти положение могло бы партнерство с лидерами ИИ-рынка, об открытости к которому Apple стала заявлять летом 2025 г.
«Клиентская база Apple превышает 1 млрд человек, тот же Google будет рад распространять свой ИИ-сервис через такой канал, пусть и на коммерческой основе, — рассуждает Никита Зевакин. — Недавнее решение американского суда открывает путь для такого сотрудничества. Apple оно позволит снять риски неудовлетворенности клиентов, а Google — нарастить монетизацию: с каждой подписки гигант может брать процент, который с высокой рентабельностью будет „заезжать“ в P&L компании».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag