Хоакин Феникс — актер, обладающий невероятным даром перевоплощения. Наивысшего признания — премии «Оскар» за лучшую мужскую роль — он добился, сыграв роль Джокера — персонажа, начиненного насилием, которое до поры до времени сдерживается психотропными препаратами. В фильмах Ари Астера («Эддингтон» — их вторая совместная работа, ей предшествовал фильм «Все страхи Бо») он продолжает воплощать образы людей, которые оказываются в жесткой социальной среде и встают перед выбором либо принимать со смирением удары судьбы и в конце концов умереть («Все страхи Бо»), либо выплеснуть во внешний мир агрессию, которая по своим масштабам может многократно превзойти силу воздействия.
В «Эддингтоне» раздражение шерифа (Хоакин Феникс) городка на 2345 жителей накапливается постепенно. Всё начинается с конфликта, спровоцированного отказом одного из жителей надевать маску при входе в магазин. Шериф, будучи астматиком, и сам страдает от необходимости носить маску: она провоцирует у него приступы удушья. Страж закона открыто признает абсурдность действующих правил: в городке введены меры безопасности, несмотря на то, что коронавирусная инфекция еще не добралась до здешних мест. На шерифа словно бы снисходит озарение, и он вызывается стать мэром Эддингтона. Казалось бы, выход найден: он придет к власти и тогда здравый смысл восторжествует. Но городок настигает эхо от еще одного рокового события лета 2020 г. — убийства Джорджа Флойда: вспыхнувшее вслед за ним движение Black Lives Matter — и ситуация выходит из под контроля.
Ари Астер воссоздает в «Эддингтоне» ситуацию, когда локальное сообщество вдруг выходит из психологического равновесия, когда сознание большинства людей оказывается беззащитным перед вторжением конспирологических идей. Режиссер отчасти демонизирует интернет как источник их распространения. По его версии именно новые информационные технологии становятся средством разобщения людей. До сих пор каждый из них внутри своей реальности, которая мирно сосуществовала с реальностями других людей. Для Ари Астера городок Эддингтон — миниатюрная модель Америки, которая оказалась на грани общественно-политической катастрофы в 2020 г. Никто из его героев для него не является злодеем. Любое из череды их преступлений меркнет перед вторжением в городок обезличенного зла, которое, воспользовавшись ситуацией нестабильности, вторгается в Эддингтон.
Новая информационная реальность для Ари Астера и есть тот самый Дикий Запад, аналогии с которым он проводит в своем фильме. Каждый рассказывает свою версию того, как устроен этот мир, и в критической ситуации это приводит к политическому и социальному хаосу.
— Меня завораживает это столкновение призраков прошлого с американской мечтой, — признает Ари Астер. — Противостояние истории и мифа и наши попытки спастись от реальности в мифологии. Все мы отягощены призраками, уходящими корнями к самым нашим истокам. Я начал писать в разгар локдауна, а сейчас всё теперь движется так быстро, что порой трудно проследить, что было три недели назад, не говоря уже о пяти годах. Мы живем внутри процесса. Это похоже на распад, но, возможно, на самом деле это своего рода созревание.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag