В последней картине серии «Не время умирать» в одной из самых зрелищных сцен в кадре появились автомобили с номерами Свердловской области и Чеченской республики, преследовавшие агента 007. На этом фоне даже немного удивительно, что шпионское кино не спешит всерьез освежить старые методы. Так, в «Последней расплате» — восьмом фильме франшизы «Миссия невыполнима» русский след мерцает сложной эмоцией. Наверное, ее можно назвать «восхищенным сочувствием». Дело в том, что ключевое значение для сюжета имеет атомная подлодка «Севастополь», использовавшая себе на беду новейшую модель искусственного интеллекта под названием «Сущность». ИИ оказался настолько продвинутым, что заставил экипаж уничтожить «Севастополь» собственной торпедой. В общем, Круз на своем любимом языке трюкового комикса призывает то ли к настороженности, то ли к объединению перед лицом машинной угрозы. Русская подлодка в этом контексте — просто максимально выигрышный образ.
Однако, и кроме Тома, в американском кино есть сознательные граждане. Прежде всего это Джордж Клуни, который в качестве режиссера и продюсера специализируется на политическом кино — либерально-демократического, разумеется, толка («Доброй ночи и удачи», «Мартовские иды», «Операция «Арго», «Сириана»). Его новейший проект — прошлогодний сериал «Агентство», который является адаптацией французского шоу «Бюро». Речь там идет о разведчике (Майкл Фассбендер), которому рабочая необходимость не дает возможность прийти в себя после миссии в Эфиопии. Новое задание имеет уже славянский акцент: в Минске пропал оперативник, а во второй серии с экрана звучит украинская речь. Известно, что у Клуни и его команды для этих сцен были специальные консультанты, шли переговоры и о съемках непосредственно на территории Украины. В итоге роль Белоруссии и Украины сыграла дружественная зарубежным кинематографистам Эстония.
Неспособность удержаться от спекуляций вокруг СВО — вещь понятная, объяснимая и лишенная какой бы то ни было интриги. Куда более любопытен интерес к Минску, который раньше в зарубежном кино так часто не фигурировал. Белорусская столица стала местом действия сериала «Последний отсчет», который прямо сейчас выходит на сервисе Amazon Prime по серии в неделю. Речь в нем идет о команде аутсайдеров разнообразных спецслужб (два ботаника с амбициями, сорвиголова с онкозаболеванием и наркозависимая полицейская), собранных для поимки белорусского же подрывника. У злоумышленника по имени Борис Волчек есть подробная предыстория, в которой фигурирует американская резидентура и погибший по ее вине брат. Интересен выбор фамилий: помимо Волчека, фигурирует персонаж по имени Тимур Новиков (видимо, в честь иконы ленинградского арт-подполья восьмидесятых) и целое семейство, носящее фамилию Дурко (с ударением на первый слог). Супруги Дурко, в частности, вспоминают, что на первом свидании будущий глава семьи «был похож на Янковского». Правда, не уточняется, на которого — актер Дэниел Черныш больше похож на Ростислава, брата Олега Ивановича.
Как бы то ни было, «Волчек» и «Новиков» говорят о некотором погружении в контекст славянской жизни — причем той части, что связана с искусством. Удивительно, что сценарий «Последнего отсчета» в одиночку написал не какой-то американский русофил, а Дерек Хаас — человек, прославившийся запуском долгоиграющих сериалов «Медики Чикаго», «Пожарные Чикаго» и «Полиция Чикаго». Каждый из них идет уже больше десяти лет, так что, кто знает, может быть у «Последнего отсчета» большое будущее.
Все это не слишком далеко ушло от российских сериалов типа «ГДР» или «Варшава’21», которые тоже не предлагают яркой трактовки текущей реальности, а лишь более или менее исправно выполняют пропагандистские функции. Американские шоу традиционно исполнены дороже, но так же пытаются воскресить дух Тома Клэнси, как и российские призывают призрак Юлиана Семенова. Получается в обоих случаях так себе.
Клэнси в свое время создал своего рода золотой стандарт жанра — «Охоту за „Красным Октябрем“» (1990 г.), где среди прочих героев фигурировал замполит по имени Иван Путин. История про советскую подлодку под управлением Шона Коннери, грозно плавающую у берегов США, была лихо придумана и мастерски поставлена Джоном Мактирнаном. При всем комизме отдельных сюжетных поворотов, это был мастерский политический триллер. Его авторы понимали: ничто так не способствует успешному исполнению идеологической функции, как сильный сюжет. С российской стороны вспомним «ТАСС уполномочен заявить» — образцовый политический детектив, в котором Вахтанг Кикабидзе сыграл одного из самых убедительных американцев в истории неамериканского кино.
Примеры другого подхода — «Красный рассвет» Джона Милиуса с высадкой советских войск в Колорадо и «Красная жара» с капитаном милиции Иваном Данко в исполнении Арнольда Шварценеггера. Эти картины были сделаны по обратном принципу — настолько нагло и ярко, что достоверность была второстепенна. Сейчас работа в этом направлении тоже ведется, причем буквально интернациональными силами. Речь о боевике «Главы государств», который для Amazon снял наш соотечественник Илья Найшуллер. В центре сюжета — американский президент Уилл Дерринджер (Джон Сина) и британский премьер Сэм Кларк (Идрис Эльба), которые стали жертвами заговора с участием высших лиц США, и — российского торговца оружием по фамилии Градов (в этой роли замечательный британский актер Пэдди Консидайн). Найшуллер здесь отдает дань своему детству — в частности, упомянутой «Красной жаре», хотя русский громила в исполнении австрийского здесь заменен на американского экс-рестлера.
Дерринджер и Кларк, кстати, после крушения борта номер один тоже оказываются в Белоруссии, где встречают стайку гопников и готовую присягнуть господину президенту крестьянку. Ее играет Ингеборга Дапкунайте, которая рассталась с амплуа холодной и царственной блондинки, которое подарило ей русское кино. Еще один гость из этого мира Александр Кузнецов здесь играет типичного плохого русского — головореза на подхвате у Градова. Трюковых сцен у него много, а вот слов — нет совсем. Обсуждать весь этот обаятельный балаган всерьез, конечно, не стоит.
Как бы то ни было, сфера политического вновь вызывает интерес у кинематографистов по всему миру, и этот интерес неуклонно растет. И кажется, что скоро нас ждет по-настоящему весомый образец жанра — «Кремлевский волшебник» Оливье Ассаяса, который вошел в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля. Это фильм, поставленный Джулиано да Эмполи. Речь в нем идет о телепродюсере Вадиме Баранове (Пол Дано), который становится политтехнологом Владимира Путина (Джуд Лоу). Прочие детали картины пока не раскрываются, но известно, что фильм длится два с половиной часа. Осталось только выяснить, будет ли хотя бы часть действия «Кремлевского волшебника» разворачиваться в Белоруссии.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag