Интервью

От тарифов к персонализации

Как операторы связи будут менять работу с клиентами

От тарифов к персонализации
Фото: пресс-служба МТС
В последние годы рост российского телеком-рынка в B2C-сегменте «уперся в потолок»: на одного пользователя уже приходится по две SIM-карты, а рост объема рынка в ближайшие годы может замедлиться. В таких условиях операторам связи все чаще приходится не просто продавать услуги связи, а создавать новую ценность в своих продуктах и услугах для B2C-рынка. Вице-президент по розничному бизнесу МТС Юрий Нефедов объясняет, для чего операторам нужно удивлять абонентов, какие технологии будут внедряться в телеком-продукты и почему понятие «тариф» скоро исчезнет.

Российский телеком рынок, судя по недавним данным Минцифры, демонстрирует уверенный рост: выручка сектора в 2024 году достигла 2,1 трлн рублей, прибавив 7,8% год к году. Объем мобильного трафика вырос на 13,9%, фиксированного — на 28,1%, а общее число интернет-абонентов превысило 188 млн.

Цифры могут обнадеживать, но за ними при ближайшем рассмотрении скрывается простой факт: рост рынка замедлился, прошлогодние показатели не перекрывают инфляцию — 9,52% по данным Росстата, а в будущем темпы роста рынка могут замедлиться. К такому выводу пришли аналитики Nexign: они предполагают, что до 2027 г. телеком будет расти не более чем на 6% ежегодно. Расти рынку в рознице практически некуда: на одного абонента уже в среднем приходится по две SIM-карты. К тому же, индексация тарифов в текущих условиях — это крайне непростой процесс для любой телеком-компании.

Но проблема не только в этом. Сама связь перестала быть продуктом активного выбора, превратившись в нечто столь же базовое и незаметное, как воздух. Удивить абонента скидкой или новым пакетом гигабайтов сегодня практически невозможно — это больше не ключевой фактор лояльности. Когда вы, например, в последний раз всерьез беспокоились о нехватке минут или трафика? Поэтому перед операторами при работе в B2C встает сложная задача: не просто предоставить услуги связи, а создать для абонента принципиально новый опыт, тот самый «вау-эффект», который переопределит его ожидания.

Два тренда, меняющих индустрию

В этих условиях российские игроки уже начали двигаться по двум ключевым векторам. Во-первых, происходит глубокая технологизация традиционных продуктов. Речь уже не о простых «опциях», а о внедрении решений, кардинально меняющих пользовательский опыт: очистка страниц от рекламы, AI-ассистенты в поддержке, предиктивные антифрод-системы, блокирующие спам до первого звонка, интеграция телеком-продуктов в элементы «умного дома», внедрение геймификации в экосистемные решения и так далее. Мы в МТС уже идем по этому пути. Например, в Membrana мы объединили связь с сервисами по защите приватности пользователя в сети. К тому же, наши решения, защищающие абонентов от мошеннических звонков, уже давно известны на рынке. Таким образом мы создаем для абонентов новую ценность в привычных продуктах, объединяя классический телеком и инновационные решения. Впрочем, по этому пути идем не только мы: схожего подхода начинают придерживаться и другие участники российского рынка связи.

Во-вторых, операторы переходят от массовых тарифов к гиперперсонализации, основанной на анализе больших данных и реального поведения абонента. Клиент устал быть просто «сегментом» в маркетинговой базе. Он ждет предложения, учитывающего его уникальные паттерны: время и место использования трафика, предпочтения в сервисах, даже частоту звонков близким или активность в соцсетях. Фокус смещается с продажи универсальных пакетов на создание по-настоящему индивидуальных цифровых контрактов.

Так, мы запустили тариф Reel, ориентированный на молодежную аудиторию. Он адаптирован под их ритм жизни: акцент сделан на безлимитных соцсетях и видеоплатформах, гибкие опции и формат контента и интерфейса, говорящий с ними на одном языке. По схожему пути мы пошли и в приложении «Прогрессоры», объединив тариф с геосервисами, играми и виртуальной валютой, которую можно потратить на скидки, оплату тарифа, а также у партнеров.

Сценарии развития

То, о чем я рассказал выше — первые признаки трансформации, которая предстоит российскому телеком рынку. Продуктовая стратегия операторов будет развиваться в трех основных направлениях. Первое — выход за рамки традиционного телекома. Ценность будет создаваться не гигабайтами, а экосистемой сервисов: интеграцией со стриминг-платформами, финансовыми услугами, умным домом, облачными решениями. Связь уже становится точкой входа в мир комплексных решений повседневных задач.

Второе направление — наполнение продуктов технологиями, закрывающими конкретные «боли» клиента. Это могут быть сервисы для защиты приватности, развлечений и другие функции, делающие связь более технологичной. В будущем нас ждет внедрение прямо на сети ИИ-агентов, способных, например, прямо во время разговора обеспечить потоковый перевод речи.

Третья, и самая неизбежная тенденция — окончательный уход от понятия «тариф» в его нынешнем виде. Искусственный интеллект и предиктивная аналитика позволят формировать динамические, адаптивные предложения, которые будут подстраиваться под жизнь абонента автоматически: добавлять трафик перед поездкой, предлагать оптимальный пакет минут для регулярных звонков, интегрировать нужные сервисы по подписке.

Российский телеком стоит на пороге радикальной трансформации. Инвестиционное давление — будь то развертывание 5G или модернизация инфраструктуры, а также борьба за абонента требуют от участников рынка новых подходов. Выиграет не тот, кто предложит больше гигабайт за рубль, а тот, кто даст абоненту принципиально новый опыт телекоммуникаций.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Технологии, 21 янв 20:10
Установлен рекорд по запускам мощными носителями низкоорбитальных спутников
Технологии, 10 янв 18:50
Развитие интернет-технологий обеспечило рост космической индустрии
Технологии, 4 окт 18:00
За год число DDoS-атак на телекоммуникационную инфраструктуру выросло в 50 раз
Технологии, 12 июн 2024 11:30
Что дает сотовым операторам ужесточение правил регистрации новых номеров
Свежие материалы
Жадность сильнее страха
Инвесторы скупают долгосрочные ОФЗ в надежде на 30–40% годовых
Отчего люди не летают
В мире,
10 крупнейших авиационных коллапсов XXI века
Дональд Трамп сложил оружие в Евросоюз
В мире,
ЕС согласовал условия энергозависимости от США